Конспект организованно образовательной деятельности по экологическому развитию в разновозврастной группе. Тема: «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ерофеева Анна Михайловна

«Необходимо  вводить малыша в окружающий мир

  природы так, чтобы каждый его шаг был путешест-

 вием к истокам чудес природы, облагораживая

сердце и закаляя волю»

                                                     В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал «Улыбка» МБДОУ «Детский сад №1 «Чебурашка»

в пос. Жемчужный

Конспект организованно образовательной деятельности по экологическому развитию в разновозврастной группе.

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Подготовила воспитатель

филиала «Улыбка» МБДОУ

«Детский сад №1 «Чебурашка» п.Жемчужный

Ерофеева Анна Михайловна

«Необходимо  вводить малыша в окружающий мир

                                                 природы так, чтобы каждый его шаг был путешест-

                                                вием к истокам чудес природы, облагораживая

                                       сердце и закаляя волю»

                                                                                           В.А.Сухомлинский

                                   

Цель:

        1. Уточнять и расширять представления детей о лесе.

        2. Закреплять у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

        3. Закреплять представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к зимним условиям.

        4. Будить в детях сострадание ко всему живому, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

        5. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.

        6. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

        Развивающая среда.

        

Игрушка (зайчик), веточки различных деревьев, четыре рисунка «Времена года», плакат «Дерево», модели зимующих птиц, шапочки синички, вороны, воробья, две шишки, к третьей шишке привязано письмо от старичка-лесовичка, модели: «уши», «хвост» диких животных, модели «Как зимуют дикие звери», игрушки (белка, зайчик), на подносе грибы, орехи, морковки, кочерыжки капусты.

Ход занятия:

        1. Воспитатель  Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, здравствуйте все! Ребята, зайчик (игрушка) не захотел жить в магазине на полке, решил уйти в настоящий лес. Поможем зайчику познакомиться с зимним лесом, его обителями, с тайнами и загадками его. Покажите глазами, где на рисунках весенний лес (дети молча показывают глазами), где – летний, где – зимний, где – осенний. И сейчас мы с вами пойдем в зимний лес. В пути нам поможет песня.

Дети поют «Зимнюю песенку», музыка М.Карасева

        Воспитатель. В каком же это серебре проснулся зимний лес?

        Дети. Это снег на деревьях и около деревьев. Снег блестит в лучах солнца.

        Воспитатель.  А сейчас Лера прочитает стихотворение о зимнем лесе.

                                   С.Погореловский.  «ЗИМИНИЙ ЛЕС»

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

        Воспитатель.  Назовите деревья и кустарники, которые растут в лесу.

        Дети.  Береза, тополь, клен, ель, сосна, липа, сирень, рябина, калина.

        Заяц (воспитатель от лица зайца).  А что случилось с деревьями? Почему они без листьев? Они погибли?

        Дети.  Деревья сбросили листья и отдыхают. Они заснули. Жизнь деревьев спрятана в почках.

        Воспитатель.  А про какое дерево можно сказать: «Ствол белый, ветки тонкие, развесистые, на дереве – сережки?»

        Дети.  Это береза.

        Воспитатель.  Почему вы думаете, что это береза, я же про листья ничего не сказала?

        Дети.  У березы белый ствол и тонкие ветки.

Воспитатель предлагает детям найти веточки

березы среди ветвей (на подносе веточки)

        А сейчас загадка: «В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

                                                                    Что за ягода?»

        Дети.  Рябина.

        Воспитатель.  Почему вы думаете, что загадка про ягоды рябины?

        Дети.  А ягоды рябины горькие, сладкими они становятся после морозов.

        Заяц. А я вижу зеленые деревья. А говорите, что все деревья сбросили листву?

        Дети. Это елочка и сосна. У них зеленые иголочки летом и зимой.

Физкультминутка

                        Мои корни глубоко вросли в землю.

                        Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.

                        Это деревья в лесу.

                        Плавно руками помашем -

                        Это к нам птицы летят.

                        Как они сядут, покажем –

                        Крылья мы сложим назад.

        Воспитатель.  Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его волшебница-зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть разные следы. А если есть следы, значит их кто-то оставил?

        Воспитатель.  Чьи это следы?

        Дети.  Птичьи.

        Воспитатель.  Назовите птиц на дереве.

        Дети.  Синица, снегирь, воробей, ворона, сорока.

        Воспитатель.  Как можно их назвать, одним словом?

        Дети.  Зимующие.

        Воспитатель.  Почему их называют зимующими?

        Дети.  Они не улетают в теплые края, остаются здесь зимовать.

        Воспитатель.  И у нас с вами среди птиц есть сои друзья.

Сережа.               Читает стихотворение В.Левина

«МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ»

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода – не улетает никуда.

        Воспитатель.  Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью человека?

        Дети.  Покормиться. Им в лесу трудно: голодно и холодно. Насекомые в зимней спячке, ягоды, семена трав – под снегом. От мороза и холода птицы прячутся под крышами домов. Теплые их шубки спасают от холода, а не от голода.

