Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Лягушка» из цикла «Наши меньшие братья».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наталия Евгеньевна Ли

Цель: формировать умение сравнивать, обобщать, доказывать свое мнение. Изменить у детей̆ традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; обратить внимание на внешний̆ вид; расширить представления о функционировании дыхательной̆ системы человека, формировать способность анализировать результаты эксперимента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnyy_mir.srednyaya_gruppa.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Лягушка» из цикла «Наши меньшие братья».

Воспитатель: Ли Наталия Евгеньевна

Цель: формировать умение сравнивать, обобщать, доказывать свое мнение. Изменить у детей̆ традиционно неприязненное отношение к лягушкам, объяснить, насколько полезны и нужны в природе лягушки; обратить внимание на внешний̆ вид; расширить представления о функционировании дыхательной̆ системы человека, формировать способность анализировать результаты эксперимента. Активизировать диалогическую речь детей̆. Создать радостное настроение у детей̆.

Пособия: письмо на воздушном шарике, компьютерная презентация по теме, запись звуков лягушки, д/игра «Посели лягушку» (лягушки двух цветов, макеты среды обитания), схема складывания лягушки способом оригами; бумага зеленого цвета по количеству детей̆; картинки на доску «икринка-головастик-малек-лягушонок».

Ход занятия: Ребята, к нам на воздушном шарике прилетело письмо от Лесной̆ Феи. Она пишет, что у одной̆ жительницы ее страны нет друзей̆, никто не хочет с ней̆ дружить, потому что она противная и скользкая. Но это совсем не так. Фея очень хочет, чтобы вы с ней̆ подружились и узнали, что она очень симпатичная. Отгадаете загадку: у болотной̆ мягкой̆ кочки, под зелёненьким листочком, притаилась попрыгушка –Пучеглазая... (лягушка). Во многих сказках, рассказах встречается лягушка. Как её ласково называют? («лягушка – квакушка», «лягушка – попрыгушка»). Давайте вспомним эти сказки. Хотите узнать о лягушках? Ребята, а кто видел из вас настоящего живого лягушонка? Расскажите, какой̆ он? (маленький̆, зелёный̆, с гладкоӗ кожей̆; плоская голова, большие круглые глаза, большой̆ рот; 4 лапки на которых по 4 пальца, между ними перепонки; передние лапки короче задних). (воспитатель предлагает послушать голос лягушонка). У каких животных (насекомых) передние лапки тоже короче, чем задние? (белка, заяц, кенгуру) Зачем? (прыгать) Как думаете, чем питается лягушка? (комарами, мошками, стрекозами). У лягушек длинный̆ липкий̆ язык, которым она ловит насекомых. Ребята, а как вы думаете, где лягушки живут? (в болоте). В озере, пруду. Живут ли лягушки в море? Почему? (вода соленая). А все ли лягушки одинаковые? Оказывается, есть лягушка, которая живет в воде – эта лягушка водяная, озёрная – она зелёного цвета. Лягушка, которая живет на суше. Она бурого цвета и называется травяная. Хотя эти лягушки живут на земле, их среда обитания должна быть около воды - болот, прудов или влажных мест, потому что они умрут, если их кожа высохнет. Лягушки – это земноводные (живут в воде и на суше). Дети, а почему лягушки разного цвета? (зависит от цвета окружающей̆ среды). От кого прячется лягушка? (много врагов: животных, птиц, рыб) Дидактическая игра «Посели лягушек». На ковре воспитатель располагает плакаты водной̆ среды и растительности, суши. Ставит коробок с лягушками. Лягушки бурого и зелёного цвета. По сигналу воспитателя дети "расселяют" лягушек в свою среду обитания. Рассказ «Лягушонок и головастик». (Воспитатель предлагает детям пройти к пруду и присесть на берегу. - Послушаете одну очень интересную историю... «Лягушонок сидел на берегу пруда у самой̆ воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик – на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок отвернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказывал, кого он видел: без ног, без туловища – одна только большая голова и длинный̆ хвост. А головастик посмотрел ещё раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре лапки. И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком. И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком». То же такой̆ головастик. Взрослая лягушка в воду откладывает икринки, из которых вскоре появляются головастики. Головастик живет в воде. Хвост помогает ему плавать, по бокам тела головастика видны маленькие отростки – это жабры, которыми дышит головастик, он сам находит себе еду (питается мелкими водорослями). Опыт «Как дышит человек». Муз. пауза «Две лягушки» (сл. Волгина Т., муз. На суше лягушки дышат воздухом через ноздри, а перед тем, как нырнуть в воду, набирают воздух в специальные мешочки. И могут плавать под водой̆ очень много часов. Сделаете из ладошки чашечку и прикроите ею носик. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? Слышите, как ходит воздух? Может ли человек прожить без дыхания? Закройте рот, зажмите нос пальцами и не дышите столько, сколько можете. (Обычно удается досчитать до 15–17). Может человек долго прожить без дыхания? Со временем у головастика начинают расти лапки, а хвост - исчезает. Головастик все больше становиться похожим на лягушонка. Про это даже загадка есть: Подрастала –Хвост растила, Платье темное носила. Подросла –Зелёной̆ стала, Хвост на весла поменяла. Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? Для чего нужны перепонки на лапках? У кого еще есть перепонки? Маленький̆ лягушонок растет, становится взрослой̆ лягушкой̆ и снова откладывает икру, из которой̆ вырастает головастик. Как думаете, для чего нужны лягушки природе? Дети: Взрослые лягушки питаются комарами, мошками. Именно насекомые являются вредителями урожая. Лягушки помогают людям сохранить урожай. Они едят саранчу и гусениц, короедов, долгоносиков и даже колорадского жука. Некоторые амфибии питаются не только насекомыми, то даже грызунами. Многие считают лягушку не очень симпатичным существом, и уже тем более, совсем не полезным. На самом деле польза для человека от лягушки очень большая. Так что, эту амфибию нужно уважать и ценить. Многие животные, крупные рыбы, водоплавающие птицы питаются лягушками и головастиками (норка, барсуки, цапля, аисты, щуки). Без лягушек они погибнут от голода. Человеку лягушки приносят пользу и поэтому мы должны бережно к ним относиться. Давайте сделаем веселых лягушат (способом оригами). Пальчиковая гимнастика Две веселые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз). Ни минуты не сидят (Резко распрямляют пальцы руки, как бы подпрыгивают над столом) Ловко прыгают подружки. (Кладут ладони на стол). Только брызги вверх летят. (Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол). На суше лягушки дышат воздухом через ноздри, а перед тем как нырнуть в воду, набирают воздух в специальные мешочки. И могут плавать под водой̆ очень много часов. Сделаете из ладошки чашечку и прикройте ею носик. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? Слышите, как ходит воздух? Может ли человек прожить без дыхания? Закройте рот, зажмите нос пальцами и не дышите столько, сколько можете. (Обычно удается досчитать до 15–17). Может человек долго прожить без дыхания? Со временем у головастика начинают расти лапки, а хвост - исчезает. Головастик все больше становиться похожим на лягушонка. Про это даже загадка есть: Подрастала –Хвост растила, Платье темное носила. Подросла –Зелёной̆ стала, Хвост на весла поменяла. Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? Для чего нужны перепонки на лапках? У кого еще есть перепонки? Маленький̆ лягушонок растет, становится взрослой̆ лягушкой̆ и снова откладывает икру, из которой̆ вырастает головастик. Как думаете, для чего нужны лягушки природе? Дети: Взрослые лягушки питаются комарами, мошками. Именно насекомые являются вредителями урожая. Лягушки помогают людям сохранить урожай. Они едят саранчу и гусениц, короедов, долгоносиков и даже колорадского жука. Некоторые амфибии питаются не только насекомыми, то даже грызунами. Многие считают лягушку не очень симпатичным существом, и уже тем более, совсем не полезным. На самом деле польза для человека от лягушки очень большая. Так что, эту амфибию нужно уважать и ценить. Многие животные, крупные рыбы, водоплавающие птицы питаются лягушками и головастиками (норка, барсуки, цапля, аисты, щуки). Без лягушек они погибнут от голода. Человеку лягушки приносят пользу и поэтому мы должны бережно к ним относиться. Давайте сделаем веселых лягушат (способом оригами). Пальчиковая гимнастика Две веселые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз). Ни минуты не сидят (Резко распрямляют пальцы руки, как бы подпрыгивают над столом) Ловко прыгают подружки. (Кладут ладони на стол). Только брызги вверх летят. (Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол) Викторина: 1. Каких лягушек вы знаете?2. Почему лягушки – это земноводные?3. Чем питаются лягушки?4. Назовите врагов лягушек.5. Как появляются на свет лягушачьи детки? Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка- головастик-малек-лягушонок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Освобождение бусинок из ледяного плена".

Сформировать у детей экологические представления организованные на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Провести опыт со льдом. Развивать мелкую моторику рук....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

Конспект занятия по экспериментированию В средней группе Тема: «Фокусы с магнитами». Составлен воспитателем Овечко Г. Н. Дата проведения: март 2014 г.

Конспект занятия по экспериментированиюВ средней группеТема: «Фокусы с магнитами».Составлен  воспитателем Овечко Г. Н.Дата проведения: март 2014 г....

Цветочный город. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе.

Занятие по экспериментированию в средней группе...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: «Волшебник – воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...