Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Наступила весна. Экологическая сказка»
план-конспект занятия по окружающему миру

Сулейманова Ольга Сергеевна

Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-nod-vesna.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы на тему:

«Наступила весна. Экологическая сказка»

Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Развивать у детей умение использовать элементы образной речи: сравнения, эпитеты.

2. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и

животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Материал: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических

игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения,

происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение

березы; музыкальная игрушка - птичка; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с

лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.

Формы организации деятельности:

Фронтальное занятие с элементами игровой деятельности

Структура НОД:

Получение письма от волшебника

Сочинение продолжения сказки

Игра «Сравни и назови».

Упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

Пальчиковая гимнастика с прищепками

Итоговое коллективное составление рассказа по опорным картинкам

Словесная игра «За что я люблю весну»

Сюрпризный момент «Солнышко в подарок».

Рефлексия.

Предполагаемый результат: Выявить у детей умение участвовать в составлении коллективного рассказа с опорой на картинки.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила

конверт с нарисованной золотой рыбкой и надписью «Лучики». Наверное, оно пришло то волшебника. Я решила дождаться вас и

посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и

прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за

сказка там спряталась? (Ответы детей).

Дети с воспитателем садятся на ковер и читают письмо.

Воспитатель: «Жили - были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.

Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: -  «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: -  «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте

лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как

выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает

фразу, а дети должны ее закончить.

Солнце желтое, как... (одуванчик).

Солнце круглое, как... (мячик).

Солнце ласковое, как... (бабушка, мама).

Солнце румяное, как... (блинчик).

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей).

Конечно, нет!

Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел

яркими красками?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.

Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать

продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же

Солнце помогло весне?»

Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.

Ответы детей:

Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.

Начал таять снег.

Потекли ручьи.

Зазвенела капель.

Воспитатель: «А что же было дальше?»

Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшими почками и лопнувшими почками.

Ответы детей:

Вода напоила землю.

На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.

Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов.

Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из - под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать – и - мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».

Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей

закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.

Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку».

Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чем мы говорили».

Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»: капель, солнышко, цветы и т. д.

Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?

Ответы детей:

Гусеницы.

Жуки.

Муравьи.

Мухи.

Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».

Ответы детей: - «Птицы».

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: - «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?»

(«Птичье пение»).

Проводиться игра «Хорошо – плохо».

Воспитатель: -  «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетаю

т, а весной возвращаются? (« Перелетные») Скажите, а что хорошего, что птицы осенью улетают от нас?»

Ответы детей:

- Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.

- Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой

спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.

Воспитатель: - «А что плохого, в том, что птицы улетают от нас?

Ответы детей:

- Мы не видим птиц, не слышим их пения.

- Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.

Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к

изображению березы.

Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»

Ответы детей:

Скворец.

Грач.

Трясогузка.

Ласточка.

Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? («Строят гнезда») Давайте поможем птичке построить гнездо.

Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.

Воспитатель ставит под березу музыкальную игрушку - птичку. Под веселую

музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо.

Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после

линьки.

Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

Ответы детей:

- Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий

- Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.

Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и

деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.

Воспитатель: - «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?» («Зацветают деревья и кустарники»).

- Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе

продолжим сказку «Как солнце весне помогало».

Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные

картинки.

Ответы детей:

Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит

капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются,

появляются листочки. На проталинах распускаются первые весенние цветы.

Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они

проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы

вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой пушистый мех на более

легкий, редкий. Меняется и цвет меха. Зацветают деревья.

Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).

Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга,

лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: «Я люблю весну за

веселую, звонкую капель» и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А вы – его

добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель вынимает и конверта бумажные солнышки и раздает и раздает им в благодарность от волшебника за то, что они помогли Весне победить холод.

Рефлексия: - Что мы сегодня задумали сделать? Как нам это удалось сделать? Где вы сможете применить свои знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Путешествие по экологической сказке»

Цель: Анализировать поступки героев.Задачи:-формировать умение анализировать поступки героев и оценивать их в соответствии с принятыми правилами поведения в природе;-развивать умение рассказывать...

Конспект беседы для детей средней группы на тему «Наступила осень золотая»

Конспект беседы для детей средней группы на тему «Наступила осень золотая»...

КОНСПЕКТ совместной деятельности из конструктора «ФАНКЛАСТИК» педагога и детей старшей группы на тему «Цветы Весны»

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять и наблюдать одно удовольствие. Весна -  это самые красивы...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Осенние краски». МДОУ " Детский сад №98" Сказка",г.Петрозаводск Воспитатель: Анфимова Е.И.

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Осенние краски."Цель:формирование обобщённых представлений об осени как времени года.Задачи:Образовательные: - обобщить представления дете...