Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности «Буква М и звук [м]» в старшей группе. (образовательная область «Развитие речи»)
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    Рожкова Надежда Евгеньевна

    Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.

    Задачи:

    • Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
    • Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
    • Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_bukva_i_zvuk_m_gotovyy.docx28.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ детский сад №6 «Солнышко»

    Конспект организованной образовательной деятельности

    «Буква М и звук [м]»

    (образовательная область «Развитие речи»)

                                                             Выполнила и провела:

                                               Рожкова Н.Е.,

                                             Воспитатель.    

     

    г. Семенов   2019 г.

     Цель: Познакомить детей со звуком [М], с буквой М.

    Задачи:

    • Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Мм и звуком [м]. Формирование умения слышать и определять изучаемый звук в словах.
    • Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики, координации речи с движением, развитие графомоторных навыков, развитие мелкой моторики пальцев.
    • Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Методические приёмы:

    • Словесный (вопросы, объяснение, беседа).
    • Наглядный (картинки).
    • Игровой («Подними карточку», «Кто скорее?»).
    • Практические (работа по букварю, работа в тетради).

    Оборудование: 

    демонстрационное

    •  «Мой букварь».

    раздаточное

    • «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей;
    • простые и цветные карандаши;
    • карточки синего цвета по числу детей;
    • счетные палочки;
    • мармелад.

    Персонаж: девочка, одетая в костюм Машеньки.        

    Предварительная работа: Заучивание двустишия из книги «Мой букварь», выкладывание других букв из счетных палочек, разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки.

       

    Ход НОД:

    Части

    Действия и речь педагога

    Примерные ответы воспитанников

    Вводная

    - Ребята сегодня на занятие к нам придет гостья, но, чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

    От подружек всех отстала

    У медведей побывала

    Поспала, наелась каши

    Как зовут девчушку?

    - Маша пришла поучиться у нас писать, читать, т. к. она тоже на следующий год пойдет в школу.

    - Послушай Маша, чему научились наши ребята, что они знают.

    - С некоторыми звуками мы уже познакомились, перечислите их.

    - При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой?

    - Как произносим эти звуки?

    - Как называются звуки, которые мы поем?  

    - Каким цветом обозначаются гласные звуки?

    - А какие еще есть звуки, с которыми мы с вами познакомились.

    -  При произнесении звука Т воздух выходит свободно или встречается с преградой?

    - Какой?

    - Правильно. Язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них.

    - Какие звуки еще вы знаете?

    - При произнесении звука П воздух выходит свободно или встречается с преградой?

    - Какой?

    - Правильно, и вы почувствовали, как воздух размыкает губы, когда произносили звук П.

    - С каким еще звуком мы познакомились?

    - При произнесении этого звука есть преграда?

    - Все верно. Воздух проходит через нос и язык упирается в нёбо.

    - Можно пропеть звуки Т, П, Н?

    - Правильно. Нельзя пропеть.

    - Как называются звуки, которые мы не можем пропеть?  

    - Правильно. Вот вы и рассказали Маше, какие звуки знаете. А теперь давайте присаживаемся за свои столы.

    Дети стоят в кругу.

    - Маша.

    Появляется персонаж - девочка Маша.

    - А. У, О, И.

    - Свободно.

    - Поём.

    - Гласные.

    - Красным.

    - Со звуком Т.

    -  С преградой.

    Зубы.

    -  Звук П.

    - С преградой.

    - Губы.

    - Со звуком Н.

    - Да. Это зубы.

    - Нет.

    - Согласные.

    Основная

    - Сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой. А вот с какой, мы сейчас узнаем у Маши. Она загадает вам загадку.

    - Я тоже знаю загадку:

    Я – красная девица, зеленая косица!

    Собою я горжусь и для всего гожусь!

    И для сока и для щей, для салатов и борщей,

    В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед! ….(морковь)

    - Давайте еще раз назовем эти слова.

    Какой звук слышится в начале каждого из этих слов?

    - Давайте еще раз произнесем этот звук.

     

    - Именно с этим звуком мы познакомимся.

    - При произнесении этого звука воздух выходит свободно или встречается с преградой?

    - Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, воздуху некуда деваться, и он проходит через нос. Как вы думаете звук [м] гласный или согласный?

    - Звук [М] согласен жить в трудностях, он согласный звук.

    Персонаж - девочка Маша:

    - Четыре колеса,
    Резиновые шины,
    Мотор и тормоза…
    Как это называется?
    (Машина).

