Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жучкова Валентина Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»

в старшей группе по образовательной области

«Познавательное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чудо водв25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода» 

в старшей группе по образовательной области

«Познавательное развитие»

Цель: опытным путем познакомить с разными агрегатными состояниями воды.

Задачи: развитие познавательно-исследовательской деятельности,  развитие словарного запаса, закреплять знания детей о свойствах воды.

Материалы и оборудование: коробка большая, глобус, вода в достаточном количестве,  воронки,  соль, сахар,  молоко, песок,  лед прозрачный, стаканы и бутылочки разной формы для воды, ложечки, мелкие игрушки, электрический чайник, зеркало, таз с водой, пекинская капуста, пищевые красители,  салфетки бумажные.

Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: дети, сегодня утром почтальон передал мне посылку. Без вас я ее не стала открывать. Интересно, что там лежит в этой посылке? Всем интересно узнать? Открываем?

Дети: да, интересно.

Воспитатель открывает коробку-посылку, достает оттуда глобус. Идет рассматривание глобуса и беседа.

Воспитатель: дети, что же это такое, кто-нибудь знает?

Дети: глобус.

Воспитатель: правильно, глобус. Глобус это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Что мы можем увидеть на глобусе?

Дети: на глобусе мы можем увидеть разные страны, нашу страну.

Воспитатель крутит глобус.

Воспитатель: посмотрите, а какого  цвета на глобусе больше всего?

Дети: на глобусе больше всего синего цвета.

Воспитатель: а как вы думаете, что он обозначает?

Дети: синим цветом обозначена вода – моря и океаны.

Воспитатель: как много воды на нашей планете!  Она нужна для жизни на земле всем живым существам. Вода – удивительное вещество. И сегодня мы с вами в этом еще раз убедимся. Для этого мы станем учеными-исследователями, и будем проводит опыты с водой. Нам нужна лаборатория с необходимым оборудованием. Давайте пройдем чуть дальше и мы в ней окажемся. Я буду старшим научным сотрудником, а вы моими учениками – младшими лаборантами.

Дети с воспитателем проходят к столу, на котором расположено оборудование для изучения воды.

Опыт№1 – вода жидкая, безвкусная.

Воспитатель: ребята, сейчас мы будем проводит исследования. Для начала мы должны убедится, что вода не имеет цвета, вкуса и запаха.  Возьмите стаканчик с водой, понюхайте его, попробуйте воду (дети выполняют). Воспитатель: В обычном состоянии вода у нас жидкая. Ее можно перемещать из одного сосуда в другой. Как вы думаете, каким образом?

Дети: переливать.

Воспитатель: правильно. Берем воду и начинаем переливать из стакана в бутылочки. Что бы нам было удобно, и вода не пролилась мимо узкого горлышка, мы будем использовать воронку. Вставляем ее в горлышко бутылки и начинаем аккуратно переливать воду.

Дети переливают воду из стаканов в бутылочки разной формы.

Воспитатель: что нам показал этот  опыт?

Дети: вода жидкая, ее можно наливать в емкость и переливать из одной емкости в другую.

Опыт№2 –вода принимает форму сосуда.

Воспитатель: а сейчас убедимся, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, куда ее поместили. Посмотрите внимательно на ваши бутылочки. Они разной формы. А стаканы, из которых вы наливали все одинаковые. Но что произошло с водой в бутылочках?

Дети: вода приняла форму бутылочки

Воспитатель и дети делают вы вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее помещают.  

Опыт№3 – «Вода прозрачная» 

Воспитатель: теперь мы проведем следующий опыт. Он покажет, прозрачна вода или нет, что вообще значит – прозрачность.

Перед детьми стаканы с водой и молоком.

Воспитатель: дети, перед вами чистая вода и молоко. И вода и молоко -  жидкости, но у них большое отличие. Сейчас выясним какое  отличие с помощью опыта. Возьмите, пожалуйста, маленькие игрушки, и опустите одну в стакан с водой,  другую в стакан с молоком. Что вы видите?

Дети: в воде игрушка видна, а в молоке нет.

Дети с воспитателем делают вывод: вода прозрачная, потому что игрушка видна, а молоко непрозрачное, и игрушка не видна.

Воспитатель: теперь мы с вами докажем, что вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №4 – «Вода – растворитель»

Воспитатель:   Здесь у нас оборудование для того, чтобы узнать, что вода действительно растворяет некоторые вещества.  Перед вами на столе блюдца, накрытые салфетками. чтобы узнать, то там лежит, нужно отгадать загадки:

Белый камень в воде тает

                                (сахар)

В воде родится

А воды боится.

                                (соль)

Воспитатель: как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети: потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: предлагаю, уважаемые исследователи, убедиться в этом опытным путем.

Дети берут ложечки и размешивают сахар, а затем соль в разных стаканчиках с водой. Делают вывод, что сахар и соль в воде растворились, но вода осталась прозрачной.  

Воспитатель: дети, мы в начале занятия пробовали простую чистую воду. Она имела какой вкус?  

Дети отвечают, что   вода вкуса не имела.

Воспитатель: а теперь попробуйте водичку в стаканчиках с сахаром и солью. Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?

Дети и воспитатель делают вывод - вода чистая не имеет вкуса, но принимает вкус растворяемых в ней веществ: сахар – вода сладкая, соль – соленая.

Воспитатель: таким образом, мы убедились, что вода может растворять вещества и оставаться прозрачной при этом. Поэтому пить воду тоже нужно осторожно, если вы не знаете, откуда она.  

