Конспект по развитию речи для старшей группы «Путешествие за весенним настроением»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мичурина Ольга Васильевна

Материал предназначен для воспитателей. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_prednaznachen_dlya_vospitateley.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

        

Материал предназначен для воспитателей. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

Автор: Мичурина О.В., воспитатель 1 КТК

Тема: «Путешествие за весенним настроением»

Цель занятия: развитие творческих способностей детей на этапе подготовки к школе.
Задачи: 

Образовательная: 

- научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи;

- закрепить знания детей о весне (признаках весны, перелётных птицах, о поведении животных весной) через беседу;

- обогащение и активизация словаря.

-закрепить знания делить слова на слоги;

- уметь отвечать на поставленный вопрос.

Развивающая:

- развитие просодических компонентов речи (интонации и выразительности);

- развивать воображение, речь детей.

- развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при обсуждении вида и повадок животных.

Воспитательная:

- воспитывать интерес и любовь к природе.

Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз. 
Продолжительность - 25 минут. 
Методы: словесный, наглядный, пересказ, игра, обсуждение.
Материал к занятию:

Иллюстрации природы весной, выполненные воспитателем;

Задание в виде картинок- символов;

Письмо от Весны-Красны;

Д/игра «Скажи наоборот», «Доскажи словечко»

Предварительная работа: чтение познавательной литературы (по теме занятия)

Интеграция образовательных областей:

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

 

НОД:

Воспитатель:

Мы отправимся с вами в путешествия, но для путешествия надо подготовиться, то есть настроиться:

Запоминает наша голова

Важные поступки умные слова

Слушаем внимательно

Смотрим обязательно

Друг друга не перебиваем для ответа руку поднимаем

Знаний много получаем

Скажите мне пожалуйста, какое у нас сейчас время года?

Значит путешествие у нас с вами будет (весеннее). Ребята начать наше путешествие я хотела с рассказа о весне, по картинкам символам. Приготовила, положила на стол, но они исчезли. Вместо них на этом дереве появились картинки со странными листиками розового цвета, и ещё какое-то письмо, и на нём написано детский сад. Почитаем? Может поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.

Весна в самом разгаре, а у меня плохое настроение и поэтому часто становиться пасмурная погода. Мне хочется с вами поиграть, чтоб улучшилось моё настроение. Листики на дереве не простые, а заколдованные, с заданиями, когда вы выполните их все, листочки расколдуются, и моё настроение улучшиться. Дни станут все ясными и солнечными. Подпись Весна-Красна. Ну что ребята вы согласны. Все задания выполним листочки расколдуем, рассказ составим о весне? Присаживайтесь на стульчики, и мы начнём с первого заколдованного листочка.

Задание такое:

1.Нужно расколдовать такое предложение: Всюду почки набухают. И для этого нужно назвать весенние месяцы (ответ) кто мне про эти месяцы расскажет, что в природе происходит в один из этих месяцев?

Дети рассказывают про месяцы, держа в руках картинки.

Март.

Март- протальник-первый месяц весны. Теплеет ясное солнце. Раньше рассветает, позднее смеркается. Это замечательный переходный месяц: начало его выглядит зимой, а конец-настоящей весной., с пробуждением природы, с обилием света и птичьих запевок.

Состояние природы весной.

Солнце растапливает сугробы, бегут весенние ручьи.

Вода из луж пропитывает землю, появляется молодая трава.

Вода напоит деревья и у них набухнут почки.

Апрель.

Снегогон. Потоком со всех склонов стекает вода.

Гонит снег  апрел прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и «снегогоном» прозвали.

Оголяется тёмная и сырая земля, почва готовиться к цветению, лес просыпается от пения птиц.

Май.

Травень – последний месяц весны. Всё вокруг покрывается травой- цветами ,деревбями зеленью. Цветут черёмуха, ландыши, сирень, яблони. Воздух оглашают песни соловьёв, скворцов зябликов.