        Воспитатель.  В холодные зимы из 10 синиц выживают 1 или 2. Очень жаль. Как люди помогают птицам?

        Дети.  Подкармливают птиц.

        Воспитатель. Как мы заботимся о птицах?

        Дети.  Вешаем кормушки, насыпаем в кормушки зерно, семечки, кладем крошки хлеба.

Психологическая разгрузка (под музыку)

        Вы утомились, устали, пока ходили по лесу. Давайте отдохнем, сядем поудобнее. Сделайте глубокий вдох, расправьте плечи. Закройте глаза. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат зимнего свежего воздуха в лесу.

        Мы – защитники растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.

 Воспитатель.  Ребята, я вижу шишку, вот другая (к третьей привязано письмо).

        Что это за шутки? Подождите-ка минутку.

        Тут письмо для нас лежит  (Воспитатель берет письмо, рассматривает, читает).

                Дорогие, ребята! Я навстречу к вам иду.

                И сегодня эти шишки по лесу меня ведут.

                Непонятно, кто нам пишет – вместо подписи – крючок.

                Ну-ка, ну-ка, ах, это к нам идет старичок-лесовичок.

        Входит старичок-лесовичок.

                        Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок.

                        По лесу хожу, зверей сторожу. От них не бегу без оглядки

                        И вы их не бойтесь, ребятки.

        Долго к вам я собирался, побеседовать с вами хочу, приготовил вопросы, задания и все в котомку сложил.

Кого можно встретить в зимнем лесу?

        Дети.  Диких животных и птиц.

        Старичок-лесовичок.  Почему животных, которые живут в лесу, называют дикими?

        Дети.  Они сами себе добывают пищу, человек за ними не ухаживает.

        Старичок-лесовичок.  Назовите диких животных.

        Дети.  Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь.

        Старичок-лесовичок.  Чьи это уши? (показывает)

        Дети.  Зайца.

        Старичок-лесовичок.   Чей хвост? (показывает)

        Дети.  Лисы.

        Старичок-лесовичок.   Чьи следы? (показывает)

        Дети.  Лисы, зайца.

Старичок-лесовичок обращает внимание детей на фланелеграф.

На нем выставлены: дерево, зимний пейзаж, пеньки, берлога.

        Зайчик. Подумаешь, я это все уже видел.

         Воспитатель.  Посмотри повнимательней. И вы, дети, посмотрите внимательно!

        Эти картинки необычные и приготовил их для вас старичок-лесовичок. Рассмотрим дерево. Там есть дверца. Открываем и видим белочку. Почему она спряталась?

        Дети.  В лесу холодно, голодно. Но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды. Да и цвет меха поменяла, он стал похож на цвет коры дерева.

        Воспитатель.  А эта горка тоже необычная. Посмотрим. Ой, да это берлога нашего Михайла Ивановича. Чем питается медведь?

        Дети.  Медведь питается ягодами, медом, травой. Зимой этого нет. Медведь спит в берлоге до самой весны.

        Воспитатель.  И еще есть загадочная картинка-пенек. Кто же там спрятался?

        Дети.  Ежик колючий свернулся в клубочек и спит.

        Воспитатель.  А зайчик?

        Дети.  Заяц поменял свой мех на белый, и в такой шубке он стал незаметным на снегу, ему легко спрятаться от врагов. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», запутывать следы.

Воспитатель предлагает детям помочь диким животным,

покормить их

Игра «НАКОРМИ ЗВЕРЕЙ» (белку и зайчика).

На подносе орехи, грибы, морковка, кочан капусты, шишки.

        Воспитатель. Ты теперь, зайчик, знаешь, как в лесу непросто жить. Все животные леса приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, мех белой окраски. Ты совсем не такой. Наверное, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой, и заботиться о тебе. А сейчас посмотрим, как дети будут играть.

Малоподвижная игра «ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ»

        Воспитатель.  Мы погрелись немного, но в лесу холодно. Давайте разожжем костер. Собирайте хворост. Но этого мало. Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки.

        Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку, дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснется моего сердца, моей руки, костер снова вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?

        Понравилось вам в лесу?  Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь. С хорошим настроением возвращается в детский сад. Нам пора уходить из леса. Надо погасить костер. Возьмитесь за руки, подуйте сильно-сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается. Ведь это огонь наших сердец и улыбок, он никогда не погаснет. Возьмем его с собой.  Протяните руку к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его. А теперь закройте глаза (звучит мелодия вальса). Откройте глаза. Мы снова в детском саду. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

        Старичок-лесовичок.  Вы мне, ребята, понравились. Приходите еще. Я хочу с вами дружить. А сейчас вас угощаю калиной с вареньем. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»

Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».  Цели: Формирование и систематизирование знаний детей о свой...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

Образовательная область:  речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст:  старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»

Образовательная область:  речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст:  старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...