Проект " Профессии твоих родителей!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Родионова Людмила Геннадьевна

Проект " Профессии твоих родителей!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dou_no16_onr.docx524.51 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад № 16 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ОНР

https://1.bp.blogspot.com/-YKOH8gB5684/XixBsqjYdjI/AAAAAAAABZM/K2gY0OUOyRkw6dUcdF3DHPOmGOAWQzbrgCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2584%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B8.png

Вид проекта: краткосрочный, познавательный, творческо-информационный.

Продолжительность проекта: с 9 по 15 марта 2021 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

Возраст детей: 6-7 лет

Актуальность:  

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых.

В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

          Гипотеза: Дети знают, что их родители работают, но мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к занятию матерей, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о профессиях, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе родителей  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цели проекта: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду через профессии их родителей.

Задачи проекта

1.Вызвать у детей интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

2. Расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

3. Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии. Привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии.

         4. Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

5. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

6.Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.

Принципы:

  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Методы проекта:

  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Беседы
  • Совместные игры
  • Экскурсии

Ожидаемый результат:
Для детей:

— наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

— обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

— понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

— сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

— пополнение лексики воспитанников;

— умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

— успешное взаимодействие со своими детьми;

— повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагогов:

— создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

— совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

—повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный этап

Форма организации

Содержание

Проблемная ситуация – не сформированность представлений о профессиях.

Информационное пространство для родителей

Сбор и изучение методической, справочной и художественной литературы

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды по данной теме

Определение  проблемы, темы, цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта

Информирование родителей о цели и задачах проекта, создание мотивации для дальнейшего участия в проектной деятельности

Изучение методической литературы по данной теме

Подбор художественной литературы

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Изготовление  атрибутов, костюмов для игр.

Основной этап

Форма организации

Содержание

Образовательная деятельность                ( Приложение 3)  

Познавательное развитие «Все работы хороши!»

Речевое развитие «Составление рассказов о представителях разных профессий с опорой мнемотаблицу»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Моя будущая профессия»  

Аппликация: «Разные профессии»

Лепка «Инструменты для профессии»

Конструирование «Автопарк» (Приложение 2)

Викторина «что мы знаем о профессиях» (Приложение 2)

Рассматривание иллюстраций

Книги  разных издательств по теме профессии

Чтение художественной литературы

  1. Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
  2. С. Михалков «А что у вас?» «Дядя Стёпа»
  3. В. Маяковский «Кем быть»
  4. К. Чуковский  «Доктор Айболит»
  5. Пословицы и поговорки, загадки  о труде (Приложение 6)

Дидактические игры

( Приложение 4)  

«Рассмотри картинки и назови профессии»,

«Скажи что делают с этим предметом», «Профессии», «Всё в мире перепуталось», « Кто что делает на работе?»,»Подскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи». (Приложение 6)

Сюжетно – ролевые игры

( Приложение 5)  

«Юный водитель»

«Супермаркет»

 «Банк»

«Салон красоты»  (Приложение 6)

Настольно – печатные игры

Собери картинку

Лабиринты «Профессии и инструменты»

Лото «Профессии»

Развивающие игры: «Играем в профессии», «Знаю все профессии».

Подвижные игры

( Приложение 6)  

«У ребят порядок строгий», «Цветные автомобили», «Поезд», «Продаём горшки», «Тише едешь дальше будешь», «Море волнуется», «Охотники и утки»,

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». (Приложение 6)

Пальчиковая гимнастика

( Приложение 7)  

«Профессии»
«Такие разные дела»
«Парикмахер»
«Профессии наших мам»
«Шофёр»
. (Приложение 6)

Работа с родителями

Консультации для родителей по теме проекта(Приложение 2)

Анкетирование родителей «Оцениваем свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии» (Приложение 10)

Подготовить рассказ родителей о своей профессии для рассказывания детьми в группе.

Участие в организации фотовыставки «Профессия моих родителей». 

Оформление работ по проектной теме «профессии моей семьи».

Заключительный этап

Форма организации

Содержание

Оформление выставки-презентации в группе

Выставка рисунков детей по проекту « Кем быть?»,

Альбом высказывания детей «Профессии наших пап и мам»

Презентация проекта.

Результаты проекта:

• Педагоги удовлетворены проведённой работой и результатами проекта.

• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

• Дети знают и называют большое количество профессий, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

• Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

• У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Приложение 1.

Диагностическая карта сформированности у детей старшего дошкольного возраста по профессиям.

Цель: выявить имеющиеся знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка.

Вопросы:

  1. Перечисли, какие профессии ты знаешь
  2. Какая профессия у твоих родителей
  3. Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь
  4. Какими качествами должен обладать полицейский
  5. Как называют врача, который лечит детей
  6. Какие инструменты нужны врачу для работы
  7. В чем состоит работа парикмахера
  8. Кого называют военнообязанными
  9. В чем состоит работа фармацевта
  10. Рабочие, каких специальностей участвуют в строительстве дома
  11. Какими качествами должен обладать аниматор
  12. В чем состоит работа домохозяйки
  13. Кому принадлежат данные инструменты:
  • Ручка, тетрадь, книга;
  • Ножницы, метр, пуговицы, иголка с ниткой;
  • Кисточка, карандаш, краски;
  • Лампочка, розетка, индикатор;
  • Гвозди, молоток, отверка.
  1. Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем
  2. Кем бы ты хотел стать. Почему?

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Оцениваем свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии»

Предлагаемая  анкета поможет определить степень Вашего участия в подготовке детей к труду и выбору профессии.