    - Звук [м].

    - Есть преграда.

    - Согласный.

    - Каким цветом мы будем обозначать звук [м]?

    - Правильно. Поэтому возьмите в руки карточку синего цвета. Вы будете её поднимать тогда, когда услышите, как я произношу звуки [м].

    Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка». Дети поднимают синие карточки.

    - Молодцы! Вы были очень внимательными. 

    - Ребята, давайте отдохнем немножко и поиграем.

    Мышка в норку пробралась,  

    На замочек заперлась.        

    В дырочку она глядит,        

    На заборе кот сидит!            

    - Синим.

    Дети делают пальчиковую гимнастику.

    - А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?».  Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

    А, м. Что получилось?

    Педагог: Верно.

    - У, м.

    - Правильно.

    Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком, том.

    1-й ребенок: Ам.

    2-й ребенок: Ум.

    Дети отвечают.

    Педагог раздает детям буквари.

    - Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Кто на ней изображен?

    - Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]?

    - Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете, какие слова начинаются со звука

    [м].

    Мама с Машенькой гуляли

    И малину собирали.

    Какие слова начинаются со звука [м]?

    - Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Кто на ней изображен?

    - Давайте придумаем девочке имя, которое начинается со звука [м]?

    - Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].

    - Мама и девочка.

    - Машенька.

    - Мама, Машенькой, малину.

    - Девочка.

    - Марина.

    - Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

    - Ребята давайте теперь познакомимся с буквой М. Закройте глаза. Откройте. Вы видите букву М. Чем отличается буква М от звука [м].

    -  Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.    

    Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

    А между тем, мы видим букву М.

    - А теперь давайте сложим букву М из счётных палочек.

    Но сначала, послушайте стихотворение про букву «М».

    Палочка и палочка

    Между ними галочка

    И понятно сразу всем

    Получилась буква М.

    - Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву? Как эти палочки расположены?

    - Давайте выложим букву М из счетных палочек.

    - Что мы выложили из палочек?

    - Очень хорошо.

    По предложению педагога дети закрывают буквари.

    - Букву мы пишем, читаем и видим, звук мы произносим и слышим.

    Дети изображают букву.

    - Нужно взять четыре палочки. Две палочки стоят прямо, а другие сложены между ними уголком вниз.

    Дети выкладывают на столе букву М.

    - Букву М.

    Вы немножко все устали.

    Давайте отдохнем.

    Педагог приглашает детей на ковер и делает с ними упражнение.

    Мы по лугу прогулялись

    И немножко отдохнем. (Шагаем на месте)

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед, (развели руки в стороны, вперед)

    Чудеса у нас на свете:

    Стали карликами дети (присели)

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали. (Встали)

    Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши)

    Ногами топаем! (Топаем ногами)

    Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)

    Дети выполняют упражнение.

    Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на

    столики контейнеры с карандашами.

    - Посмотрите на страницу слева. Вы видите большую и маленькую буквы Мм. Раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

    - Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

    - Подумайте, почему эти картинки изображены здесь?

    - Правильно, вы раскрасите эти картинки позже в свободное время.

    - А теперь давайте напишем букву М. 

    Педагог: Посмотрите, как я пишу букву М в воздухе.

    Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.

    - Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз, потом еще одну сверху вниз, а потом пишу две палочки между ними уголком вниз.

    Педагог пишет букву на доске.

    Попробуйте написать новую букву в тетрадях.

    - Синим. Это согласная буква.

    - Мышку, морковку

    - Они начинаются с буквы М.

    Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом.

    Дети пишут строчку буквы М в тетради, педагог оказывает им помощь.

    Заключи-тельная

    Педагог подводит итог занятия.

    Давайте скажем Маше, с какой буквой и звуком вы познакомились? Что вы о ней знаете?

    - Какая это буква?

    - Каким цветом обозначаем?

    Персонаж - девочка Маша дарит сладкий сюрприз детям (мармелад) и уходит.

    - Молодцы. Вы хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

    Дети стоят в кругу.

    - С буквой М и со звуком [м].

    - Она согласная

    - Синим.

    - Дети: Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

    В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

    Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».

    В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии  внесён персонаж – гном Лапушка...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

    Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

    Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

    Непосредственно - образовательная деятельность раздел «Музыка» "Возвращение птиц" для детей старшей группы с тяжёлым нарушением речи.

    В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества дет...