Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия по программе "детский сад 2100" "Идет волшебница - зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема: «Идет волшебница зима…».

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
  • продолжать учить самостоятельно находить признаки зимы;
  • учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных;
  • познакомить с природными особенностями зимних месяцев.

Развивающие:

  • развивать способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
  • закрепить умение соблюдать правила безопасности.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство эмпатии к родной природе;
  • приобщить к русской национальной культуре.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Оборудование: иллюстрации с изображением русской природы зимой, цветок с 12-ю лепестками, календарь природы, оборудование к опытам.

Ход занятия:

- Мы с Вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Где мы были в прошлый раз? (В смешанном лесу.)

- А во что мы и Таня с Ваней были одеты? (В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки.). На дворе зима.

- А каковы основные признаки зимы? (Снег лежит, холодно, деревья голые.)

- Сколько месяцев зимой? (Их три: декабрь, январь и февраль.). Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка. Какого они должны быть цвета? Выберите.

- Какой первый зимний месяц? (Декабрь.)

- В старину его называли так: лютень, студень, стужайло. Что означают эти названия?

- Вспомним какая погода была в декабре? (по календарю погоды).

- Послушайте пословицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

- Как Вы понимаете эту пословицу?

- Второй месяц зимы? (Январь.) Пишем его название на белом лепестке.

- В народе январь называют – просинец. Как Вы думаете, почему? В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.

- А греет ли январское солнце?

- Как Вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит»?

- В какой сказке мужик мороза не испугался? («Два Мороза».)

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

Физкультминутка «Малечина-калечина»:

- Зима – время веселых детских игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них – «Малечина-калечина».

У каждого ребенка в руках веточка длиной 20-30 см. Можно взять неотточенные карандаши. Все произносят слова:

Малечина-калечина.

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?

После последних слов каждый ребенок ставит веточку на ладонь и старается удержать. Воспитатель-ведущий в это время считает. Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.

- Последний месяц зимы? (Февраль.) Пишем его название на белом лепестке.

- Какая погода будет в феврале? Поживем – увидим. Одно можно сказать – в феврале зима с весной встретятся. Что это значит?

- В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют ветры, но уже чувствуется приближение весны.

- Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга…Что это такое? (Ветер со снегом – метель; когда во время метели воет ветер – это вьюга; когда ветер бросает снег в разные стороны – пурга.)

- А сейчас отгадайте загадку: Одеяло бело, всю землю одело. Что это?

- Почему снег называют одеялом?

Опыт:

- Ребята, перед занятием я принесла в группу два снежка. Один положила на блюдце и поставила на стол. Второй положила в стакан и завернула в шарф.

- Как Вы думаете, какой снежок растает быстрее?

Воспитатель разворачивает шарф.

- Что же мы видим? Снежок на блюдце растаял больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу. Если мы подержим руку над свечой, будет горячо.

- Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить чем-то от огня. Например шарфом.

- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

- Почему не растаял снежок в стакане? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем зимой человек надевает шубу?

- Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь она не горячая. Почему в ней тепло? (Она не выпускает тепло тела человека и не пропускает к нему холод.)

- Бывают «шубы» из камня, дерева, стекла. Что это за «шубы»? Это деревянные и каменные дома, термос.

Подведение итогов занятия:

- Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?

- Почему под снегом теплее?

- Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает? Представьте себе, что Вы оказались на Севере вдали от жилья и Вам надо переночевать. Палатки у Вас нет. Как поступить? (Построить дом из снега.) В нем будет теплее, чем на улице. Слой снега не пропустит холод в берлогу или в Ваш дом, защитит растения под ним.

- В какой сказке травка под снегом отдыхала? («Рукодельница и ленивица».)

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

- Почему? (Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.)

- Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шапку, шарф, валенки и поехала в Африку. Растает ли она там?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Ознакомление детей с календарем».

: Систематизировать представления о времени, уточнить представления о последовательности дней недели, использование календаря. Вызвать интерес к календарю....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Ознакомление детей с календарем».

: Систематизировать представления о времени, уточнить представления о последовательности дней недели, использование календаря. Вызвать интерес к календарю....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие": образовательный компонент "Развитие математических представлений"

В современном мире появилась проблема вобучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математике, которая проникла во все, практически, области наук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП). на тему: «Что такое вес».

Задачи:Вес, зависит от объёма размера предмета и от того, из чего он сделан?Когда  появились  весы?Какие  бывают  весы?Все  ли  предметы  можно  взвесить?...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ и интерактивной игры: «Теремок»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.Формы организации детей: групповая.Цель: формировать математические представления у детей старшего возраста.Задачи:Обучающие задачи:1.Закрепит...