Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Путешествие в осенний лес", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сыроваткина Татьяна Николаевна

занятие по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе

«Путешествие в осенний лес»

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Программные задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

продолжать учить самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, проблемных задач;

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

Речевые: расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

Здоровьесберегающие: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Материалы и оборудования: презентация «Осенний лес», картинки грибов, разрезные картинки «Зимующие птицы»; полоски бумаги, бумажные осенние листья, клей..

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

- Правильно. О чем мы сегодня будем говорить?

Д. – Об осени.

В. – Посмотрите, какая красота…. Здесь так много деревьев и все они такие разные.

(Слайд 1картина осеннего леса)

В. – Какое время года изображено?

Д. – Осень.

В. - А как мы можем еще узнать, что уже пришла осень. Назовите мне признаки осени.

Д. - Холодно, идут дожди, опадают листья, желтеет трава, улетают птицы.

В. – А для чего деревья осенью сбрасывают листья?

Д. – Если листья не опадут, ветки деревьев могут поломаться от тяжести снега.

В. - Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

В. – А как называется природное явление, когда падают листья?

Д. _Листопад.

В. - Молодцы. А кто знает стихотворение об осени.

( Дети рассказывают стихи).

В. - Дети как вы думаете, что красивее всего осенью?

Д. - Осенние разноцветные цвета.

В. - Молодцы, правильно. А хотели бы вы попасть в осенний лес?

Д. - Да.

В. – Но прежде, чем отправиться в осенний лес, мы с вами вспомним правила поведения в лесу.

Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

В – Ой, ребята, а кто это к нам в гости пришел? (ежик).

В. – Ежик нам поможет попасть в осенний лес.

(Дети идут с ежиком в спортзал, где еж  проводит зарядку по тропе).

Ежик  -Вот и оказались мы в лесу. Какой здесь чистый воздух. Давайте мы с вами подышим этим воздухом. (дыхательная гимнастика).

(После зарядки , дети вместе с ежиком возвращаются в комнату).

В. – Ежик, посмотри, как ты уморил деток, какие они уставшие. Они много ходили по лесу и, ножки их совсем устали.

Ежик -  Но в этом нет ничего страшного. Сейчас мы сделаем зарядку для ножек. (делают зарядку для ножек).

В. –Наши ножки отдохнули и они готовы к новым приключениям и заданиям.

В.  – Ребята, посмотрите, как много листочков на земле хороших и разноцветных. Какие эти листочки, назовите мне?

Д. - Осенние, красочные, красивые, разноцветные, замечательные, роскошные.

В. - Давайте соберем листочки. Каждый возьмет по одному листочку. Давайте подуем на него. Посмотрите, какой он легкий, воздушный. Где мы можем встретить много листьев)

Д.- В лесу.

В. –Дети, а вы знаете, что такое лес?

Д. - Это место, где много растений, животных, птиц, насекомых.

В.  Еще в осеннем лесу много грибов. Послушайте о чем они разговаривают (выходят грибы):

1.Опята.

Мы – опята, дружные ребята.

На пеньке сидим , далеко глядим.

Кто в лес придет – нас с собою заберет.

2. лисички.

Ну и что , что вы опята! А мы – рыжие лисята,

Нас увидят побыстрее, со сметаной мы вкуснее.

3. Боровик.

Фу, подумаешь, лисички, вы же мелкие, сестрички,

То ли дело – боровик: я и крепок и велик.

Я -  главнее, я – вкуснее, и меня возьмут быстрее.

4.Груздь.

Ой, не спорьте вы, друзья. Всех грибов главнее – я!

В. - Ядовитый мухомор не вступал с грибами в спор.

      Знал прекрасно мухомор, что его не любит бор.

5.Сыроежки.

Что вы спорите, грибочки? Всех засолят в одной бочке.

В. - Долго продолжался спор, пока грибник не вышел в бор.

Он грибочки увидал и в корзинку их собрал.

Все грибочки замолчали, головою закачали,

Помирились, подружились и в корзину удалились.

Одиноко мухомор охранять остался бор.

В. – Какие грибы попали в корзину? Как их можно назвать одним словом?

(Слайд со съедобными грибами).

Д. – Съедобные.

В. – Почему мухомор остался в бору?

Д. – Потому что он ядовитый.

(Слайд с ядовитыми грибами)

 В.   - Для кого необходим мухомор?

Д. – Для животных. Он служит лекарством.

