Экологическая акция в средней группе «Сбережём птиц на планете»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Александрова Светлана Владимировна

Материал по формированию экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе, ориентации  экологического образования на решение практических задач на улучшение качества окружающей среды ,полезен воспитателям дошкольных организций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_sberezhem_ptits_na_zemle.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1г.Починка

Экологическая акция в средней группе

 «Сбережём  птиц на планете»

                                                                   Подготовила и провела воспитатель:

    высшей квалификационной категории

                                              Александрова С.В.

г. Починок. 2021

Экологическая акция  «Сбережём  птиц на планете»

Количество участников 25

В акции приняли участие:

Дошкольники –15

Педагогов –Родителей- 17

- Форма проведения.

Экологические праздники, выставки, развешивание скворечников, викторины, посещение библиотеки группы «Радуга».

Время проведения акции :С 1 апреля по7 апреля 2021г

Цель: - формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, ориентация экологического образования на решение практических задач на улучшение качества окружающей среды

Задачи: - формировать интерес к окружающему миру, развивать экологическое сознание у детей;

- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды;

- углубление знаний детей и взрослых о местах обитания птиц, формирование положительного отношения к природе;

-развитие гуманного отношения к птицам, мотивации и интереса к их охране;

-введение в экологическую этику и эстетику;

-формирование позитивных форм досуга, развитие коммуникабельности у детей;

Ожидаемые результаты:

• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц, обитающих в нашем регионе.

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков

. • Активное участие родителей в реализации акции, вызвать желание построить скворечники

План проведения акции «Сбережём  птиц на планете»

1. Ознакомление детей и родителей об акции « Сбережём птиц на планете»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

2. Беседа о празднике «1 апреля - Международный день птиц»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

3. Выставка детских рисунков и поделок «Птицы – наши друзья»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

4. Детский Час (чтение стихотворений о птицах)

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

5. Викторина «Угадай птицу на дереве»

 Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

6.Выставка книг в группе «Радуга»

«Знаешь ли ты птиц?»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

7.Тематическое мероприятие «Птицы – наши маленькие пернатые друзья»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

8. Развешивание скворечников. Раздача буклетов с призывом об охране птиц и природы.

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

9. Заключительный этап.

Родители детей средней группы «Радуга»

Воспитатели: Александрова С.В..

Дети средней группы «Радуга»

Родители детей средней группы «Радуга»

Подведения итогов акции

10. Программно-методическое обеспечение.

1.Ознакомление детей и родителей об акции « Сохраним птиц на Земле»

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов. Каждый год вся планета 1 апреля отмечает Международный День птиц. Основу этому событию положило подписание Международной конвенции об охране птиц в 1906 году. По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники. Союз охраны птиц России в 1996 году выступил с инициативой проводить в апреле «Весенний день птиц». Привлечение птиц – давняя традиция нашего народа: скворечники делали с языческих времен. Впервые День птиц был проведен в 1924 году, его участники развесили 1098 искусственных гнездовий. К сожалению, в последние годы эта акция была несколько забыта. Весной 1998 года детский экологический журнал «Муравейник» предложил возродить День птиц 1 апреля.

2. Беседа о празднике с детьми старшей группы «1 апреля - Международный день птиц»

1 апреля – Международный день птиц. И дело не только в том, что много лет назад в это время была подписана Конвенция о защите пернатых. Примерно в это время птицы как раз прилетают с зимовок домой. Первыми «в родные пенаты» прибывают грачи. За ними – утки, гуси, журавли. После них – дрозды, овсянки, зяблики и т. д. Так что же делать 1 апреля? Международный день птиц предполагает развешивание неравнодушными людьми скворечников, и прочих птичьих домиков. При этом человек не просто помогает пернатым. Он и сам становится намного ближе к природе. Кстати, её пробуждение от зимней спячки также празднуется в этот день. В старину люди специально выпекали из теста жаворонков и пели специальные «заклички».

В этот день не только происходит встреча весны. Радость по поводу прилёта пернатых – также не единственная причина, по которой проводится множество разнообразных мероприятий. Люди вспоминают все ужасные ошибки прошлого. В результате истребления пернатых во всем мире уже успело исчезнуть около сотни разновидностей. К примеру, на острове Маврикий в Индийском океане буквально за пару сотен лет моряками и животными, которых они привозили с собой, была уничтожена целая популяция голубеобразного нелетающего дронта. Не менее серьёзной угрозой является загрязнение окружающей среды. Само собой, в этом тоже виноват человек, поставивший на грань исчезновение птиц не только своей бесконтрольной охотой, но также и использованием пестицидов, небезопасным преобразованием естественных мест обитания. На сегодняшний день угроза существования стоит также и перед различными болотами и лесами. А ведь для некоторых видов пернатых это единственные места обитания. Например, выпь, пастушок или крапивник обитают только на болотах. Конечно же, наступление человека на пернатых прекратить не получится. Однако замедлить его возможно. Именно к этому и призывает Международный день птиц. Мероприятия проводятся самые разнообразные. Цель многих из них – добиться увеличения площадей заповедных территорий, особенно тех, где обитают виды, занесённые в Красную Книгу. Одним словом, в этот день ребята смогут узнать о том, каким пернатым необходимы домики для выращивания птенчиков; как и куда правильно вешать скворечники; научатся наблюдать за живой природой, сравнивая её в городе или же за его пределами. Праздник прошел под девизом «Любите птиц и помогайте им!»