Воспитатель: но вода не все растворяет, давайте посмотрим, что находится в этой чашечке. 

Воспитатель поднимает салфетку с блюдца на своем столе. Там песок. Добавляет песок в воду и  размешивает..

Воспитатель: что происходит с песком в воде?

Дети: ничего, он не растворяется.

Воспитатель: а какого цвета вода?

Дети: мутного.

Воспитатель: здесь мы видим, что вода грязная и пить ее точно не следует без очистки. Где в природе мы встречаем песок в воде в большом количестве?

Дети: реки, моря.

Воспитатель: правильно, песок лежит на морском, океаническом, речном и озерном побережье. Песок оседает и вода чистая, в шторм мутная.

Воспитатель: а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поет:          Дети свободно встряхивают кистями.

Кап, кап…

Только кто ее поймет? –      Недоуменно разводят руки в стороны.

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,        Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы          Изображают пальцами, как распускаются  

                                                цветы

И весенняя листва,               Удерживают руки перед собой

И зеленая трава…                 Сидя на корточках, разводят в стороны руки,                                  

                                                Шевелят пальцами, словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно:   Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно.       Совершают змеевидные движения руками снизу                  

                                                вверх.

                   Б. Заходер

Опыт №5 – «Вода может быть твердой»

Воспитатель: молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить. Давайте вернемся в нашу лабораторию и продолжим изучать воду. Следующий опыт покажет еще одно состояние воды. Для этого отгадайте загадку: Вода по воде плавает? 

Дети: Лед.

Воспитатель: правильно.

Воспитатель предлагает детям взять с тарелочек кусочек  льда.

Воспитатель: возьмите лед в руки. (дети выполняют. ) Какой лед?

Дети: холодный, твердый, прозрачный.

Воспитатель: обратите внимание, лед тает в ваших руках. Почему это происходит?

Дети: лед тает от тепла рук.

Воспитатель: во что он превращается?

Дети: он превращается в воду.

Воспитатель: давайте попробуем перелить лед

Дети берут баночки со льдом и «переливают» кусочки льда из одного сосуда в другой.

Воспитатель: итак, можно перелить лед?

 Дети: нет, его можно только пересыпать.

Воспитатель: почему?

Дети: потому что он твердый и не льется.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, что такое лед?

Дети: замороженная  вода.

Воспитатель: что произошло с водой? Какой она стала?

Дети: она замерзла и стала твердой.

Опираясь на результаты проведенного опыта, воспитатель просит детей привести примеры «твердой» воды в природе.

Дети: снег, сосульки, лед на реках и лужах.

Воспитатель: где в наших домах мы можем встретить лед?

Дети: в холодильнике.

Воспитатель: как лед помогает человеку?

Дети приводят примеры.

Воспитатель: а сейчас мы опустим большой кусок льда в воду и посмотрим, что с ним произойдет.

Воспитатель опускает крупный кусок льда в таз с водой и дети видят, что кусок льда целиком не тонет.

Воспитатель: где в природе мы модем встретить такие куски льда в воде и как они называются?

Дети: в океане. Айсберги.

Воспитатель и дети делают  вывод – вода может быть твердой.

Воспитатель: работа в нашей лаборатории продолжается

Опыт №6 – «Вода парообразная»

Воспитатель предлагает детям пройти к следующему столу и напомнить о технике безопасности с электрическими приборами. На столе находится прозрачный электрический чайник и зеркало. Воспитатель нагревает воду в чайнике, дети наблюдают за кипением воды.

Воспитатель: смотрите, что происходит с водой?

Дети: вода кипит.

Воспитатель: посмотрите, что выходить из носика чайника?

Дети: пар.

Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды. Воспитатель предлагает детям потрогать капельки воды.

Дети: вода.

Воспитатель вводит новое для детей понятие «парообразное состояние воды».

Воспитатель: мы уже знаем, что без воды невозможна жизнь на нашей планете. Всем живым нужна вода: человеку, животным, растениям. Человек и животное чем пьют воду?

Дети: ртом.

Воспитатель: правильно. А как же пьют воду растения? У них же нет рта.

Давайте рассмотрим  наш листик капусты. Вот он такой,  каким мы можем видеть его в природе, он живет с помощью воды, она понимается вверх по стебельку и проникает во все части растения,  как наша кровь бежит по венам в нашем теле. С помощью одного эксперимента, который мы начали накануне, мы сейчас увидим, как водичка поднимается по стеблю растения, а помогла нам в этом вода, окрашенная разными красителями.

Воспитатель демонстрирует стаканчики с разноцветной водой, в которые накануне были опущены листья пекинской капусты и делают выводы, что растение впитало воду того цвета, в который ее поместили.

Воспитатель: вот и закончилась наша исследовательская деятельность на сегодня. Но мы будем дальше познавать мир и узнавать новое и неизвестное нам в следующий раз. А теперь хочу пригласить вас на чай.

Дети проходят в соседнюю группу, где под присмотром младшего воспитателя пьют чай с конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: §     Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЗАЙКА БОЛЬШЕ НЕ ГРУСТИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие

Актуальность: сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в д...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Что из чего сделано» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира. Тема: "Что из чего сделано". Занятие в форме сказки. К детям в гости приходят Гвоздик и Карандашик, которые путешествуют и рассказывают о свойствах дерев...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Вода и водные ресурсы Земли" по образовательной области "Познавательное развитие"

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Вода и водные ресурсы Земли» по образовательной области «Познавательное развитие»...