Инструкция: 
Ниже приведён ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить своё участие в профессиональной ориентации Вашего ребёнка. Внимательно прочитайте каждое из приведённых суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

Текст анкеты

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе. 
2. Мы с ребёнком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь). 
4. Мой ребёнок хорошо знает, где и кем я работаю. 
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребёнком его интересы и увлечения. 
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь). 
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребёнок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни. 
8. Большую радость и мне, и моему ребёнку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома. 
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребёнку. 
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребёнок обязательно туда поедет. 
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытьё посуды, покупка продуктов и т.д.) 
12. Я не хочу советовать ребёнку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно. 
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) ещё успеет в жизни наработаться. 
14. Я знаю, какие учебные предметы нравятся моему ребёнку, а какие нет. 
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за поступок и поощрять деньгами за хорошо выполненную работу. 
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребёнку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий, с ключом оценивается в 1 балл. 
Ключ: 
«да» - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16. 
«нет» - 3, 5, 6, 12, 13, 15. 
Суммируйте полученные баллы.

Если сумма их находится в пределах:

12 – 16 баллов: можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребёнка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности способности, расширяете его кругозор; 
8 – 11 баллов: Вы понимаете, важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании ребёнка; 
4 –7 баллов: этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребёнка ждёт впереди нелёгкая учёба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом; 
0 – 3 балла: у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чём-то помочь своему ребёнку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьёзно. Однако, ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьёзными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребёнка в учёбе, общественной работе, домашних делах.

                                                                                                            Приложение 3.

Конспект занятия по познавательному развитию

«Все работы хороши!»

Цель: Формирование представлений о значимости профессии строителя.  Воспитывать чувство признательности и уважения к людям разных профессий, к их труду.

Познакомить с названиями профессий; рассмотреть игрушечные рабочие инструменты.

Раскладывать блоки Дьенеша по цвету и конструировать постройки.

Двигаться в игровой ситуации.

Ориентироваться на картинке, используя условные знаки.

Делать постройку из кубиков по образцу.

Выкладывать, приклеивать изображение.

Методы: Словесные, наглядные, игровые.

Методические приемы:

Сюрпризный момент (в гости пришел Винни-Пух)

Игровой прием: игры «Кто что делает? «Разноцветные дома».

Задания: «Найди дорожку», «Дом из кубиков». Аппликация «Мастера».

Материал для занятия:

Демонстрационный: картинки людей разных профессий, игрушечные инструменты, картинка с дорожками, картинка домика из кубиков, кубики, игрушечный грузовик. Картинки с фигурами красного, желтого и синего цветов, блоки Дьенеша.

Раздаточный: картинки с дорожками, маркеры, материалы для аппликации.

Ход занятия.

Воспитатель (Восп.): Ребята, вы сегодня пришли в детский сад с каким настроением?

- с хорошим.

Восп.: Посмотрите на мои карточки:        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мимика\мимика весёлый.jpg            C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мимика\мимика грустный.jpg                  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мимика\мимика сердитый.jpg

весёлый        грустный        сердитый

Как ещё можно сказать? Весёлый – радостный, грустный – печальный, сердитый – злой.

Какою карточку вы выберите для своего настроения?

Весёлый!

А к нам в гости пришёл Винни-Пух, и у него грустное настроение.

Винни-Пух, почему ты грустный?

Я просто не знаю кем я хочу стать и где я буду работать, когда я вырасту.

 Восп.: не переживай, Винни-Пух, дети тебе помогут.

Дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут и что будут делать. Лиза: Когда я вырасту, я хочу стать врачом и буду лечить людей.

Игра « Кто что делает?»

К нам пришли мастера:

картинки на магнитной доске;

Врач         Дворник        Парикмахер        Повар        Строитель

 Восп.: Это кто ? Что он делает?

Дети: Это повар, он варит суп и т.д.

Далее воспитатель показывает инструменты (игрушки).

У меня есть инструменты, давайте подумаем, кому они подойдут?

Это что? И кому он нужен?

Это половник, он нужен повару и т.д.

Ножницы, расческа – для парикмахера.

Шприц, фонендоскоп – врачу.

Воспитатель показывает сундучок с инструментами и спрашивает что это? Дети отвечают: это молоток, пила, плоскогубцы и т.д.

Кому нужны?

Строителю

Что строит строитель?

Дома

Какие дома?

Одноэтажные, многоэтажные (рассматривание картин «разные дома»).

Игра «Разноцветные дома»

Восп.: У Винни-Пуха дом разноцветный, а есть дома одного цвета.

Воспитатель показывает лист, на котором наклеены фигуры красного цвета.

Какие геометрические фигуры изображены?

Дети называют их: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Это дома.

На другом листе фигуры жёлтого цвета, на третьем синего (дети их рассматривают).

Воспитатель раскладывает эти картинки за разные столы. Ставит коробки с блоками Дьенеша, на общий

стол, и предлагает отнести цветные кирпичики к домам такого же цвета (синие к синим, желтые к желтым, красные к красным).

После того, как дети взяли блоки, они строят из них новые «необычные дома».

Воспитатель поощряет проявление фантазии у детей.

«Физкультминутка»

Во дворе этих замечательных домов построили карусели, мы на них покатаемся. Берите друг друга за руки, сделаем круг:

Мы на карусели сели Закрутились карусели (бежать по кругу)

Пересели на качели

Вверх летели, вниз летели! Вверх летели, вниз летели!

(подниматься на носочках вверх, приседать вниз)

«Найди дорожку»

Винни-Пух решил стать строителем. Он будет строить дом из кубиков. До кубиков идти далеко.

У Винни-Пуха есть картинка с дорожками. С одной стороны листа нарисован Винни-Пух, перед ним дорога, которая расходится на две дорожки, потом ещё на две. На дорожках разноцветные камушки,

Видите, край листа загнут, когда мы дойдём, посмотрим, что там нарисовано.

По какой дорожке надо идти, покажет подсказка (нужно идти и наступать на красный, желтый, зелёный камушек (овал).

Поможем Винни-Пуху:

сначала ему нужно наступить на красный камешек (рисовать маркером линию на дорожке, смотрите, дорожки раздваиваются.

Подскажите куда нужно наступить Винни-пуху? На жёлтый!

Идёт Винни-Пух, перед ним снова две дорожки: одна с синим, другая зелёным камешком. Куда идти? (туда где зелёный камешек)

Отгибаем край..

Действительно в конце дорожки кубики. Правильно мы Винни-Пуха проводили!

А если бы он неправильно пошёл, то кого бы он встретил? (Пяточка, дерево).

Дети выполняют задание на похожих картинках (дороги нарисовать по-другому, но цвета сохраняются. Край тоже загнут, там нарисованы кубики, грибы и пчёлы.

«Дом из кубиков»

Сверху какой кубик? (красный) Винни-Пух нарисовал план дома, который собрался построить. Давайте рассмотрим.

Внизу какого цвета кубики? (желтые)

Сколько их?

Три.

На жёлтых кубиках какие стоят? (синие)

Сколько их?

Три.

Давайте вспомним нашу деятельность:

-Какие задачи выполняли? (ответы детей) Молодцы!

-Что понравилось выполнять?

-Винни-Пух, а тебе понравилось, как дети работали?

-Винни-Пух: мне всё понравилось, я окончательно решил стать строителем. Эта профессия интересная и очень нужная.

Релаксация: пальчиковая игра «Профессии»

Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей.

(Кладём правую руку на левую, левую – на правую и т.д. всё выше и выше.)

Я – маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

Потолок («красим потолок»)

и кухню вашу.

(Движение рукой влево-вправо.)

Я – электрик. Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу. («Вкручиваем лампочку» - вра- щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком».

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны.)

Конспект занятия по речевому развитию

"Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы".

Цель: - Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя мнемотаблицу.

-Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

-Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

-Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

-Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: термометр, стетоскоп, таблетки, зеленка, йод, бинт, картинки профессий, картинки инструментов , халат, медицинская шапочка, медицинская аптечка.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, чтение

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети садятся перед компьютером.

Воспитатель предлагает игру “Отгадай загадки, назови профессии”.

По мере отгадывания на компьютере появляются  картинки с изображением людей разных профессий.

Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?

 (Пожарный)

Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет?

 (Шофер)

Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)

Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты?

(Повар)

Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины?

(Строитель)

Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?

 (Полицейский)

Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)

Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты?

 (Продавец)

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

(Доктор)

2.Сообщение темы занятия.

-Как можно назвать одним словом эти отгадки?

– Сегодня мы будем говорить о людях разных профессий, и составлять рассказы о них.

Звучит музыка

В группу приходит врач (медицинская сестра) в обычной одежде. Медсестра садится на стул, дети на подушки (лавку).

Рассказывает, почему она стала врачом: «Когда я была маленькая, я очень боялась врачей. Мне казалось, что они только и ждут маленьких девочек и мальчиков, чтобы сделать им больно и неприятно (делают уколы, мажут раны йодом и зелёнкой, дают таблетки) Но потом я поняла, что врачи – это очень добрые люди. Они всё время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели. И мне очень захотелось стать врачом, чтобы ко мне приходили все со своими проблемами, а я, конечно, всем помогала. Каждый день я прихожу в детский сад. Здесь моя работа. Я работаю медсестрой. У меня есть своё рабочее место, которое называется медицинским кабинетом.

-Как вы думаете, зачем медсестре нужен медицинский кабинет?

-Что там хранится и для чего?

Все медицинские работники должны соблюдать чистоту. Медсестра приходит на работу, надевает белый халат. (Медсестра показывает детям свой халат и надевает его.) Руки медсестры всегда должны бать чистыми, поэтому в медицинском кабинете есть раковина, мыло и чистое полотенце. У врачей много предметов помощников, без которых людям невозможно оказать медицинскую помощь».

Медсестра интересуется, какие врачебные предметы – помощники знают дети. Рассказывают о том,  что есть предметы, которые помогают искать врачу болезнь (определять заболевание), - термометр, стетоскоп (слушать лёгкие, сердце), специальные палочки, чтобы посмотреть горло. Предметы, которые помогают лечить болезнь. Таких предметов много.

 

Выставляет их на столик.

-Если заболело горло, то люди пьют таблетки и поласкают горло.

 Если человек упал и у него на колене ссадина, то понадобится вата, зелёнка и бинт (или пластырь) и т.п. (Медсестра демонстрирует предметы, о которых она рассказывает детям. Градусник помогает определить температуру тела, для этого его ставят под мышку и держат несколько минут.

Дети рассматривают термометр, отмечают его внешние признаки: сделан из стекла, очень хрупкий, его нельзя ронять, надо бережно хранить.)

Медсестра угощает детей витаминами  и уходит.

 Воспитатель показывает детям аптечку. Все рассматривают её содержимое, уточняют целевое назначение хранящихся предметов и препаратов. Затем он рассказывает и показывает, как надо пользоваться некоторыми препаратами.

3.Игра с мячом “Кто где работает?”

Дети встают в полукруг.

Учитель – в школе. Повар – в столовой; строитель – на стройке. Доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.

4.Игра “Кому, что нужно для работы?” 

Предметы и карточки лежат на столе. Дети, как на экзамене, выбирают карточку.

Воспитатель предлагает детям назвать нужные инструменты для своей будущей профессии и рассказать об этом.

– Доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп;

– учителю нужны книги, указка, доска, мел;

– милиционеру нужна рация, оружие, милицейская машина;

– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т.д.

5.Составление описательного рассказа о профессиях людей по мнемотаблице.

Дети возвращаются к компьютеру.

Воспитатель предлагает рассмотреть таблицу и уточняет с детьми:

-Что обозначает каждая картинка, последовательность рассказывания.

-Кто хочет напомнить?

Название профессии.

Место работы.

Что нужно ему для работы.

Одежда человека этой профессии.

Что делает человек данной профессии.

6.Самостоятельные рассказы детей по картинке с использованием схемы.

Интерактивная игра «Аквариум» (дети и «воспитатели») Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.

3-4 ребёнка.

-А какие врачебные профессии вы знаете?

 (строительные)

7. Анализ детьми рассказов своих товарищей. («воспитатели»)

8. Игра“Что будет, если…”

-Мы с вами поиграли, поговорили и убедились, что все профессии важны.

( Учить понимать значимость профессий в жизни людей; учить рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий)

  • Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
  • Что будет, если врачи перестанут лечить людей?
  • Что будет, если учителя перестанут учить детей?
  • Что будет, если строители перестанут строить дома?
  • Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
  • Что будет если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
  • Что будет, если дворник перестанет убирать на участках нашего города?

9.Итог  занятия. Воспитатель

Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением:

– Я буду строителем, построю дома, школы.

– Я буд

Конспект занятия по речевому развитию

"Моя будущая профессия".

 Задачи:

Развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Расширять и уточнять знания детей о роли занятости мужчины и женщины. Рассказать детям о женских и мужских профессиях.

Закреплять умения рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

Материал:

Бумага белая (альбомный лист), простой графитный карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Вы ответите мне дети,

Кто же лучше всех на свете

Вас сумеет угостить:

Напоить и накормить?      

Дети:- повар

Кто скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит?      

Дети:- милиционер

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней - сноровка.  

Дети:- слесарь

Целый день сегодня шью,

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка,-

Будет и тебе одежка.        

Дети:- швея, портниха

Как можно назвать отгадки одним словом?

Дети:- профессии

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся на парад мастеров. (Дети проходят по галерее). Каждый мастер (дети) одеты в свою профессиональную рабочую форму. Каждый ребенок рассказывает о своей профессии. Обращают внимание детей на картины «Профессии», «Инструменты».  После парада мастеров дети отправляются на выставку, где показаны изделия всех мастеров. Дети рассматривают их и определяют, какое изделие относится к какой профессии. Затем дети возвращаются в группу.

Вос-ль: Мы сегодня с вами познакомились со многими профессиями.

Что же такое профессия?

Дети:- Это дело, которым занимаются родители на работе.

Назовите профессии своих родителей.

Дети:  Учитель, милиционер, художник, пожарник.

Для чего нужны профессии?

Дети:  Для того, чтобы работать.

Для чего надо учиться профессиям?

Дети:  Чтобы быть умным, образованным.

Где им обучаются?

Дети:  В институтах, колледжах.

Вос-ль: Профессии могут быть мужские и женские. Назовите мужские профессии, женские.

Дети: Сварщик, пожарник, слесарь, токарь- это мужские профессии.

Воспитатель- это женская профессия.

Почему такие профессии как сварщик, слесарь должны быть только мужскими?

Дети: Потому что эти профессии требуют много сил.

А такие,  как воспитатель - женскими?

Дети: Потому что с детьми должны работать только добрые женщины.

Кем вы хотите стать, когда вырастите? Почему?

Дети: Шофером, учителем, пожарником, воспитателем.

Хочу быть как мама, как папа. Хочу быть учителем, чтобы учить детей. Хочу быть милиционером, чтобы ловить преступников.

Прослушайте отрывок из произведения В. Маяковского «Кем быть?» (Воспитатель читает). Да, действительно, профессий очень много и все они важны и нужны.

Физкультминутка.

- Я буду рассказывать про себя, а вы - про себя. Для этого делайте то же, что и я, и повторяйте слова.

В: Я иду,                                            А потом я с лавки встала,

Д: И мы идем.                                   А потом мы с лавки встали.

В: Я пою,                                           И руками помахала,

Д: И мы поем.                                   И руками помахали.

В: Я бегу,                                           В ладоши похлопала,

Д: И мы бежим.                                 В ладоши похлопали.

В: Я на лавочку присела,                 Десять раз поприседала,

Д: Мы на лавочку присели.             Десять раз поприседали.

Сегодня на занятии вы нарисуете ту профессию, которая вам больше всего нравится, и которую хотите  выбрать в будущем, когда станете большими. Вспомните, какая форма одежды должна быть у мастера данной профессии, какие должны быть инструменты, изделия. Сначала надо нарисовать простым карандашом, располагая изображение на весь лист, а затем раскрасить цветными карандашами. Дети рисуют, воспитатель проводит индивидуальную работу.

По окончании работы проводится пальчиковая гимнастика:

             Молоток.

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял

Раз, два, три, четыре,

Вот и гвозди мы забили.

           Пила.

Пилит толстый ствол пила,

Раз- два, раз-два,        

Раскалилась добела,

Раз- два, раз- два.

Анализ работ:

Дети рассматривают работы, рассказывают, почему нарисовали именно эту профессию, выбирают  наиболее интересные рисунки.

По желанию играют в дидактическую игру «Подбери инструмент».

Конспект занятия по аппликации

"Инструменты для профессии".

Задачи:
- Познакомить детей с несколькими видами профессий.
- Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
- Воспитывать уважение и доброе отношение к людям различных профессий.
Словарная работа: обогащение словаря.
Материалы: белый картон, самоклеющаяся бумага, ножницы, образец аппликации, мяч, картинки: Незнайка, Тюбик, Гусля, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, чудо – мешочек с предметами разных профессий.

Ход занятия.