Во время бесед - игр на темы: «Как живут наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», « Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята узнавали о различных видах птиц своей местности, узнавали характерные особенности внешнего вида, поведения. Кроме того, дети учились заботиться о птицах, испытывая радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

3. Выставка детских рисунков и поделок «Птицы – наши друзья»

На занятиях дети рисовали птиц, готовили яркие аппликации «Совушка», лепили фигурки птиц (синиц, грачей) из пластилина делали поделки из природного материала.

4. Детский Час (чтение стихотворений о птицах)

«Скворцы прилетели»
Автор:Агния Барто

Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов. Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.

Гонит кошек со двора.

«Скворец»
Автор:Сергей Михалков

Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.

Еще в полях туманы,
Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,
Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,
Не ради всяких благ,
А просто в небо глядя,
От сердца! Просто так!

Выводит он рулады
По нескольку минут…
Не требуя награды

За свой талант и труд.

5. Викторина «Угадай птицу на дереве».

В группе « Веселые ребята» на искусственном мини - дереве были размешены изображения птиц. Дети должны вспомнить этих птиц и их назвать.

В целях поддержания интереса воспитанников к теме «Угадай птицу на дереве» и закрепления их знаний, были изготовлены дидактические игры: «Покормим птиц», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Дорисуй птицу», и т.п. Эта игровая деятельность позволила систематизировать знания детей о зимующих птицах, уточнить «меню» для птиц.

6. Выставка книг в группе « Веселые ребята»

«Знаешь ли ты птиц?»

Воспитатели вместе с воспитанниками закрепили знания о птицах из книг библиотеки детского сада. Вспомнили и закрепили знания, узнали много интересного о птицах.

Разучивались пословицы и поговорки. Заучивались понравившиеся стихотворения о птицах. Оживленными были обсуждения прочитанных произведений : Г. Скребицкого и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг»; Е.И. Чарушина «Воробей»; В. Бианки «Птичья столовая»,« Сова» ; М.Горького « Воробьишко» и др. Дети не остались равнодушными к героям рассказов.

7. Тематическое мероприятие « Птицы – наши маленькие пернатые друзья»

Чтобы поддержать интерес детей к теме «Птицы – наши маленькие пернатые друзья» и закрепить их знания, было проведено музыкально – тематическое мероприятие. В гости были приглашены воспитатели с воспитанниками группы « Зайки», так же участвующие в дидактических игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и подвижных играх «Воробышек и автомобиль», «Кто, где живёт», в отгадывании загадок и многое другое. В играх дети систематизировали знания о птицах. После мероприятия всем гостям раздали подарки, раскраски « Птицы».

8. Развешивание скворечников. Раздача буклетов с призывом об охране птиц и природы.

Старинная русская традиция изготовления скворечников имеет глубокий смысл: человек не просто помогает птицам, но через это сам становится ближе к природе. На территории детского сада было развешено 7 скворечников. В акции приняли участие все воспитанники с родителями. Родителями были сделаны 7 скворечников, папы и дедушки наших воспитанников проявили большую любовь к пернатым, сооружая для них добротные, красивые и привлекательные скворечники.

Согретые теплом рук и детских сердец скворечники встретили своих певчих новоселов! Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. И вот доброе дело свершилось!.

Так же воспитатели вместе с воспитанниками раздавали буклеты и листовками с призывом об охране птиц и природы.

9.Заключительный этап.

В ходе акции « Сохраним птиц на Земле» предполагаемые результаты были достигнуты:

o обогатился опыт воспитанников путем использования разных методов и приемов;

o собран материал по темам «Птицы », обобщен опыт работы по данной акции;

o пополнился словарный запас детей;

o на протяжении всей акции у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи (будет мало птиц – нарушится баланс в природе);

o дети стали различать и уверенно называть птиц, их особенности и различия, научились заботиться о птицах;

o сформированы первичное понятие о природоохранной деятельности;

o взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании;

Акция «Сохраним птиц на Земле» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.

Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры - это сильные люди, способные прийти на помощь.

Доброй традицией нашего детского сада является участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как " Салатовая лента", " Покорми птиц - зимой", " Мусор Земле не к лицу", развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача -научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.

10. Программно-методическое обеспечение.

1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Бабаева. Т. И., Москва- 1994.

2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.

3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.

4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.

5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.

6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.

7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.

8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.

9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.

10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.

11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.

12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.

13. «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.

14. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.

15. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.

16. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.

17. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.

18. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.

19. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.

20. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему:Планета Земля в опасности!

развивать представление детей о том, что наша планета Земля в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».

Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...

"Экологическая акция в старшей группе "Радуга" совместно с родителями "Покормите птиц зимой"

Зима - трудное время года для птиц. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки, и не забывать подсыпать в них корм. Зимняя подкормка птиц - до...

План мероприятий экологической акции в старшей группе «Покормите птиц зимой!»

Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и подрастающему поколению. Дети, через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают ...

Экологическое развлечение в старшей группе " Мы сохраним планету Земля"

В рамках реализации Всероссийского урока " Эколят-молодых защитников природы" в старшей-логопедической группе " Семицветик" было проведено экологическое развлечение " Мы сохра...

Экологическая акция в средней группе №2 общеразвивающей направленности «Украсим планету цветами»

Цель: Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека....