Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Вихирева Алена Сергеевна

Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов ДОО26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Организация образовательного события с использованием метода «Детское экспериментирование» в познании мира ребенком дошкольного возраста»

Цель: Формирование компетентности педагогов по использованию метода «Детское экспериментирование» в организации образовательного события.

1 слайд

Приветствую сегодня всех,

Я рады встрече с вами.

Ведь не случайно в этот зал

Всех вместе нас собрали.

2 слайд 

Свое выступления я  начну с видеоролика, прошу, всё внимание на экран (дети «цифрового поколения).

3 слайд

Ни для кого не секрет, что современные дети в значительной мере отличаются от детей прошлого.  Дети в век цифровых технологий сами могут найти всё, что их интересует, они привыкли к доступности ярких реалистичных «картинок» (фотографии, познавательные фильмы, эффект 3-д), все это приводит к тому, что им не интересно слушать из пассивной позиции. Перед воспитателем стоит вопрос: как  заинтересовать детей и активизировать их познавательную деятельность, чтобы было современно и интересно?  Это, конечно же, ИКТ и современные педагогические технологии.

Прежде, чем я представлю Вам свой опыт организации познавательной и увлекательной образовательной деятельности, который, на мой взгляд, замечательно, вписывается в концепцию заданную ФГОС дошкольного образования.  Давайте, проведем  маленький блиц-опрос 

 «Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!»

  1.  Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
  2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
  3.  Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
  4. Как быть под водой и оставаться сухим одновременно? (надеть водолазный костюм)
  5.  Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
  6. По какому животному ходят люди и проезжают машины? (зебра)

4 слайд

Уважаемые, коллеги, приглашаю  тех,  кто получил жетончик за ответ, к себе. (6 человек)

Сейчас мы с вами  на практике прочувствуем технологию «Образовательное событие». На мой взгляд, это отличная возможность для педагога и детей увлекательно, оригинально и познавательно организовать игровое мероприятие, и не только как часть реализуемого проекта  в детском саду.

  1. ВВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИЮ

Предлагаю на время детьми стать и со мною поиграть!

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер.

Вот, кончается зима,

К нам опять придет весна.

- Вы соскучились по весне, теплому солнышку и по пенью птиц?

5 слайд

 На экране Снежная королева: «Я повелительница снега и льда,

Весну в своем замке заперла!

Если хотите ее освободить

Надо вам меня повеселить!

Мои сложные задания выполнять

Свои знания про зиму рассказать!

Когда карту зимы найдёте

Тогда и весну свою вернете!

Тролля  встретите в пути

Он расскажет, что вы выполнить должны!»

- Как же мы без Весны, неужели,  целую вечность, зима будет? Вот беда, что же делать нам друзья? (весну спасать)

- Предлагаю, больше не медлить и скорее отправиться к замку Снежной королевы,  на помощь весне!

6 слайд

Физминутка: Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

7 слайд                 Вот и царство льда, мы увидали.

- Но, что же здесь нас ждет?

8 слайд

На экране Тролль: «Здравствуйте!  Приготовила  Снежная королева для вас  не простых заданья, только сплоченность и сообразительность поможет вам с  ними справиться. Первое задание - сделайте снег, который ни когда не растает, второе задание – устройте радугу для Снежной королевы, а третье задание,  от меня, только растопив злую льдинку из сердца снежной королевы, вы сможете Весну освободить.  Только знайте, в руки брать его нельзя, вы замерзните тогда! Думайте, гадайте, ключ от карты заполняйте. Как все ключи соберёте, так и кату зимы найдете!»

9 слайд

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Прежде, че мы приступим к выполнению заданий, давайте вспомним…

- Что такое радуга и как она образуется? (природное явление, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях)

- Почему в радуге семь цветов? (Луч света состоит из нескольких цветов; капельки воды по-разному отражают свет, отчего простой белый свет превращается в разноцветный спектр) 

- что такое снег и как он образуется? (Снег — это водяной пар, который в атмосфере замерзает в кристаллы льда)

- почему снег скрипит? (Снег состоит из ледяных кристаллов, пространство между которыми заполнено воздухом. Когда мы наступаем на снежный покров, воздух из него выходит, снежинки трутся друг о друга и ломаются, издавая характерный скрип)

- Что такое лед? (замершая вода) Как его можно растопить?

- Вы, молодцы, пожалуй, все самое важное о радуге, снеге и льде вы знаете, значит, точно сможете помочь весне и преодолеть испытания Снежной королевы.

- Предлагаю вам разделиться, согласно полученным жетончикам. Только помните, вам надо не только выполнить задания, но и заполнить ключи от карты.

3. ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ

- Скажите, пожалуйста, а Вы знаете, что с этими ингредиентами делать? Ведь если у нас не получится сделать радугу и снег, мы не сможем спасти весну!!!

- Как мы можем это узнать, что с этим делать? (Спросить у взрослых, посмотреть картотеку опытов, обратиться в интернет)

- Может Тролль оставил нам где-то подсказки? Осмотритесь вокруг…

- Что же обозначаем картинка миксера? (смешать все ингредиенты)

- Как вы думаете, что обозначают эти цветные кружки со стрелочкой в середине? (выложить конфетки по кругу, воду вылить в середину)

- Как вы понимаете свою подсказку? (1-цветные капельки, 2- ватную палочку)

- А вы догадались ,что нужно делать?

- Приступайте к выполнению заданий Снежной королевы и заполнению последовательности опыта на ключе. Кто будет готов, встаньте перед столом.

4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Опыт «Искусственный снег».

  1. Понадобится: 2 стакана картофельного крахмала, 1\4 стакана детского массажного масла (или светлого растительного масла). В миску с крахмалом добавить масло и тщательно перемешать. 
  2. Понадобится: 2 стакана пшеничной муки, 1\4 стакана детского массажного масла (или светлого растительного масла). В миску с крахмалом добавить масло и тщательно перемешать. На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.
  1. Опыт «Радуга на воде». Понадобится:  конфеты в виде драже, например «Skittles» или «M&M’s», тарелка, теплая вода. В тарелке по кругу разложить конфеты в порядке цветов радуги. В центр тарелки налить  тёплую воду. Следить, чтобы вода достала до каждой конфеты. Немного терпения.
  2. Опыт «Радуга в молоке».
    Для проведения опыта вам понадобится: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.
  1. Налейте молоко в тарелку;
  2. Добавьте несколько капель красителей (капли окрашенной воды);
  3. Потом возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и коснитесь палочкой в самый центр тарелки с молоком - молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.  На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.

- Вы помните, что сказал про него Тролль? Как нам его растопить? (вода эта наверняка волшебная, и только благодаря ей ледяное сердце Снежной королевы не тает)

4. Опыт «Достань лед без рук». Понадобится: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. Нужно пустить лед в стакан с водой; нитку положить на край стакана, так чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности; насыпать немного соли на лед и подождите 5-10 минут. Взять за свободный конец нитки и вытащите кубик льда из стакана. На части листа-ключа пишут алгоритм эксперимента.

- Посмотрите друг другу результаты ваших трудов. (если кто-то задерживается)

5.ВКЛЮЧЕНИЕ НОГОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

- Вот мы с вами и собрали ключи. Расскажите, что вы делали, чтобы  их получить? Что нового вы узнали, выполняя задания Снежной королевы?

  1. Вывод: при смешивании масла и крахмала может получиться искусственный снег, который хрустит как в морозный день, а при смешивании муки и масла снег получается более влажный, чем в прошлом рецепте, он уже не хрустит, сильнее сбивается в комки и имеет слегка желтоватый оттенок. Вместо чего, вы можете его использовать (кинетический песок)?
  2.  Вывод: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и  приводит их в движение.
  3. Вывод: вода растворяет красители на конфетах и в вашей тарелке получится радуга!
  4. Вывод: соль, попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается с ниткой.

10 слайд

На экране Герда: «Здравствуйте, друзья! Вы такие молодцы всю карту зимы нашли, только Снежная королева хитра, просто так Весну может не отпустить… Надо вам ее убедить, что вы ее любите и будете ждать в следующем году. Карта Вам поможет в этом деле!»

11 слайд

- Соберите кусочки  карты в одну, и составьте по ней хвалебный рассказ о  Зиме. (используя интеллект-карту, мы работаем  сверху по часовой стрелке)

12 слайд      Я люблю зиму за красивые пейзажи

На экране Снежная королева: «Весну я отпускаю, пусть шагает не спеша, всю природу пробуждая ото сна. Ну, а с вами прощаться мне пора, до свидания, детвора!» (видео весна идет) Вот. Мы и освободили Весну. Очень скоро она о до нас дойдет!

13 слайд 

Вот и закончилась игра.

Но я надеемся, что вы с ней

Стали чуточку умней.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Игра «Пожелания»

А сейчас мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье…..

Закончить свое выступление хочу словами Антона Семеновича Макакенко:  "Большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, а движение коллектива к ним и участие в них, являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и формирования нового взгляда на жизнь". Спасибо за внимание и участие в мастер– классе. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД с использованием метода детского экспериментирования и информационных компьютерных технологий(коммуникация, познание, конструирование)

Данный материал представляет собой подробное описание содержания интегрированного занятия с указанием целей, задач и перчня материалов и оборудования....

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....

Мастер-класс «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

В своем мастер-классе я представляю работу по развитию речевого творчества, подготовки детей к пересказу сказок с помощью использования метода мнемотехники....