Занятие по экологии «Путешествие капельки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Андреева Ирина Георгиевна

Цель: Формировать представления о круговороте воды в природе.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

- Познакомить детей со свойствами воды (жидкость, без запаха, без вкуса, без цвета, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

-Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

Речевое развитие:

- Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

- Развивать умение грамотно строить высказывания

- Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.

- Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать, делать простейшие выводы.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя.

- Формировать умение быть доброжелательным собеседником.

- Развивать умение отгадывать загадки.

- Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие:

- Закреплять умения согласовывать свои действия с другими участниками.

- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.

- Выполнять совместные действия, поручения, задания.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать у детей изобретательские умения, учить использовать методы ТРИЗ.

- Учить понимать образный смысл моделирования.

- Закрепить цвета радуги

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, быстроту и логичность мышления.

Физическое развитие:

- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.

- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к здоровому образу жизни.

- Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

- Развивать ловкость, выносливость через подвижные и малоподвижные игры

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Материал: игровой персонаж – Капитошка; тазы с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе, атрибуты к игре «Радуга», тучка.

Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на занятии мы продолжаем с вами знакомиться с природой. Я предлагаю поприветствовать природу, друг друга и наших гостей:

Здравствуй, Солнце!

(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Небо!

(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!

(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Начнём наше занятие в уголке природы. Смотрите у нас гостья. Кто знает, как её зовут?

Дети: Капитошка

Воспитатель: Капитошка путешествует по свету в поисках своих сестёр – капелек. А в нашей группе живут сёстры Капитошки, капельки? Где?

Ответы детей: в кране, в графине, в бутылке для полива растений.

Воспитатель: В мире много есть воды –

Это знаем я и ты.

Где же капельки живут?

Расскажите-ка нам тут

Дети берут картинки и рассказывают:

Родник – ключ, бьющая из земли вода, кpиница, животок, водничек, место pождения ключа. Родник – это не просто душа водного мира, это начало жизни на Земле, это источник всего живого.

Реки – источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле. У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощникам человека.

Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше. Вода в озере пресная. Озёра не соединяются ни с морем, ни с океаном.

Море – это огромное водное пространство. На нашей планете много морей. Керчь – город двух морей.

Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

Воспитатель: Ребята, Капитошка говорит вам спасибо за интересный рассказ о своих сестрах, которые живут в разных водных домах. Она как-будто побывала у них в гостях. А теперь Капитошка приглашает вас в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Воспитатель: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Воспитатель: (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,

Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.

Раз, два, три…Стали капельками мы.

Воспитатель: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. (Подходят к картине) Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Сейчас мы пойдём в лабораторию, где у нас на столах есть маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфетками руки. А теперь подойдите ко мне и возьмите любую геометрическую фигуру. Мы разделимся на три команды: у кого треугольники – подойдите к первому столу, квадраты – ко второму, круги – к третьему столу.

Воспитатель: Выложите на столе с помощью маленьких человечков модель воды.

Дети самостоятельно моделируют воду на столе.

Вывод: В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.)

Воспитатель: Капитошка путешествовала по свету и встретила солнышко. А капельки на солнце превращается в радугу.

Подвижная игра «Радуга»

Воспитатель: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играла, резвилсь, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет). А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

- Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит).

- Дети, а вы что- нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

- Артур, как называется дымок из чайника? (пар, Даша назови, что из чайника выходит? (пар).

-Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

- У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

- У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)

- Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка).

Воспитатель: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Воспитатель:

1. Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите, поскорей! (Туча)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Воспитатель: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако, затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Воспитатель: Посмотрите на карту. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите снег?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Воспитатель: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети показывают на модели.

Воспитатель: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю. Давайте вспомним, кем побывала капелька в нашем путешествии?

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде?

Ответы детей:

- Вода – прозрачная, не имеет цвета, запаха и вкуса.

- Вода может быть капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

- При нагревании вода превращается в пар

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Нам пора прощаться с Капитошкой. Давайте поможем Капитошке вернуться на тучку.

Упражнение на дыхание «Подуй на тучку»

Воспитатель: Капитошка улетела, но оставила нам подарок – это чистая родниковая вода. (Детей и гостей угощают водой)

Воспитатель:

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем

 

Наш большой природы дом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологии. «Путешествие капельки"

Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.Учить понимать, что чистая вода ...

Открытое занятие РМО по экологии "Путешествие капельки"

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе обучения позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, познавательные способности, умение изобретать...

Конспект занятия по экологии "Путешествие с капелькой".

Закреплять знания детей о значимости воды в жизни человека, в природе....

Конспект занятия по экологии "Путешествие капельки"

Закрепить знания детей. что вода очень важна для всех живых существ. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру....