Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кемерова Любовь Александровна

Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: продолжать ознакомление детей с живописью, пейзажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства.

Задачи:

 - продолжать знакомить детей с творчеством русского художника И. И. Левитана, учить понимать замысел произведения, его содержание;  

- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения;

 - развивать коммуникативные способности детей;

 - обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами (колорит, палитра);

 - вызвать эмоциональное отношение к природе;

 - воспитывать чуткость, активность, самостоятельность.  

Демонстрационный материал:

 - репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;

 - музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»;

 - проектор;

 - фотографии осенних пейзажей и самой картины;

 - магнитная доска и магниты.

 Методические приёмы:

 - Словесный (отгадывание загадки, вопросы, беседа, чтение отрывков из стихотворений);

 - Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал);

 - Игровой;

 - Анализ организационной образовательной деятельности.

Предварительная работа:

 - наблюдения на прогулке за изменениями в природе;

 - рисование осенних деревьев;

 - чтение художественной литературы про осень;

 - разгадывание загадок про осень (приметы осени).

Ход организационной образовательной деятельности:

 - Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам группу. Почему он такого цвета?

 - Потому что наступила осень.

 - Вот художник так художник

   Разукрасил всё что мог.

   Даже самый сильный дождик

   Эти краски смыть не смог.

   А теперь ответить просим

   Кто художник этот…(Осень).

Проводится игра «Какая осень?». Дети стоя в кругу, передают листочек друг другу и называют описательные прилагательные к слову осень. Например, унылая, ранняя, поздняя, тёплая, холодная, золотая, дождливая, пасмурная, яркая, грустная, очаровательная, серая, волшебная и т.д.

(Назвав слово, ребёнок садится на своё место).

 - Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

 - Про какое время года я прочитала вам стихотворение?

 - Про осень.

 - Посмотрите, вот такую осень и запечатлел в своей картине И. И. Левитан «Золотая осень». Давайте внимательно её рассмотрим.  

(пока дети рассматривают изображение картины на проекторе, воспитатель включает отрывок из альбома П. И. Чайковского «Времена года»).

 - Рассмотрели картину? Какое настроение она у вас вызвала?

 - Радостное, весёлое.

 - Почему?

 - Потому что яркие, тёплые краски.

 - А в природе вы видели такие тёплые цвета?

 - (дети делятся впечатлениями).

 - А как вы думаете, на картине изображена ранняя или поздняя осень?

 - Ранняя. Ещё есть листья на деревьях и трава зелено – жёлтая.

 - Исаак Левитан, знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Осень – сказочное время года. Подобно художнику, она раскрашивает разными цветами листья деревьев, кустов. Исаак Ильич Левитан был впечатлен неповторимостью осенний природы и увековечил её в своих картинах. Вот смотрю я на эту картину и думаю, что мне бы хотелось там погулять, посидеть на берегу речки. А чего хочется вам, глядя на эту картину?

 - (высказывание детей).

 - Как вы думаете, почему художник назвал эту картину «Золотая осень»?

 - В этой картине он использовал много жёлтой и оранжевой краски. 

 - А каких красок вообще больше: тёплых или холодных?

 - Тёплых.

- Для создания картины художники используют много красок. На переднем плане краски яркие и насыщенные, а мягкие и приглушенные на заднем плане. Сочетание красок в картине называют колоритом. Он может быть спокойным и резким. Может быть гармоничным, когда краски как будто дополняют друг друга. Колорит помогает придать им настроение. У многих художников есть любимые краски. Иногда про художника говорят: «Какая богатая у него палитра». Это значит, что картины этого художника отличаются богатством красок. А еще палитра бывает теплой или холодной. Как вы думаете, чем отличается палитра тёплая от холодной?

 - Тёплая – это солнечный свет, веселье, радость, тепло. Эти цвета любит солнышко. Холодная – это покой, грусть, задумчивость. Эти цвета любит Снежная королева.

 -  У вас на столах лежат фотографии, их много и все они с осенним пейзажем. На одних фотографиях изображена тёплая, ранняя осень, а на других – холодная, поздняя осень. Вы сможете определить, на каких фотографиях «тёплая», а на каких «холодная» осень?

 - Да!

(На каждом столе лежит комплект фотографий, по 10 штук с изображением «тёплой» и «холодной» осени. Дети раскладывают за столом фотографии на 2 стопки, а затем вывешивают на магнитные доски: на одну – «тёплую» осень, на другую – «холодную».)

 - Все справились с заданием? Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(воспитатель каждому задаёт вопрос – почему ребёнок относит свою работу к той или иной группе).

 - Молодцы! Устали?

 - Да!

 - Тогда предлагаю немного отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для наших глаз.

Вот стоит осенний лес

В нём много сказок и чудес (круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб (движение глаз влево, вправо)

Дятел сверху тук да тук (движение глазами вверх, вниз)

Глазки ты открой закрой (закрывают и открывают глаза)

Поиграли мы с тобой!

 - Глаза отдохнули?

 - Да!

 - А мы?

 - Нет!

 - Тогда отдохнём и мы.

Проводится Физминутка.

Мы листики осенние (руки вверх)

На веточках висели (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели (качаем руками, наклоны вправо, влево)

Мы летели, мы летели (кружатся)

И на землю тихо сели (присесть, опустив руки)

Закружились, полетели (качают руками и кружатся)

И опять на землю сели (садятся на корточки)

 - Отдохнули?

 - Да!

 - Давите ещё раз посмотрим на картину Исаака Левитана «Золотая осень». А вы заметили, что одни деревья высокие, а другие низкие? Почему?

 - Заметили. Те деревья, которые ближе к нам – те высокие, а которые дальше от нас – низкие.

 - Которые ближе к нам, как называются деревья?

 - Берёзы.

 - А как вы догадались?

 - У них стволы белые.

 - Стволы берёз белоснежного цвета, а сами деревья изображены так, словно они одеты в яркие наряды, у которых необычный желто-оранжевый оттенок. Если внимательно вглядеться в картину, то можно заметить, что берёзовые листья изображены художником так, будто они трепещут на ветру. 

 А солнце на картине есть?

 - Да, от деревьев идут тени.

 - Молодцы! Освещёнными лучами солнца они ярко переливаются и блестят. Так создается образ золотых украшений на деревьях-девушках. Одна из таких красавиц-берёз стоит на правом берегу реки, вдалеке от своих подружек. Поэтому она кажется такой одинокой.

 Понравилась вам картина?

 - Да!

 - Интересная и очаровательная картина художника создает прекрасное лирическое настроение, радует своими необыкновенно яркими оттенками, которыми так радует осенняя природа. От красоты природы, изображенной Левитаном, невозможно оторвать взгляд. А давайте поиграем в игру «Назови больше!». Мы по очереди будем называть все, что изображено на картине, и узнаем, кто у нас самый внимательный, кто больше увидит и лучше расскажет. Начинаю я.  На переднем плане картины изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет тихо, едва заметно. Речка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее красный кустик.

  (Далее дети описывают все, что изображено на картине, педагог добавляет сравнения, эпитеты, цветовые обозначения).

 - Просто удивительно, как природа смогла сотворить такое чудо, и теперь она восхищает всех, заставляет быть внимательнее к тому, что нас окружает. Именно Левитан своей картиной показывает, что стоит обращать внимание не только на общий пейзаж, но и рассматривать мелкие подробности и детали, которые как раз и помогают создать особое и даже поэтическое настроение.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

 - Понравилось вам стихотворение?

 - Понравилось! 

 - Вот мы с вами и побывали в осеннем лесу благодаря художнику…

 - Исааку Левитану. 

 - Как называется его картина и жанр живописи?

 - «Золотая осень». Это пейзаж.

 - А теперь давайте в наш альбом поместим фотографию картины Исаака Левитана «Золотая осень». Может кто ни будь из вас захочет нарисовать свою золотую осень, я буду рада. В уголке творчества есть всё необходимое, что может вам понадобиться.

Работы, которые нарисуют дети, вывешиваются на выставке «Мир глазами детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Какие мы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Какие мы?» Татьяна Малова Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью «Осень глазами художников»...