"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ".
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Колонцова Ольга

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию интереса старших дошкольников к природе.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федеральных государственных стандартов дошкольного образования направленного на  создании условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии.

В статье представлена педагогическая работа по развитию познавательных способностей через экологическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ».

Колонцова Ольга  Владимировна

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 70»

г.Магнитогорск

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию интереса старших дошкольников к природе.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федеральных государственных стандартов дошкольного образования направленного на  создании условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии.

В статье представлена педагогическая работа по развитию познавательных способностей через экологическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Ключевые слова: дошкольник, природа, игра, окружающий мир экспериментирование, интерес,самостоятельность, познание.

        Экологическое воспитание дошкольников является важным для нашего дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений об окружающем мире. Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста – не просто заложить первые представления и ориентиры в мире природы, но и поселить глубокий эмоциональный отклик, чувства уважения и любви к ней, а также  совершенствовать желание к самостоятельному исследованию окружающего мира при гуманном к нему отношении.

      Для того чтобы начать данную работу со своими детьми я изучила научно-методическую литературу. Спланировала тему своего самообразования «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой». Любая деятельность, реализуемая с ребенком должна приносить  интерес. Игра – основной вид детской деятельности. В дидактической игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Так как игра является ведущей деятельностью дошкольника, В.А Сухомлинский  акцентировал внимание на  важности игр экологической направленности: «Без игры невозможно полноценное умственное развитие. Игра есть огромное светлое окно, пропускающее в духовный мир ребенка живительный поток понятий, представлений и суждений об окружающей действительности. Игра как искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности дошкольника». Я полностью разделяю его мнение.

На мой взгляд, формирование познавательного интереса дошкольников к природе – важнейшая задача экологического воспитания, которое реализуется в различных формах обучения, и используются как на занятиях, так и вне занятий.

Мною была поставлена цель работы. Это

-Создание условий для формирования представлений о явлениях, происходящих в природе и обществе, их взаимосвязях через развитие интереса, любознательности детей старшего дошкольного возраста. Цель реализовалась через ряд задач:

1.Уточнение,  систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях  родного края.

2.Формирование элементарных экологических представлений у дошкольников через собственный творческий и исследовательский поиск, умение самостоятельно работать в уголке природы.

3.Формирование представлений о том, что человек часть природы, он должен беречь ,охранять и защищать её.

4.Способствовать партнерским отношениям с семьями воспитанников в вопросах познавательного  развития в формировании экологической культуры детей и взрослых

5.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения оптимальных условий, способствующих формированию познавательного отношения к природе.

Исходя из цели, задач, были разработаны направления работы по данной тематике.

Это

  • Взаимодействие с детьми,
  • Создание условий в развивающей предметно –пространственной среде.
  • Партнерство с семьями воспитанников

Мною был проведен мониторинг по экологическому развитию детей.

Который показал, что у детей возникают трудности при познавательной  мотивации, недостаточно сформирована любознательность и самостоятельность,не все  владеют знаниями о  природных явлениях. Для пополнения знаний детей мною были применены различные методы и приемы. Так как  речь является основным информативным источником, а также важнейшим средством обучения и воспитания мною широко применяются;

  • Словесные методы-речевые логические задачи, чтение художественной природоведческой литературы.
  • Речевые логические задачи- прием умственного воспитания, характеризующийся тем, что педагог ставит детей в ситуацию, в которой им необходимо активизировать умственную деятельность, что стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума
  • Практические методы- экскурсии, дидактические игры, экспериментирование.
  • Наблюдение- это один из самых используемых приемов экологического воспитания,

 Стараюсь широко применять экскурсию – прием воспитания и обучения, способствующий развитию навыков наблюдательности.

  • Дидактическая игра – один из интересных приемов работы по формированию познавательного отношения к природе. В процессе экологических игр дети используют такие процессы умственной деятельности, как наблюдение, сравнение, классификация, сопоставление, анализ и обобщение на доступном им уровне.

В совместных дидактических играх развиваю у   детей умения выполнять постепенно усложняющиеся правила. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну.

Взаимодействие с детьми проводится как на занятиях, так и вне занятий. Реализую разные формы организации детей: фронтальная, подрупповая, индивидуальная.

      Ребенок проводит большую часть времени в детском саду поэтому важно его окружение,большое влияние на развитие интереса к природе оказывает развивающая предметно - пространственная среда. У нас есть познавательно-исследовательский центр, где специально организованная исследовательская деятельность в экологическом воспитании дает возможность воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых предметах или явлениях, совершенствовать логику, познавательные и творческие способности.

Центр развивающих игр и мини библиотека, где имеется большое разнообразие дидактического материала, настольных игр, художественной литературы, что помогает в индивидуальных, групповых и самостоятельных занятиях. Также  в группе есть: календари природы, природный материал, картинки с животными и птицами, растительным миром, уголок экспериментов.

      Основное воспитание ребёнок получает в семье, поэтому актуальным вопросом является информирование родителей  о том, чему учиться ребёнок в детском саду, а также повышение компетентности родителей в вопросах экологического образования. Для нас важно, чтобы родители стали участниками, партнерами   в воспитании и развитии ребенка в ДОУ. Мы совместно с детьми и родителями организовали экологический проект «Сад на подоконнике», а также родители принимали участие в проектной деятельности: «Многообразие животного и растительного мира».

  В результате проделанной работы дети стали более самостоятельными, у них возник интерес к природе, её явлениям, они стали понимать о важности  взаимосвязи в окружающем мире, живой и неживой природе. Человек часть природы  должен беречь и заботится о ней. Дети стали бережнее относится к природе, с большим желанием и интересом выполняют работу в уголке природы. С удовольствием рассматривают репродукции с природной тематикой. Некоторые завели иллюстративные коллекции цветов, делятся впечатлением о своём увлечении.

Очень актуальными являются слова  

В. Сухомлинского

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе,

вечный источник детского разума

                              Используемая литература

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» / Воронеж Учитель 2009

2. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию» / С.-Петербург Детство-Пресс 2016

3. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин «Экологическая педагогика и психология», Ростов-на-Дону, 2008

4. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений – Москва; ТЦ СФЕРА, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса к природе у младших дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала.

Сказочная и прекрасная природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам прир...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

Консультация для воспитателей "Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста"

Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, п...

ВКР "Развитие познавательного интереса к природе у старших дошкольников в экспериментальной деятельности"

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.Во введении определена актуальность выбранной темы, цель исследования, объект исследования,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ  Аннотация.  Статья посвящена изучению формирования интереса у детей д...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...