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: Присаживайтесь на стульчики и начнем. К нам в гости пришел Незнайка (игрушка или картинка) и просит помочь ему с выбором профессии. У его друзей в Цветочном городе есть профессии: Тюбик – художник, Гусля – музыкант, Пилюлькин – врач, Винтик и Шпунтик – механики. Мы сегодня вспомним все, что знаем о профессиях, а Незнайка выберет ту профессию, которая ему понравилась больше всего.
В: Давайте сначала познакомим Незнайку с профессиями, которые есть у нас в саду. Мы с вами были на экскурсии и наблюдали кто и чем занимается. Расскажите Незнайке, кого вы видели, поднимаем руку и отвечаем.
Д: мы были на кухне.
В: И кого вы там видели?
Д: повара
В: А чем он занимается?
Д: готовит нам кушать.
В: А где еще были?
Д: в медицинском кабинете
В: А кого вы там видели?
Д: медсестру
В: А чем медсестра занимается?
Д: Следит за нашим здоровьем.
В: А кого вы еще видели? (вахтер, охранник, прачка, заведующая, старший воспитатель) В: Вот оказывается сколько существует профессий, И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Давайте поиграем в игру.
(Игра «Кто что делает»)
Встали со стульчиков и встаем в круг на ковре. (Воспитатель бросает мяч, а ребенок должен закончить предложение.) Учитель – учит Парикмахер – подстригает, расчесывает, делает прическу. Пилот – управляет самолетом Шофер – водит машину Строитель – строит (и т. д.)
В: Детки, а кем работаю ваши родители?
Д: мой папа – полицейский, моя мама – врач…и т.д.
В: Хорошо, молодцы, давайте немного разомнемся и проведем физкультминутку.
Физкультминутка:
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)
В самолете полетели (покружиться вокруг себя)
И шоферами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь у нас в руках ( руки перед собой»держим руль»)
Быстро едим просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладем ровно кирпичи (руки перед собой, согнуты в локтях)
Раз – кирпич и два, и три- (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединить руки над головой)
Вот закончена игра, нам на стульчики пора.
В: Ой, молодцы! Садимся на стульчики и поиграем в дидактическую игру. Вот у меня чудо – мешочек, достаем по одному предмету и пытаемся догадаться, к какой профессии он относится. (фонендоскоп, поднос, касса, овощ, гитара, фотоаппарат, компьютерная мышь).
В: Молодцы! Я очень рада, что вы так хорошо стали разбираться в нужных профессиях, и каждый уже кем – то хочет стать. А теперь давайте с вами на время превратимся в строителей. Вот у нас на столе лежат разные геометрические фигуры, давайте попробуем из них построить детский сад. И назовем нашу работу «Мой детский сад» (аппликация).
В: Сначала рассмотрим готовую аппликацию. Ребята, а из чего состоит наш «дом»?
Д: из разных фигур.
В: Правильно, а какие фигуры тут есть?
Д: прямоугольники, квадраты, треугольник.
В: А какие цвета тут присутствуют?
Д: Розовый, желтый, зеленый и голубой.
В: Молодцы, так давайте начнем строить: берем самый длинный прямоугольник зеленого цвета – это будет наш фундамент, отделяем бумагу, и приклеиваем внизу картона. Затем берем желтый квадрат и приклеиваем над фундаментом. Теперь давайте приклеим дверь – это прямоугольник розового цвета. Ну вот, дверь есть, надо сделать окошки. Ребята, у нас есть прямоугольник голубого цвета, а как из него сделать 2 квадрата?
Д: Нужно сложить пополам и разрезать по линии сгиба.
В: Правильно! Давайте сложим прямоугольник пополам, теперь расправим и аккуратно разрежем ножницами. Вот и получились 2 окошка. Ну а про крышу мы забыли? Давайте возьмем розовый треугольник и приклеим крышу. Молодцы, вот и дом получился. Давайте детки повесим на доску ваши работы, а Незнайка побудет еще с нами и наверное все-таки определится с профессией.

Конспект занятия по конструированию

"Автопарк ".

Задачи. Формировать умение строить гараж по рисунку для конкретной машины, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни. Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать анализировать вариантные образцы-рисунки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Оборудование и материалы: демонстрационный материал – 10 машин разных цветов и величины (легковые, грузовые машины и автобусы); квадраты и нагрудные знаки «машина» красного, оранжевого, желтого, зелёного цветов для подвижной игры; рисунки с изображениями вариантных образцов построек гаража; набор строительного материала; раздаточный материал – крупный и мелкий строительный материал в достаточном количестве.

Ход занятия:

Педагог собирает подгруппу детей и предлагает послушать стихотворение А. Жулановой-Ханиной «Автопарк».

Собралось мальчишек двое:

«Автопарк давай устроим!»

Принесли по три машинки,

Новенькие, как картинки!

Подоспел с машинкой Влад

И свою поставил в ряд. Побежал Сергей домой –

Три машинки нёс с собой.

Вот теперь они стоят,

Будто вышли на парад!

И возник вопрос у нас:

Сколько же машин сейчас?

Помогите сосчитать,

Очень хочется узнать!

Воспитатель. И мне интересно, сколько же машин в автопарке у ребят? Давайте посчитаем. Сколько мальчишек  вначале собралось играть? Если ребята не могут ответить на вопрос, взрослый зачитывает строчки из стихотворения и задаёт вопрос ещё раз. По сколько машин они принесли? Кто из мальчиков принесёт три машины? Двое ребят приносят по три машины и располагают их на столе (ковре). Сколько машин принёс Влад?. Кто хочет принести ещё одну машинку? Принесённую ребёнком машину располагают на столе (ковре). Кто ещё принёс машинки? Сколько машин принёс Сергей? Петя, принеси столько машин, сколько принёс Сергей.

Давайте посчитаем, сколько же машин сейчас?

Воспитатель и дети считают машины, завершая подсчёт обобщающим жестом и словами «Всего десять машин».

Воспитатель. Сколько машин красного, синего, зелёного цвета? Сколько больших (маленьких) машин? Сколько всего машин? (Всего 10 машин). Сейчас мы поставим машины друг за другом по порядку.

Педагог говорит, какую машину (выделяя цвет, величину и другие отличительные признаки),  следует  поставить первой, второй и т.д., ребята выстраивают машины в этом порядке.

Воспитатель. Ира, поставь первой красную маленькую легковую машину. ( Ребёнок выполняет). Женя, возьми большую синюю машину и поставь её второй в этом ряду ( Ребёнок выполняет).

Так воспитатель с детьми выстраивает все десять машин в ряд.

Воспитатель. Сколько всего машин? (Всего десять машин) . Давайте посчитаем машины по порядку: первая машина, вторая машина, третья машина… десятая машина. Ребята, какая по цвету (по величине) машина стоит первой (второй, пятой?)? Какой по счёту стоит синяя (желтая, красная…) маленькая (большая, легковая или грузовая) машина? Сколько машин красного (синего, зелёного…) цвета?. Вот какой автопарк мы с вами устроили! Для машин автопарка есть специальные дома, которые защищают транспорт от ветра и дождей, где автомеханики занимаются ремонтом машин. Как называется этот дом для машин? (Гараж).

Дидактическая игра «Найди свой гараж»  Воспитатель. Давайте поиграем. Вы будете машинами. Наши машины разных цветов. Посмотрите, вот нагрудные знаки машин. Выберите себе любую машину и наденьте знак. Посмотрите внимательно, какого цвета ваша машина. Галя, какого цвета твоя машина? (Красная). У кого ещё красные машины, поднимите руку. Посмотрите друг на друга и скажите, все ли ребята правильно подняли руку? Взрослый с детьми находят ошибки и исправляют их. Аналогично уточняется цвет других машин. А вот и гаражи для машин. Воспитатель указывает на стульчики, расставленные по примеру комнаты, и размещает на них квадраты красного, оранжевого, желтого, зелёного цветов. В этом гараже будут стоять машины красного цвета, заезжайте в свой гараж! Машины желтого и зелёного цветов размещаются в своих гаражах.

Воспитатель. Ребята под музыку выезжают из гаража и разъезжают по комнате. Как только музыка перестанет звучать, все машины возвращаются в свои гаражи. Ездить нужно аккуратно, не наталкиваясь друг на друга, чтобы не произошла авария.  Если не используется музыка, командой «машинам» к возвращению в гараж могут быть и другие сигналы: хлопок в ладоши, слова воспитателя «Машины, в гаражи!». По завершении игры воспитатель привлекает ребят к оценке выполнения правил игры. Посмотрите, все машины правильно нашли свой гараж? Никто не заблудился, не потерялся? Какие машины раньше всех нашли свой гараж? Игра повторяется несколько раз.

Конструирование

Воспитатель. Вот наш автопарк. Но машины автопарка должны стоять в гаражах. Давайте построим гаражи для наших машин. Мы уже строили гаражи. Давайте ещё раз посмотрим на рисунки  и вспомним, из каких частей состоит гараж. (Фундамент, стены, двери, крыша). При назывании частей гаража ребёнок показывает их на постройках. Расскажите о стенах гаража. Чем похожи стены этих гаражей? Чем отличаются стены гаражей? Расскажите о крыше гаражей. Из какого строительного материала построена крыша? (Из пластин и кирпичиков). Какой ещё строительный материал можно использовать для строительства крыши? (Бруски). Расскажите о дверях гаражей.

Учитывая конструктивные умения детей своей группы, педагог определяет необходимость показа и кто будет выполнять его (взрослый или ребёнок).

Воспитатель. Строительство гаража начинаем с фундамента. Кто хочет помочь? (имя ребёнка),из какого строительного материала будем строить фундамент? Все действия ребёнка взрослый сопровождает словами. Вначале построим фундамент для одной боковой стены, плотно приставляя строительный материал друг к другу. Машине должно быть просторно в построенном гараже. Отступив от этой стены, так же строим другую стену. После этого проверьте, поместится ли машина в ваш гараж. Затем строим ещё одну стену – между боковыми. Посмотрите, хорошо будет машине в этом гараже?

Из какого строительного материала будем строить стены, крышу и двери? Закрепление последовательности работы.

Воспитатель. С чего вы начнёте строительство гаража? (с фундамента). Что построим, когда фундамент будет готов? (Стены). Что мы будем строить после этого? (Крышу и дверь).Выберите машину, для которой вы построите гараж. Посмотрите на свою машину и подумайте, из какого строительного материала лучше строить гараж (крупного или мелкого). Не забывайте, какие части есть у гаража. Помните, что фундамент – опора для всей конструкции, он должен быть надёжным и прочным. Располагайте строительный материал плотно друг к другу.

Викторина для детей

«Что мы знаем о профессиях?».

Цель: закрепить знания детей о различных профессиях.

Задачи:

- Обобщить представления детей о многообразии профессий;

- развивать смекалку, познавательный интерес;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда;

-развивать игровую деятельность, умение работать в своей команде

- приобщать к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ход:

Звучит музыка (Николай Рыбников — Не кочегары мы, не плотники... Но сожалений горьких нет (как нет!) А мы монтажники, высотники, Да! - И с высоты вам шлём привет!)Дети входят в группу.

Ведущий: Мы начинаем игру – викторину «Что мы знаем о профессиях». Мы с вами много говорили о профессиях. О профессиях разных, об особенностях каждой профессии, о пользе и важности различных профессий. А сегодня мы подведем итоги нашей большой темы о профессиях. Нас ждет много интересного и веселого. Прошу каждого из вас подойти к столу и вытянуть карточку, те дети у кого карточка оказалась жёлтого цвета проходят к столу с желтым флажком, ребята вытянувшие красные карточки к столу с красным флажком.

Оценивать игру будет наше компетентное жюри: младший воспитатель, воспитатель. Давайте их поприветствуем аплодисментами.

1-й конкурс « разминка»

Нам нужно выбрать капитана команды и придумать название своей команде, опираясь на нашу тему «Профессии». (Дети выполняют задание, озвучивают название команд, представляют капитанов.) Просим жюри оценить наш первый конкурс «разминку».

2-ой конкурс «Загадки»(Побеждает команда, члены которой отгадали больше загадок.)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр)

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

5(Учитель)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас.

(Фотограф)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота -

Всех отвозить

по утрам на работу.

(Водитель)

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастухи.)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём.

(Строители.)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер.)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук —

Тоже дело этих рук.

(Сапожник.)

6Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.

(Шахтёры.)

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер.)

Он науку изучил.

Землю — словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Знает всё в краю родном

И зовётся ...

(Агроном.)

Молодцы, ребята. Я вижу вы были очень внимательными и с легкостью отгадали загадки. Прошу жюри оценить конкур «Загадок».

3-й конкурс «Что кому необходимо?»(Каждый участник получает карточки с изображением трёх предметов и называет профессию, представители которой их пользуют.)

- каска, брандспойт, топор (пожарный);

-кисть, мольберт, палитра (художник);

- книги, настольная лампа, формуляр (библиотекарь);

-фонендоскоп, шприц, градусник (врач);

-  ножницы, ткань, швейная машинка ( портной);

- указка, арта, доска (учитель):

- руль, колесо, дорога (водитель);

- ракета, скафандр, карта звездного неба (космонавт);

- топор, гвозди, пила (плотник);

- парик, фен, ножницы (парикмахер).

Побеждает команда, которая быстрее выполнила задание. Прошу жюри оценить конкур «Что кому необходимо».

Вы ребята потрудились на славу! Пора и отдохнуть! Объявляется музыкальная пауза:Танец-игра с ускорением для детей "Мы пойдём налево".

А теперь прошу участников команд занять свои места, а капитанов выйти ко мне, это конкур для вас и называется он «Конкур капитанов».

4-й конкурс «Конкурс капитанов».

Каждый капитан по очереди называет профессию. Победит та команда, чей капитан назовет больше профессий. Будьте внимательны и не повторяйте название профессий.

Жюри оценивает результаты.

5-й конкурс «Закончи пословицу (поговорку)».

Ведущий начинает пословицу   о труде, игроки её заканчивают.

Терпение и труд... (всё перетрут).

Какие труды, такие и... (плоды).

Маленькое дело лучше большого... (безделья)

С мастерством люди не родятся, а добрым ремеслом... (гордятся).

Птицу узнают в полёте, а человека... (в профессии)

Была бы охота - будет ладиться... (работа).

Труд человека кормит, а лень... (портит).

Без труда не выловишь и... (рыбку из пруда).

Хорошая работа мастера... (хвалит).

За много дел не берись, а в одном... (отличись).

Жюри оценивает результаты.

Подведение итогов. Ребята, вам понравилась викторина? Что особенно понравилось и запомнилось ( Дети отвечают) А какой теме была посвящена викторина? (Дети отвечают) -Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! Вы вспомнили много интересных профессий. Невозможно определить самую важную и нужную из них. Все они необходимы и полезны. Главное, чтобы человек той или иной профессии любил своё дело и добросовестно выполнял свои обязанности. Попросим жюри огласить результаты. (Вручение детям памятных медалей).

Приложение 4.

Дидактические игры по теме:

«Профессии».

 «Рассмотри картинки и назови профессии»
Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.

«Профессии»

Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. 
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.


 «Подскажи словечко»

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
 В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска)..
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники. 
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники). 
Я бы летчиком-пилотом 
Непременно стать хотел, 
Я тогда на самолете 
До Москвы бы … (Долетел). 
В небо синее пилот поднимает… (самолет)..
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). 
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). 
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). 
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). 
Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). 
Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). 
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

«Скажи что делают с этим предметом»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: педагог просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.

 «Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др).

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару – кастрюля, … .

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник).

«Всё в мире перепуталось»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы ... .

Строитель строит дома, чтобы ... .

Парикмахер подстригает людей, чтобы ...

Приложение 5.

Сюжетно – ролевые игры:

"Супермаркет"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: дошкольный, 3 – 7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, 
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

"Салон красоты"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

" Поликлиника»

Цель: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Оборудование: атрибуты игр «Поликлиника».

Возраст: дошкольный.
Ход игры: Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.

Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя.

"Салон красоты"

Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Оборудование: набор парикмахера: расческа, ножницы, фен, бутылочки с шампунем и т.д.

Возраст: дошкольный.

Ход игры:  Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

 «Юный водитель»

Цель: закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофёра.

Оборудование: машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и жезл инспектора ГИБДД.

Возраст детей: дошкольный.

Ход игры : игровая ситуация «Поездка по городу», водители такси, автобусов ездят по городу соблюдая правила дорожного движения, строят необходимые.

 «Банк»

Цельрасширять первичное представление детей о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг).

Оборудование: - Для банкира: стол, стул, телефон, компьютер, папка с документами, печать, галстук-платок, бейдж;

- Для кассира: касса, сейф, папка для документации, галстук-платок, бейдж;

- Для консультанта: банкомат, калькулятор, галстук-платок, бейдж.

- Для охранника: стол, стул, компьютер, телефон, бейдж.

- Для клиентов банка: чековые книжки, пластиковые карты, игровые денежные знаки, паспорта.

Возраст детейдошкольный.

Ход игры:Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию, а при затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.

После посещения банка клиенты банка идут по своим делам: посещают кафе, делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты», потом еще раз могут зайти в банк.

Приложение 6.

Подвижные игры по теме: «Профессии».

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

 Цель: упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу; развивать реакцию на сигнал, чувство равновесия, внимание.

Ход игры

На одной стороне площадки проводится линия, дети строятся за ней в шеренгу. На другом конце площадки очерчивается круг – место водящего.

Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!»

На эти слова дети идут к ведущему, делая шаг на каждое слово, на слово «Стоп!» - останавливаются, замирают. Водящий после слова «стоп» быстро оглядывается на детей. Того, кто не успел остановиться, водящий возвращает на исходную линию. Затем водящий вновь поворачивается спиной к детям и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослал водящий на исходную линию, начинают движение оттуда.

Побеждает ребенок, успевший встать первым в круг к водящему до слова «стоп». Он и становится водящим.

«Цветные автомобили»

Цель:  упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, по кругу друг за другом; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, ловкость.

Инвентарь: флажки разных цветов (обручи, колечки от кольцеброса…).

Ход игры

Дети размещаются вдоль одной стороны площадки – они автомобили. Каждому из детей дается флажок какого-либо цвета (кольцо и т.д.).

Воспитатель стоит лицом к детям в центре площадки, в руке – флажки  разных цветов. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, после чего, все дети, имеющие флажок этого цвета, выезжают на центр (ездят врассыпную, гудят).

Когда воспитатель отпускает флажок, автомобили возвращаются на место, в гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка сразу;  может заменить цветовой сигнал словесным, например: «Выезжают синие автомобили, а красные возвращаются в гараж».

«У ребят порядок строгий»

Цель:   упражнять в ходьбе, беге, в построениях в круг, шеренгу, колонну; развивать ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал; учить находить свое место в строю по росту.

Ход игры

Дети ходят врассыпную, маршируя, ритмично проговаривая вместе с воспитателем:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите, веселее:

Ту-ту-ту, та-та-та».