Воспитатель:

Расколдовываем картинку? (разворачиваем там рисунок дерево с почками) Весенние месяцы мы назвали расколдовываем картинку, посмотрите- всюду почки набухают. Повесим её на доску первая картинка у нас готова.

2. Следующий листочек расколдовываем, итак предложение – Солнышко чаще выглядывает из-за туч. Нужно к словам подобрать признак предмета на какой вопрос отвечает признак предмета (какой? Какая? какие?) согласны?  весна какая? (красивая, ранняя, долгожданная, благоухающая, цветущая, свежая, звенящая, прекрасная, зеленая, веселая, мокрая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, разомлевшая, полноводная, радужная, дождливая, сухая, звонкая.  Солнышко какое? (тёплое, яркое, ослепительное, сияющее, весеннее, ласковое) Ветер какой( сильный, порывистый, весёлый, встречный, игривый, ласковый, лёгкий, освежающий, слабый) дождь какой?( мокрый, сырой, холодный, теплый, сильный, слабый, промозглый, серый, усталый, непрекращающийся, кратковременный, звонкий, тяжелый, ледяной, короткий, бесконечный.) молодцы- расколдовываем? Солнышко чаще выглядывает из-за туч. Вешаем картинку на доску. А мы расколдовываем следующий листочек.

3. Здесь заколдовано предложение- на полянах появляются проталины.  Чтобы поиграть в игру скажи наоборот давайте сделаем кружок. Я вам кидаю мяч, называю слово, вы это слово называете наоборот. Весенний- осенний, тёплый- холодный, ясный- пасмурный, большой- маленький, чистый-грязный, светлый-тёмный, высокий-низкий, лёгкий тяжёлый, сильный-слабый, сухой- мокрый. Молодцы ребята поиграли в игру картинка наша расколдовалась: На полянах появляются проталины. Повесим картинку на доску.

4. А мы присядем на стульчики и возьмём следующий листочек. Здесь заколдовано предложение –день становиться длиннее. В предложение нужно добавить действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета? Что делает? Слушайте внимательно. Весеннее солнышко что делает? (пригревает) Снег весной что делает? (тает) Из-под снега подснежники что делают? (появляются) На ветках почки что делают? (набухают) Из почек листочки что делают? (распускаются) Молодцы расколдовалось у нас предложение? День становится длиннее.

 Повесим  на доску.

Следующий листочек.

5. Здесь заколдовано предложение. На деревьях распускаются листочки. И мы с вами отправляемся гулять в лес. А если мы идём в лес где растут одни берёзы — значит это лес какой-(берёзовый) если одни ели-(еловый), сосны-(сосновый). Клёны-(кленовый), дубы-(дубовый), рябины-(рябиновый), каштаны(каштановый), липы-(липовый),  молодцы расколдовалась наша картиночка? На деревьях распускаются листочки. Иди пожалуйста повесь картинку на доску. А мы с вами коль гуляем в лесу предлагаю запустить бумажные кораблики по ручейку становитесь в кружок

 Давай дружок

Сложи листок

Пусти кораблик в ручеёк

Мой кораблик закрутился.
По течению устремился,
Я за ним бегу, бегу,
Мне б догнать, да не могу.
Мой кораблик - настоящий,
Стал подпрыгивать он чаще,
Наконец-то и застрял,
Я его как раз догнал.

Молодцы, в лесу погуляли, кораблики сделали. Присаживаемся на стульчики и берём следующий листочек.

6. Здесь заколдовано предложение- перелётные птицы вернулись с юга. Нужно слово поделить на слоги ГРА-ЧИ-2, ЖА-ВО-РО-НОК-4, ЗЯБ-ЛИК-2,ДРОЗД-1, СО-ЛО-ВЕЙ-3, СКВО-РЕЦ-2, ГРАЧ-1,ЛАС-ТОЧ-КА-3,  молодцы с этим заданием мы тоже справились и расколдовали предложение- перелётные птицы вернулись с юга. Повесим карточку на доску. Следующий листочек.

