Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Лес – наше богатство» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чудина Елена Сергеевна

Задачи:

 

1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические   представления о природе.

 

2. Формировать нормы правильного поведения в природе.

 

3.Развивать потребность в общении с природой, формировать ответственность за сохранение природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les-_nashe_bogatstvo.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Лес – наше богатство»

 (старшая группа)

Задачи:

1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические   представления о природе.

2. Формировать нормы правильного поведения в природе.

3.Развивать потребность в общении с природой, формировать ответственность за сохранение природы.

4.Расширять у детей знания и представления о значении леса, о деревьях хвойных и лиственных лесов России, об обитателях леса.

5. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе.

6. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Материал:

1. Слайд-фильм «Леса России» (деревья).

2. Картинки с изображением хвойных и лиственных  деревьев.

Предварительная работа:

1. Наблюдение живой природы на прогулках в разное время года.

2. Беседы с детьми на тему «Берегите природу», «Жители леса».

3. Чтение литературных произведений о природе, разучивание стихов о лесе.

4. Рассматривание репродукций картин художников с пейзажами природы.

5. Рисование на ИЗО на тему «Лес».

Ход занятия:

1.Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и елки

Высоченны – до небес!

Называют его…(Лес)

        

-Правильно, это лес.

2. Упражнение «Что такое лес?» (Звучит спокойная музыка.)

Я пришла к вам сегодня

 С этой музыкой нежной,

 Доброй и светлой,

 Родной и приветной.

 В музыке этой

 Лесные тропинки.

 Солнце сверкает.

 Сияют росинки.

 Звонко стрекочут кузнечики тут.

 Птицы счастливые песни поют.

– Так что же такое лес?

Дети отвечают:

 Лес – зеленый наряд нашей земли.

 Лес – дом животных и птиц.

 Лес – наше богатство.

 Лес – красота нашей природы.

3.Воспитатель:

– Теперь мы с вами можем отправиться в лес.

– Готовы идти? Встаём за мной. Сначала мы пройдём по узенькой дорожке, перешагнём через упавшие деревья, перейдём болото по кочкам.

 – Вот мы и в лесу! Давайте поздороваемся с лесом.

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полон сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою,

 Что нам шепчешь на заре,

 Кто в глуши твоей таится?

 Все открой! Не утаи,

 Ты же видишь, мы свои…

Присаживайтесь, пожалуйста. (на стульчики)

Воспитатель:

- Очень большая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Многие леса вырубаются людьми для изготовления мебели и других нужд. Однако другие леса сажаются заново.  Часто мы можем увидеть посадки молоденьких деревьев. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Кто из вас назовет деревья, которые относятся к хвойному и лиственному лесу? (хвойный: ель, сосна, кедр, пихта; лиственный: береза, клен, дуб, вяз, ясень, осина, липа и др.)

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, как можно различить хвойные и лиственные деревья?

Дети:

- У хвойных деревьев иголочки, они зеленые зимой и летом. У лиственных деревьев листочки.

4.Физминутка:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали

(ходят по кругу)

Вверх на солнце посмотрели,

(руки вверх подняли)

На пенечке посидели.

(присели на корточки)

Всюду бабочки летали,

Птички крыльями махали.

(взмахи руками)

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем

-Мы природу любим?

-Да! С ней мы верные друзья.

Воспитатель:

- Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям (спросить у детей). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Как вы думаете, что еще дает нам лес?

Дети:

- Дрова. Из деревьев строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Воспитатель:

- Правильно. Послушайте стихотворение:

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь….

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса.

Свежесть лесную,

И влагу и тень

Вот что сажаем

В сегодняшний день!

(С. Маршак).

5. Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье и строительный материал, а это еще и бесценная красота! Я приглашаю вас насладиться красотой леса, а заодно еще раз вспомнить названия деревьев, которые растут в лесах России.

 (показ слайд - фильма, дети на ковре)

Воспитатель:

В лесу живут разные птицы, звери, насекомые (задать вопрос о диких животных и птицах). Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое разорение природы. Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

5. Игра «Можно - нельзя» (дети хлопают, если «можно», топают – «нельзя»)

Ломать деревья и ветки (нельзя).

Сажать больше деревьев (можно).

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя).

Ходить только по тропинкам (можно).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

Любоваться ими (можно).

Оставлять мусор в лесу (нельзя).

Собрать мусор в яму и закопать (можно).

Разжигать костры в лесу (нельзя).

Беречь лес от пожара (можно).

В лесу шуметь (нельзя).

Разорять птичьи гнезда (нельзя).

Забирать из леса мелких животных (нельзя).

Разорять муравейники (нельзя).

Воспитатель:

Взгляните, дети, вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце, реки, озера, горы, равнины! Все это- природа. Живая и неживая. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она для нас не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует взамен лишь одного - чтобы мы с вами были к ней добры!!!

6. Вот и подходит к концу наше занятие. Ребята, что вы услышали сегодня нового и интересного? Что самое главное нам нужно понять и соблюдать?

Дети:

- Что надо беречь лес, природу вокруг нас. Не загрязнять мусором лес, озера. Не ломать и не рубить лес зря, сажать новые деревья и т.д.

Воспитатель:

- Правильно.

 Мы любим лес в любое время года,  

 Мы слышим речек медленную речь…

 Все это называется природа,

 Давайте же ее всегда беречь!

 В лугах ромашки солнечного цвета,

 Такие, что светлей на свете жить.

 Природой называется все это,

 Давайте же с природою дружить!

Литература:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В гостях у дедушки Ау».

Конспекторганизованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В  гостях  у  дедушки  Ау»....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Золотая осень»

Пояснительная запискак конспекту организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.по теме: «Золотая осень»Ведущая  образ...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

Тема: "Лекарственные растения"Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать пр...