Воспитатель подает команду «В шеренгу по росту, становись!» Дети бегут к обозначенному месту, строятся в шеренгу.  Воспитатель хвалит или делает замечания по построению.

При повторе игры дети могут бегать, ползать, прыгать, а на сигнал – строятся в круг, колонну и пр.

«Продаём горшки» (татарская  народная игра)

 Цель: формировать уважительное отношение к культуре народов Урала. Материал: тюбетейка.

Методические приемы: сюрпризный момент – внесение тюбетейки, рассматривание татарского головного убора, национального орнамента.

Ход игры

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

«- Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай (один, два)»

Водящий три раза касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу,  тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево.

«Море волнуется»

Цель:   упражнять в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию, умение ориентироваться в пространстве внимание, фантазию; закреплять знания по теме.

Ход игры

 Дети становятся в круг, вместе вспоминают, какие фигуры можно показать по теме «Море», показывая их:

«водоросли» - основная стойка, руки вверх;

«черепашки» - стоя на четвереньках, с опорой на согнутые руки;

«морские звезды» - стоя, лежа, разведя руки и ноги в стороны;

«осьминожки» - лежа на спине, вытянув руки и ноги вверх;

«камешки» - присесть, сгруппироваться, опустив голову;

«рыбки» - лежа на животе, поднять плечи, прямые ноги над полом, согнуть руки к плечам и др.

   Считалкой выбирается акула, она уходит в угол площадки. Дети бегут друг за другом по кругу, проговаривая:  «Море волнуется – раз! (подскок)

Море волнуется – два! (подскок)

Море волнуется – три! (подскок)

Морская фигура – замри!»

   Дети останавливаются и замирают в любой фигуре. На слово «замри» - акула выплывает, ищет фигуру, которая качается, забирает ее с собой. Воспитатель, когда акула плавает возле фигур, проговаривает:

«Если качнется фигура,

Фигуру проглотит акула!»

    После 2 – 3х попыток подводится итог, выбирается новый водящий, игра продолжается.                                            

«Запрещенное движение»

 Цель:   развивать внимание, координацию, ориентировку в пространстве, реакцию; упражнять в выполнении упражнений.

Ход игры

Дети стоят в шеренге (полукругом), перед водящим – дирижёром (хореографом). Дирижёр показывает, какое движение запрещается выполнять, например,  - ставить руки на пояс. Вместе с водящим одновременно выполняют движения, которые он показывает.

Тот, кто выполнил запрещенное движение - поставил руки на пояс, выходит из игры.

Сначала водящий выполняет движение в медленном темпе, после темп становится быстрее.

Водящим чаще бывает воспитатель, показывая детям движение, проговаривает: «Руки на пояс, руки к плечам, руки вперед, присели» и т.д.

Усложнить игру можно, перестав показывать движения, только подавая команды голосом.

«Охотники и утки»

Цель:   упражнять в бросках в цель; развивать глазомер, реакцию, ловкость, имитационные движения.

Инвентарь:  мячи среднего размера, скамейки.

Ход игры

 Выбираются 3 – 4 охотника, они прячутся с мячами в руках за кустами (скамейками) с одной стороны участка. На другой стороне стоят остальные играющие.

    По сигналу – играющие (они изображают дичь), выходят в центр площадки гулять, резвиться, изображая повадки выбранной дичи (лось, волк, медведь, зайцы  и т.д.).

    На сигнал воспитателя «Охотники» - дичь останавливается, замирает на месте, посматривая в сторону охотников. Охотники бросают мячи в дичь, дичь может присесть, увернуться от летящего мяча, но не убегать. Пойманные уходят к охотникам, остальные убегают обратно на край площадки. Во второй попытке дети изображают другую дичь.

Приложение 7.

Пальчиковая гимнастика  

«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Такие разные дела»
Много дел на белом свете:
Раз, два, три, четыре!
Вот военные идут –
они границу берегут.
А швея иглу берёт
И одежду людям шьёт.
Дворник улицу метёт,
Звонко песенку поёт.
Птичница во двор пришла,
Курам зёрна принесла.
(Дети сжимают пальчики
по одному в кулачки.
Разжимают пальчики
по одному из кулачков.
Пальчики «шагают».
Имитируют движения руки
с иглой при шитье.
Подражают движения дворника.
Выполняют упражнение
«Кормление птиц».)

«Профессии наших мам»
Много мам на белом свете,
(разводят руки в разные стороны,
затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер,
(поочерёдно сгибают пальчики,
начиная с мизинца, сначала на одной,
затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки и поднимают ладошками вверх)


«Шофёр»
Целый день шофёр трудился,
(сжимают и разжимают пальцы)
Он устал, он запылился,
(загибают пальцы рук по одному)
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
(крут воображаемый руль)
Свой огромный самосвал.

Приложение 8.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

1. Без труда нет плода.

2. Воля и труд дивные всходы дают.

3. Маленькое дело лучше большого безделья

. 4. Советы хорошо, а дело лучше.

5. Поспешишь - людей насмешишь.

6. Не спеши языком - торопись делом.

7. Умелые руки не знают скуки.

8. Дело мастера боится.

9. Сделал дело - гуляй смело.

10. Скучен день до вечера - коли делать нечего.

11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.

12. В деле не сила нужна, а умение.

13. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

15. Где охота и труд - там поля цветут.

16. Птицу узнают в полете - человека в работе.

17. Кто первый в труде - тому слава везде.

18. Рукам - работа, душе - праздник.

19. Без труда жить - только небо коптить.

20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 21. Делу время, а потехе час.

22. Всякое дело концом хорошо.

23. Делано наспех - сделано на смех.

24. Мыло серо да моет бело.

 25. Труд человека кормит, а лень портит

26. Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

27. Пролениться - и хлеба лишиться

 28. Терпение и труд все перетрут

 29. Судят не по словам, а по делам

30. Было бы терпенье - будет и уменье.

Загадки о профессиях

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

 

 

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

 

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

 

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

 

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

 

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

 

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

 

 

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

 Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? (Портниха)

 

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)

 

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

 

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня,... (воспитатель)