В. – Можно ли их топтать и уничтожать ядовитые грибы?

Д. – Нет.

(В спорт. Зале ежик охает, тяжело вздыхает, плачет).

В. –Ребята, кто это там плачет?

Д. – Ежик.

В. – Давайте посмотрим , что случилось. Может Ежику помощь нужна.

 (Ежик проводит игру «Собери мусор»).

В. – Ребята, какие вы молодцы, весь мусор собрали в лесу. Теперь лес стал еще краше и чище.

 В.  - в лесу часто бывают пожары. Как вы думаете, что бывает причиной пожаров?(ответы детей)

В. – А бутылки стеклянные могут вызвать пожар? (ответы детей)

В. – А давайте мы сейчас  позвоним главному пожарному нашего г.Богучара и попросим , чтобы он нам на электронную почту прислал видео, посмотрев которое мы узнаем ответ на этот вопрос.

 (Звоним пожарному. Смотрим видеоролик).

В. – Дети, бутылки стеклянные могут вызвать пожар?

Д. - Да

В. – Давайте всегда будем следить за чистотой леса.

В. – Кто еще помогает нам следить за чистотой леса?

Д. – Птицы.

В. -  Какие птицы бывают?

Д. –Перелетные и зимующие.

(Слайд с перелетными птицами)

В. - Почему перелетные птицы улетают на юг?

Д. – Потому что холодно зимой и нет для них корма.

В. – А сейчас, я предлагаю вам поделиться по 4 человека и пройти к столам. Вам нужно собрать пазл и рассказать нам, что у вас получилось.

          Игра «Собери пазл» (собрать птиц – все зимующие).

В. – Какие у вас картинки получились? (спрашиваем у всех групп и изображение появляется на экране,далее общая картинка с зимующими птицами ).

(Слайд – Зимующие птицы).

В. – Какие это все птицы?

Д. – Зимующие.

В. – А как мы можем помочь зимующим птицам зимой?

Д. – Делать кормушки, кормить крошками белого хлеба и т.п.

В. – Вы наверно, уже устали. Давайте сходим в гости еще к одним жителям леса – животным.

           Физ. Минутка.

Светит солнышко с небес,  (руки вверх)

Пробудился рано лес.

Чтобы всем все успевать, (потянуться)

Нужно с солнышком вставать.

Все у белок по порядку. (одна рука вверх, другая вниз)

Поутру все на зарядку.

Помогает тренировка (подскоки)

По деревьям прыгать ловко.

Длинные мелькают ушки – («ушки»)

Скачут зайцы на опушке. (прыжки на двух ногах)

Зайцам завтракать пора – (присесть, «едят травку»)

Травка вкусная с утра.

Медвежонок косолапый («косолапый»)

Ловит в речке рыбу лапой. (ловит рыбу лапой)

Но улов у рыбака

Только водоросль пока.

Еж торопится, пыхтит – (семенящий шаг на месте)

Разыгрался аппетит. (поглаживание животика)

К завтраку нашел грибок, (наклониться за грибком),

Прицепил себе на бок. (прицепить на бок)

Для зверей лес – это дом. (руки домиком)

Если в гости к ним идем,

Знать должны мы на отлично,

Как вести себя прилично:

Не ломать деревьям ветки (погрозить пальцем)

И не рвать растений редких,

Не шуметь, костры не жечь,

Лес от мусора береч!

В. – Да, красиво в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как прекрасна осенняя пора!

(Детям предлагается презентация про осень).

В. –А сейчас я предлагаю сделать веночек из осенних листочков своими руками. У вас  есть полоски бумаги, осенние листочки и ваша фантазия. Но сначала подготовим наши пальчики к работе. (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

Выполнение работы под тихую музыку.

В. – Ежик , посмотри, какие красивые венки получились у нас.

В. – Ежику пора отправляться в лес,  делать свои заготовки на зиму. Давайте попрощаемся с ним.

В. –Вот и завершилось наше путешествие в лес. Надеюсь вам было интересно?

- Что вам запомнилось?

-Как нужно себя вести в лесу?

- Я надеюсь, что каждый из вас будет любить природу и не причинит ей зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»

Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе; показать объекты экологической тро­пы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»

Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства....

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)

Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.Задачи:Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.Развивающие зад...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Дары осени» в средней группе комбинированной направленности

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск –   «Детский сад №29 «Кораблик»,  реализующее основы общеобразовательные программы дошкольного образования...