Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Маляр Инна Анатольевна

Актуальность  объясняется тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18«Рябинушка»

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»

ПРОБЛЕМА:

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.

Актуальность  объясняется тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Вид проекта: краткосрочный (февраль - март 2019 г.).

Цель проекта:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей;


Участники проекта:

-Дети дошкольной группы 5-6 лет «Радуга», воспитатель, родители.


Задачи проекта:

  • Развивать познавательную мотивацию, любознательность в представлении о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, земля, свет, тепло).
  • Развивать практические навыки посева семян.
  • Формировать целостности картины: изменения, которые происходят во время роста.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

 Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.


Формы работы: исследование, наблюдение, уход.

1-этап подготовительный

 Дети предложили мне посадить свой маленький огородик у нас в группе на подоконнике. Мы попросили родителей приобрести для нашего огорода семена растений, прозрачные контейнеры, чтобы удобно было наблюдать за корнями, землю. И работа у нас закипела.

План-схема реализации проекта: «Огород на подоконнике»

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познание

Беседы

«Где растут овощи» ; «Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семена»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей».

Цикл наблюдений

  • Наблюдение за ростом лука, моркови, помидор, огурцов, горчицы, кабачка, укропа.
  • Рассматривание цветочных семян через лупу.
  • “Растут ли наши растения?”.
  • Наблюдение за всходом и ростом растений.
  • Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
  • Наблюдение за появлением плодов.
  • Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
  • Наблюдение за созреванием плодов.
  • Наблюдение за изменением состояния растений.
  • Рассматривали иллюстрации, картинки с изображением овощей и фруктов (сравнивали их по цвету, форме, размеру).
  • Рассматривали семена укропа, помидор, кабачка, горчицы, огурца, рассмотрели внимательно луковицу.

Конструирование

  • “Забор для нашего огорода”.

Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)

  • “Что растёт в огороде”.
  • Изготовление таблицы-указателя с названиями и роста растений.

Познавательно-исследовательская деятельность

1.Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей, горчицу.

Мы взяли два контейнера и посадили горчицу, когда горчица проросла: одну форму с горчицей поливали регулярно, вторую - не поливали совсем. Через три дней ростки во втором контейнере погибли, а в первом - росли и развивались. Значит: вода действительно нужна для роста растений.

2.Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 баночки с проросшим луком

Первую баночку с проросшим луком мы поставили на солнечное место, а вторую баночку закрыли ведёрком. Через несколько дней мы открыли баночку и увидели, что перо у луковицы стало светлым и бледным, а в первой баночке перо было зелёным. Теперь мы точно знаем, что растению необходим свет.

3.Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются, чтобы человек  ухаживал за ними.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и посеянной морковью.

Взяли два контейнера с рассадой, один мы поливали, выбирали солнечное место, другой не поливали, поставили в темное место.

Прошло несколько дней, и мы увидели, что растения во втором контейнере стали гибнуть, и поэтому мы поставили его на солнышко, и стали за ними ухаживать.

Теперь мы знаем, что для хорошего роста растения необходимы влага, тепло и солнечный свет.

Коммуникация

Составление рассказа – описания по плану.

Чтение художественной литературы

Читали сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

Читали стихи: Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на огороде», Б. Заходер «Помидор», Т. Волина «Удивительный огород», Э. Гордон «Дети земли», Н. Томилина «Веселый огород», М. Дружинина «Фрукты и овощи», Н. Анишина «Овощной спор».

Разучили пословицы, поговорки, загадки об овощах и фруктах (Приложение№1).

Провели физкультминутки, пальчиковую гимнастику:                     (Приложение 2).

Художественное творчество

Лепка

  • «Наши овощи созрели».

Рисование

  • “Что растёт в огороде?”.
  • “Зарисовка этапов роста растений”. 
  • Раскраски картинок овощей и фруктов

Аппликация

  • “Плоды нашего труда”.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: “Овощной магазин”

Провели дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний».

Труд

  • Посадка и уход за растениями.
  • Формирование интереса к результату своего труда.
  • Полив всходов.

Музыка

Слушание

  • Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.

Игра-хоровод

  • “Урожай”.

Музыкально-динамическая пауза

  • “Репка”.

Физическая культура

Подвижные игры

  • «Урожай», «Картошка».

Мероприятия по работе с родителями

Печатная консультация на тему

  • «Как полезны овощи!».

Организация выставок детских работ

  • рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.

Оформление информационного стенда

  • Рекомендации по организации совместной работы на огороде.


2- этап исследовательский

Для начала мы с ребятами исследовали землю и узнали, что она имеет вес, она темного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки и, исследовав их, узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы лука круглые, имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю.

Семена помидор, огурца, кабачка мы замочили для прорастания, и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю.

Лук мы посадили в землю и в баночку с водой.


3 этап – заключительный.

В процессе исследований мы вместе с детьми наблюдали и фиксировали в дневнике наблюдения все фазы роста растений:

• прорастание;

• всходы

• рост растений

В результате, проделанной нами исследовательской деятельности мы выяснили, что:

• Растения требуют регулярного, хорошего полива.

• Растения любят солнышко.

• Растения можно вырастить в домашних условиях.

Заключение

В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Были получены следующие результаты:                          У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений. 

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

У ребят сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Стали более бережно относиться к растительному миру.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
  • У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
  • Дети познакомятся с культурными  растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Участие родителей в реализации проекта.

Приложение № 1

Загадки об овощах

Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Сто одежек - все без застежек. (Капуста)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки. (Помидоры)

Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь. (Репа)

Этот овощ тыкве брат, тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок между грядок... (Кабачок)

Эти крепкие ребятки в листьях прячутся на грядке. Лежебоки-близнецы зеленеют... (Огурцы)

Лезут по веревочке братья с грядки-горочки. Эти братья — близнецы, а зовут их... (Огурцы)

Летом, не боясь жары, зрели красные шары .Вызрели как на подбор. Что за овощ? (Помидор)

У красавца-толстяка ярко-красные бока. В шляпе с хвостиком синьор -круглый спелый... (Помидор)

Желтый мячик в землю врос, сверху лишь зеленый хвост. Держится за грядку крепко круглый овощ. Это... (Репка)

Под землею подрастала, круглой и бордовой стала Под дождем на грядке мокла и попала в борщ к нам... (Свекла)

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом (Картошка, картофель)

Листья собраны в кочан в огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста)

Под землей живут семейки, поливаем их из лейки. И Полину, и Антошку позовем копать... (Картошку)

Ох, наплачемся мы с ним, коль почистить захотим. Но зато от ста недуг нас излечит горький... (Лук)

Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая — тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, греется на солнце... (Тыква)

Раскололся старый дом: было мало места в нем. Все жильцы встревожены. Кто они? (Гороши )


Загадки о фруктах

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом в скромном платьице лилово прячется в листве пугливо. Догадались? Это... (слива)

На ветвях они висели, как созрели - посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, ждут, когда сорвут их... (сливы)

Этот фрукт в рубашке яркой любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин круглый рыжий... (апельсин)

Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. Сладок мягкий... (абрикос)

В желтоватой корочке розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт называется... (грейпфрут)

Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон)

Кто там спрятал под листок свой румяный крепкий бок? Под листы - панамочки прячутся в зной... (яблочки)

Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед. (Вишня)

Жарким солнышком согрет, в шкурку, как в броню, одет. удивит собою нас толстокожий... (ананас)

Фрукт похож на неваляшку, носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, с дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран высоко растет... (банан)

Сверху — шкурка золотая, в центре — косточка большая. Что за фрукт? Вот вам вопрос. Это сладкий... (абрикос)

Летом в платьице зеленом, а по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это... (слива)

Надорвали край рубашки. Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат)

Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Одного поля ягоды.

Огород – для семьи доход

Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Фрукты хороши в свое время.

Время придет — и в тени персики созреют.

От яблони – яблоко, а от ели – шишки.

Здоровое яблоко с ветки не падает.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Без капусты щи не густы.

Языком капусту не шинкуют.

Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.

Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.

Для чего огород городить, коли капусты не садить?

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук да баня все поправят.

Всякому овощу свое время.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Чужбина - калина, родина - малина.

У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

Лук с чесноком – родные братья.

Надоел хуже горькой редьки.

Морковь прибавляет кровь.

Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Проще пареной репы (т. е. очень просто) .

Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек)

Приложение 2

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)  

Театр пальчиков и языка

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.

3.    Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на воображаемую клавиатуру,сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

  Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В  сад  идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 

Физкультминутки

  • Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

 На горушечке,(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

  • Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан ,полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните,(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений....