Конспект по экологическому воспитанию «Вода - наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мальцева Наталья Сергеевна

Конспект по экологическому воспитанию «Вода - наше богатство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект 

Плотность воды
Цель:
 развивать познавательный интерес у детей через экспериментальную деятельность с водой.

Задачи: 

  1. Сформировать понятие о плотности веществ;
  2. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
  3. Развивать мышление, познавательные способности у детей в процессе опытов с водой, формировать элементарные исследовательские умения;
  4. Обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;
  5. Способствовать развитию положительных эмоций у детей, побуждать детей к сотрудничеству во время опытов с водой.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу. Пожелаем  им доброго утра.

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера. 

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  я обнаружила вот такой ребус. Если мы с вами правильно отгадаем его, то узнаем, чему будет посвящено наше занятие

Я предлагаю вам отгадать  буквы, которые спрятались в этом ребусе и расположить их на магнитной доске.

В первой клеточке живет звук, который, спрятался  в слове «Совок» и слышится  в нем на третьем месте (В). Какой буквой он обозначается?

Во второй клеточке живет звук, который спрятался  в слове «Гром» и стоит в нем  также на третьем месте (О). Какой буквой он обозначается?

В третьей клеточке живет звук, с которого  начинается слово «Дорога» (Д). Какой буквой он обозначается?

В четвертой клеточке  занимает звук, который стоит на втором месте в слове « Рама»  (А). Какой буквой он обозначается?

Воспитатель: Давайте вместе прочитаем, какое слово у нас получилось?

Дети: Вода.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.

Ребята, как вы думаете, сколько времени человек  может прожить без пищи?

Дети: Месяц.

Воспитатель: Да мы с вами уже говорили об этом, а без воды?

Дети: Неделю

Воспитатель: Да без воды человеку еще труднее жить – без нее он может прожить всего 1 неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте проверим. Отгадайте загадку

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус )

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус - это  модель Земли.

Воспитатель:  Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

 А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...

 Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Воспитатель:  Ребята, а почему нашу планету еще называют  голубой?

Дети:  На земле больше всего воды, она покрывает большую часть планеты

Воспитатель:  Правильно. Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Я предлагаю поиграть в игру «Я начну а ты продолжи» Хотите?

В море вода морская, а в реке -   (речная), в ключе -   (ключевая), в озере – (озёрная), в колодце – (колодезная), в роднике -  (родниковая).

Молодцы , о воде придумано много пословиц и поговорок. Давайте напомним их нашим гостям.

Дети: 

 Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Это еще на воде вилами писано.

Мир силен, как вода.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет.

Жди большой беды от лихой воды.

Пришла беда, разозлилась вода.

Всей воды не выпьешь.

Хлеб да вода  — молодецкая еда.

Ручей поит реку, река поит море.

Без воды и не туды, и не сюды.

Упадешь в воду – сухим не выйдешь.

Чужую беду я водой развожу, а на свою беду сижу да гляжу.

Воспитатель: Ребята, вода имеет очень важное значение в жизни человека и для всего живого Давайте вспомним кому нужна вода. (работа с картинками)

Воспитатель: на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, люди берут воду из крана. А как она поступает в них? (рассказ детей по картинке)

Воспитатель: А как вода поступает в водоемы? Что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей по картинке)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним свойства воды, которые нам уже знакомы

Дети: 

  1. У воды нет цвета. Она бесцветная.
  2. Вода не имеет формы. Она принимает форму сосуда, в который её наливают.
  3. У воды нет вкуса.
  4. У воды нет запаха.
  5. Вода прозрачная, так как через неё видны предметы. Она так же отражает предметы.
  6. Вода течёт, потому что жидкая.

 Воспитатель: В каком состоянии встречается вода в повседневной жизни

Дети:   

1. Жидкое состояние воды имеет: вода из-под крана, водоёмы, вода морей, океанов, рек, дождь, роса.

2. В твёрдом состоянии мы так же сталкиваемся с водой и этому немало примеров: град, снег, лёд, иней а так же иней в холодильнике.

3. В газообразном состоянии вода бывает при испарении, во время кипения, в виде пара, облака которые мы видим ежедневно над головой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с таким свойством воды, который называется плотность. Для этого нам нужно будет поработать в нашей лаборатории, но перед работой я предлагаю немножко размяться:

 Физкультминутка:

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Итак, прошу вас пройти в лабораторию и занять места.

     Итак, уважаемые коллеги, Все вещества (предметы) состоят из мельчайших частиц. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу – это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. От того, как частицы располагаются друг от друга, зависит вес и прочность вещества или предмета. Соответственно, если у вещества большая плотность, то оно тяжелее и прочнее, чем вещество, у которого маленькая плотность. Например, картон и салфетка. Давайте сначала разорвем салфетку, а потом картон. Что труднее было рвать? Почему? (ответы детей). Следовательно, у салфетки частицы находятся далеко друг от друга и она имеет маленькую плотность, а у картона частицы находятся близко друг к другу, поэтому картон имеет большую плотность. Картон прочнее салфетки.  

Давайте с вами проведём такой эксперимент.

  1. Возьмите стакан с водой и бросьте в него гвоздь. Что произошло с гвоздем? (Он утонул). Почему? (Потому что гвоздь тяжелее воды, он имеет большую плотность, чем вода).
  2. Теперь киньте в стакан спичку. Что произошло со спичкой? (Она осталась на поверхности). Почему? (Потому что она легче воды. У спички маленькая плотность, чем у воды).
  3. Аккуратно ложечкой выньте спичку и гвоздь из стакана и положите в тарелочку. Налейте в стакан с водой масло. Что произошло с маслом? (Масло осталось на поверхности). Почему так получилось? (Потому что масло легче воды. У масла маленькая плотность).
  4. Ложечкой помешайте масло в воде. Что происходит? (Масло не растворяется и превращается в шарики, всплывает на поверхность).  

Совершенно верно. Вещества и предметы имеют разную плотность по отношению к воде. Те вещества и предметы, которые имеют маленькую плотность, остаются на поверхности воды. Вещества и предметы с большой плотностью – уходят на дно, тонут.

     Для следующего эксперимента нам понадобится яйцо и стакан с водой. Возьмите ложку и аккуратно, чтобы не разбить яйцо, положите его в стакан с водой. Что произошло с яйцом? (Оно утонуло). Почему? (Потому что оно тяжелое, имеет большую плотность). Теперь выньте осторожно яйцо и положите в тарелочку. Насыпьте в стакан с водой 2 ложки соли, размешайте. Теперь снова положите аккуратно яйцо в стакан. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Как вы думаете, почему так произошло? (ответы детей). Потому что к частицам воды прибавились частицы соли и она стала более плотной, чем яйцо.

 Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Поэтому нам так легко плавать в море

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

Воспитатель: Плотность воды можно увеличить также с помощью сахара

Итак, наливаем воду в стаканы, затем насыпаем в них  сахарный песок.  Первый стакан оставляем без сахара, во второй кладем 1 чайную ложку сахарного песка, в третий 2 и размешиваем, чтобы песок полностью растворился в воде

Затем добавим в каждый стакан акварельные краски. После того, как добавили краски – все хорошо перемешиваем. В первый стакан (где нет сахара) – красный цвет Во второй стакан (где находится 1 ч.л. сахара) – желтый В третий стакан (где находится 2 ч.л. сахара) –синий.

Далее вооружаемся шприцом. В стакан с красной водой добавляем аккуратно, потихонечку при помощи шприца желтую воду, затем синюю сахарную воду

Вывод: концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью оказалась на самом верху.

        

Воспитатель: Скажите, коллеги, какая по температуре течет вода у нас из кранов? (Ответы детей). Как вы думаете, какая вода имеет большую плотность, а какая маленькую: холодная или горячая? (Ответы детей). Давайте это сейчас и проверим. Смотрите внимательно.

Опыт проводит воспитатель. В аквариум наливается вода комнатной температуры. Опускаются стаканы дном вверх. В одну пробирку наливают холодную воду и добавляют пищевой краситель синего цвета, в другую – горячую воду и добавляют краситель красного цвета. Затыкают пробирки пальцем и опускают в аквариум, кладут на стаканы. Убирают пальцы и руки. Вода из синей пробирки будет выливаться вниз, а вода из красной пробирки подниматься вверх.  

     Ответьте, почему холодная вода тянется вниз, а горячая – вверх? (Ответы детей.  Правильно, коллеги!  Плотность холодной воды больше, поэтому она опускается вниз. Плотность горячей воды меньше, поэтому она поднимается вверх. )

Приготовление «Башни плотности»

Оборудование:

1. Высокий стеклянный сосуд;

2. 1/5 стакана чистой воды;

3. 1/5 стакана растительного масла;

4. 1/5 стакана медицинского спирта;

5. 1/5 стакана геля для душа;

6. Разные мелкие предметы:  виноградина, грецкий орех, помидор «черри», лук, чеснок, маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп, пробка.

Подготовка:

1. Аккуратно вливаем в сосуд мёд, так, чтобы он занимал 1/5 объёма стакана;

2. Наливаем 1/5 стакана воды;

3. Обрати внимание: Добавляя каждую жидкость, лей очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем;

4. Наливаем 1/5 геля для душа;

5. Медленно вливаем в сосуд такое же количество растительного масла;

6. Доливаем сосуд доверху спиртом;

7. Не торопясь, по одному, аккуратно опускаем в сосуд мелкие предметы.

Результат наблюдений

Разные предметы зависают в толще определенных жидкостей на разном уровне. Некоторые «зависнут» прямо посередине сосуда.

Спирт остаётся на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остаётся на поверхности геля для душа, потому что плотность масла меньше плотности геля, а гель для душа размещается на поверхности воды. В свою очередь, вода – вещество менее плотное, чем мёд, поэтому остаётся на поверхности этой жидкости.

Когда опускаешь предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоёв жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадёт на самое дно.

Воспитатель: Вода – наше главное богатство, ее ничем нельзя заменить Воды на Земле и мало, и много Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток Поэтому к ней нужно относиться бережно Давайте вспомним какие вы знаете экологические знаки которые относятся к бережному отношению воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - наше богатство".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Вода - наше богатство" ( опыты и эксперименты с водой)...

Дорожная карта по реализации проекта по экологическому воспитанию "Природа - наше богатство"

В этой дорожной карте расписаны мероприятия по экологическому проекту "Природа - наше богатство"...

В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода - наше богатство".

В рамках экологического проекта, прошло занятие по энергосбережению и сохранению природных ресурсов и окружающей природной среды ( для детей старшего дошкольного возраста) в группе N 9 по теме: "Вода...

Экологическое занятие "Вода -наше богатство"

Беседа о важности воды в нашей повседневной жизни и вообще для жизни на Земле, какие существуют виды (соленая, пресная) и состояние (твердое, жидкое, газообразное) воды....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Лес – наше богатство» (старшая группа)

Задачи: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические   представления о природе. 2. Формировать нормы правильного поведения в природе. 3.Развивать потребно...

Конспект НОД по экологическому воспитанию "Лес-наше богатство"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Лес-наше богатство"....