7.  Здесь такое заколдовано предложение- Животные выбрались из своих нор после зимы.  ВЕСНА-КРАСНА нам предлагает поговорить о животных и сравнить их. Давайте мы с вами поговорим про лису и про зайца (У лисы большой пушистый хвост , а у зайца какой хвост? У зайца маленький, зато у него большие и длинные уши, а у лисы какие уши? У лисы маленькие, но у неё красивая рыжая шубка, а у зайца какая шубка? У зайца шубка зимой белая, а к лету серая станет, а у лисы шубка меняет цвет? Нет, у лисы шубка не меняет цвет, у неё под шерстью вырастает тёплый пух. Молодцы всё рассказали про этих зверей. Вот у нас ещё есть белка и ёжик. Белка маленький пушистый зверёк, а ёжик пушистый? Ёжик не пушистый, у него вместо меха на теле- иголки, ёжик серого цвета, а белка какого цвета? белка летом рыжая, а зимой серая, белка на зиму делает запасы, а ёжик делает запасы? Ёжик не делает на зиму запасы, он зимой впадает в спячку. Молодцы про животных рассказали картинка наша расколдовал ась – животные выбрались из своих нор после зимы.

8. Ещё немножко у нас осталось с вами. На этом листочке заколдовано предложение- люди сняли тёплую одежду. Нужно назвать какие тёплые вещи мы больше не надеваем весной на прогулку. Становитесь в кружок и называя один предмет одежды вы передаёте мяч по кругу. Зимняя куртка, шарфик, зимние сапоги, вязанные носки, варежки, меховая шапка, вязанная кофта, рейтузы, тёплый свитер, шуба, зимний комбинезон.  Молодцы теперь вы по сезону одеты?  Картинка расколдовалась- Люди сняли тёплую одежду. Повесим её на доску. А мы с вами расколдуем последний листочек . И так предложение- Всё вокруг покрывается травой

Доскажи словечко, здесь такая игра. Я читаю предложение последнее слово называет тот, на кого я покажу.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица... (ГРАЧ)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?...(АПРЕЛЬ)

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его... (ЕЖИХА)

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март!)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(май)

Молодцы все листочки мы расколдовали схемы наши готовы, присаживайтесь за столы и мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне.

Послушайте ребята я вам напомню, что обозначают эти картинки.

Теперь вы попробуйте по картинкам-символам составить рассказ.

 Ребята мы с вами все задания от Весны-Красны выполнили, давайте вспомним, что было интересного в нашем путешествии?  Ребята перед вами смайлики, вам предстоит только честно выбрать, ту эмоцию, на сколько вы справились с заданиями (ответы детей). Мне тоже ребята очень понравилось наше путешествие. Вы все большие молодцы, вы все отвечали, не перебивали друг друга, были внимательны, молодцы, большое вам спасибо. Весна-Красна не сомневалась в том, что вы справитесь и оставила для вас сладкий подарок.

Список литературы:

1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017. -112с.;

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - М.; МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2018. -144с.; цв.вкл.;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в весенний лес"

конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада....

Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по лесу»

Способствовать развитию предпосылок логического мышления,   познавательного интереса....

Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом»

Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе  «Путешествие за весенним сюрпризом»...

конспект НОД развитие речи в старшей группе "Путешествие в сказку"

НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «В гости к сказке  «Три медведя».Цель: Создать условие для активизации словаря,  по признаку прилагательных и множеств...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

laquo;Путешествие в страну сказок»Цель:- Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; -   активизировать словарный запас детей;- ...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну эмоций»

- продолжать формировать умение выражать свои чувства.- расширять представление об эмоциях радость, грусть, злость, страх, удивление.- понимать чувства свои и других людей, способствовать...