Методическая разработка проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Тип проекта: экологический, познавательный.

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

 

Цель проекта: формирование у детей представлений о живой и неживой природе в зимней период, воспитание бережного отношения к природе. 

 

Задачи проекта:

 

1.Обогощать знания детей о зиме.

2.Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.

3.Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.

4.Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений, особенности жизни диких животных, птиц в зимний период.)

5.Расширять представление детей о лесе и его обитателях (заяц, медведь, лиса)

6.Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

8.Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

9.Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

10.Закрепить знания детей о зимних развлечениях, о свойствах снега.

 

Работа с детьми:

Беседы с детьми познавательного характера.

Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание сюжетных картин.

Подвижные, дидактические  игры.

 

Работа с родителями:

Приобретение оборудования для выполнения работ в проекте.

 

1 этап - подготовительный

Разработка конспектов тематических бесед по теме: « Зима».

Составление картотеки дидактических игр по развитию знаний у детей о зиме. Составление картотеки экспериментов на тему зима.

Подборка литературы познавательного характера.

Подборка игр, сказок, рассказов, стихотворений.

 

Ожидаемые результаты:

1.Умение называть зимние природные явления.

2.Знание, где и как зимуют животные и птицы.

3.Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.

4.Знание о свойствах снега.

5.Умение рассказывать по картине.

6.Воспитание эмоциональности и отзывчивости.

 

2 этап – практический

Перспективное планирование

Формы проведения

Беседа «Зима»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Собери снеговика», «Наоборот», «сосчитай до 5», «Найди 10 зимних слов»

Чтение художественной литературы:

Русская  народная сказка «Зимовье» (Обработка И. Соколова – Микитова),

 И. Суриков «Зима»

Опыты: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры», «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Викторина «Знаем ли мы зиму?»

Беседа «Как много интересного бывает зимой»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Что зимой бывает», «Снежинки», «Когда это бывает»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Снегурочка» (Обработка  Л. Елисеевой), С. Есенин «Поет  зима - аукает...»

Опыты: «Первые заморозки», «Защитные свойства снега»

Лепка «Снежинка» (техника – налеп)

Беседа «Признаки зимы»

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы», «Отгадай по описанию», «Подбери слово»

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Привередница» (Обработка  В. Даля), Я. Аким «Первый  снег»

Опыт: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»,

Рисование «Зима снежная пришла»

Беседа «О зиме»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Подбери признаки»

Опыты: «Узоры на стекле», «Таяние снега»

Нетрадиционный способ аппликации: аппликация из скрученных салфеток белого цвета «Зимнее дерево»

Беседа «Зимняя одежда»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Дидактические игры: «Исправь ошибки», «Назови ласково», «Один – много»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лисичка - сестричка  и  волк»  (Обработка  М. Булатова) , В. Сутеев «Елка» 

Опыт: «Лед – твердая вода»

Викторина «Что мы знаем о зиме?»

 

3 этап - заключительный:

Результаты проекта

У детей сформированы знания о зимних природных явлениях.

Сформирована любознательность, творческие  способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Дети приняли активное участие в практической части проекта.

Итог проекта:

Дети получили знания о времени года – зима, создание красивых работ по теме.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_proekt_zimushka_-_zima.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

проект «Зимушка – зима»

в средней группе

           

                               Кузнецова Галина Алексеевна

                                             воспитатель

    муниципального казенного дошкольного образовательного

                             учреждения «Детский сад №11»

                    ст. Новомарьевской Шпаковского района

Краткосрочный проект «Зимушка-Зима»

Тип проекта: экологический, познавательный.

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Дата проведения: 20.01.2020 – 24.01.2020г.

Место проведения: МКДОУ «Детский сад №11»

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о живой и неживой природе в зимней период, воспитание бережного отношения к природе.  

Задачи проекта:

1.Обогощать знания детей о зиме.

2.Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.

3.Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.

4.Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений, особенности жизни диких животных, птиц в зимний период.)

5.Расширять представление детей о лесе и его обитателях (заяц, медведь, лиса)

6.Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

8.Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

9.Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

10.Закрепить знания детей о зимних развлечениях, о свойствах снега.

Работа с детьми:

Беседы с детьми познавательного характера.

Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание сюжетных картин.

Подвижные, дидактические  игры.

Работа с родителями:

Приобретение оборудования для выполнения работ в проекте.

 

1 этап - подготовительный

Разработка конспектов тематических бесед по теме: « Зима».

Составление картотеки дидактических игр по развитию знаний у детей о зиме. Составление картотеки экспериментов на тему зима.

Подборка литературы познавательного характера.

Подборка игр, сказок, рассказов, стихотворений.

 

Ожидаемые результаты:

1.Умение называть зимние природные явления.

2.Знание, где и как зимуют животные и птицы.

3.Знание о том, зачем нужна зимняя одежда.

4.Знание о свойствах снега.

5.Умение рассказывать по картине.

6.Воспитание эмоциональности и отзывчивости.

2 этап – практический

Перспективное планирование

Дата

Формы проведения

20.01.2020

Беседа «Зима»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Собери снеговика», «Наоборот», «сосчитай до 5», «Найди 10 зимних слов»

Чтение художественной литературы:

Русская  народная сказка «Зимовье» (Обработка И. Соколова – Микитова),

 И. Суриков «Зима»

Опыты: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры», «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Викторина «Знаем ли мы зиму?»

21.01.2020

Беседа «Как много интересного бывает зимой»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Что зимой бывает», «Снежинки», «Когда это бывает»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Снегурочка» (Обработка  Л. Елисеевой), С. Есенин «Поет  зима - аукает...»

Опыты: «Первые заморозки», «Защитные свойства снега»

Лепка «Снежинка» (техника – налеп)

22.01.2020

Беседа «Признаки зимы»

Дидактические игры: «Назови зимние месяцы», «Отгадай по описанию», «Подбери слово»

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Привередница» (Обработка  В. Даля), Я. Аким «Первый  снег»

Опыт: «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»,

Рисование «Зима снежная пришла»

23.01.2020

Беседа «О зиме»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Отгадывание загадок

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Подбери признаки»

Опыты: «Узоры на стекле», «Таяние снега»

Нетрадиционный способ аппликации: аппликация из скрученных салфеток белого цвета «Зимнее дерево»

24.01.2020

Беседа «Зимняя одежда»

Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Дидактические игры: «Исправь ошибки», «Назови ласково», «Один – много»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Лисичка - сестричка  и  волк»  (Обработка  М. Булатова) , В. Сутеев «Елка»  

Опыт: «Лед – твердая вода»

Викторина «Что мы знаем о зиме?»

3 этап - заключительный:

Результаты проекта

У детей сформированы знания о зимних природных явлениях.

Сформирована любознательность, творческие  способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Дети приняли активное участие в практической части проекта.

Итог проекта:

Дети получили знания о времени года – зима, создание красивых работ по теме.

                                                                                                       

                                                                                                       Приложение №1

Беседа  «Зима»

Цель: Закрепить представления о характерных признаках зимы.

Задачи:

Закрепить представления о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.

Развивать навыки общения, диалогическую речь. Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу.  Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.

Ход беседы:

Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Зимой)

Правильно, зимой. Зимушка зима, к вам в гости пришла. С собой  сундучок принесла. (достает конверт с загадками)

Ребята отгадайте  загадки.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал… (снег)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь, А зовут его... (медведь)

Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадках?  Какое сейчас время года? Почему вы так решили? Какая зима? Зимняя, снежная.

Ребята,  а еще в сундучке есть картинки, давайте их посмотрим. Что вы видите на картинках? Правильно, зима. Зимой солнце светит, но не греет. Зимой много снега. Он лежит на деревьях, деревья, словно шапки надели. А вы рассматривали на прогулке снежинки? На что они похожи? Они похожи на красивые маленькие звёздочки. Какие они? Легкие, пушистые. Когда из туч падает много снега, то это снегопад. Под деревьями сугробы. Красиво! Вода на реках замерзла и превратилась в лед.

Я для вас тоже приготовила лед. Возьмите у меня кусочек льда и потрогайте. Какой лед? (Холодный). Что с ним происходит, если его держать, в руках? ( Тает). А почему он тает? Здесь в помещении тепло и руки наши теплые, поэтому лед тает и превращается в воду. Положите лед на поднос. Что мы с вами узнали, когда делали опыт?

Физминутка: «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Посмотрите, что еще в сундучке  (достает картинки с   животными). Давайте узнаем, как ведут себя  животные зимой. Зимой холодно, поэтому звери надели теплые шубки. Зайчик еще менял цвет шубки, он стал белым. Почему? Белочка тоже оделась в красивую шубку. Заяц, волк, белка, лиса зимой не спят, они ищут себе пищу. А вы знаете, кто спит зимой? Зимой спит медведь. А еще уходит в спячку еж. Ребята давайте с вами поиграем. Дидактическая игра: « Звери» возьмите в руке животных леса (проверка выполненного задания нахождения лишнего животного, который не живет в лесу).

Итог беседы:

Сегодня вы мне рассказали о зимушке - зиме. Какая она бывает? (зимняя, снежная, холодная). Как ведут себя лесные животные зимой?

 

 

Беседа «Зимняя одежда»

Цель: Учить правильно, называть предметы зимней одежды.

Задачи: знать назначение предметов зимней одежды, развивать умение описывать одежду. Совершенствовать грамматический строй речи: образование форм множественного числа имен существительных, активировать речевую деятельность детей.

Развивать диалогическую  речь; слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение с помощью колокольчика. Колокольчик мой звени, здравствуй Саше говори (колокольчик обходит всех детей).

Какое сейчас время года? ( Время года зима)

Зима какая? (Зима холодная, морозная, снежная.)

Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (Надевают теплую одежду.)

Игра на развитие памяти «Запомни слова»

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто, сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли?  (Штаны, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, сапоги)

Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает название вещи, какого она цвета.

Физминутка:

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний“

Воспитатель: Посмотрите вот на эти картинки. Что вы видите на них?

(шуба, платье, шапка, валенки.)

Воспитатель: Как вы думаете, а какая картинка лишняя? Вспомните, в какое время года носят эту одежду. Это вам поможет. (Лишнее платье.)

Воспитатель: почему? (Потому что оно летнее.)

Воспитатель: Правильно. А остальную одежду, когда носят? (Зимой, когда холодно).

Воспитатель: Эта одежда какая? (Теплая.)

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Беседа «Признаки зимы»

Цель. Уточнение  представления детей о признаках зимы.

Задачи.

Образовательная.

Учить детей замечать изменения в природе.

Развивающая.

Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к окружающему миру.    

Ход беседы:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни короче  солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворение?  (о зиме)

Почему вы так решили? Ответы детей.

О каких зимних приметах говорится в этом стихотворении? (ответы детей)    

Действительно, зимой и солнышко светит мало, и морозно, и быстро темнеет, но все же зима – замечательное время года. Зимой можно интересно и весело проводить время. Давайте вспомним о зимних развлечениях. Чем можно заниматься  зимой? Ответы детей (зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков…).

Соответствующие картинки прикрепить на фланелеграф (санки, лыжи, коньки, снеговик)

Воспитатель:. Ребята, давайте ещё раз назовём то, что изображено на картинках, а затем ритм слов отхлопаем в ладоши (сан –ки , лы – жи, сне- го – вик …) Молодцы!

А теперь давайте поиграем в игру: я буду говорить слова, а вы называть их ласково:

Снег – снежок

Зима – зимушка

Снежинка – снежиночка

Горка – горочка

Санки – саночки

Снеговик – снеговичок

Льдинка –льдиночка

Молодцы!

Физкультминутка «Снеговик»

Воспитатель.  Давайте, слепим с вами снеговика.  (Дети встают около стульчиков)

Белый, белый снежный ком                         («лепим « ладошками комочки)

Станет ком снеговиком                                        

Первый ком и ком второй,                            (катаем комки)

Третий будет головой

Нос – морковка, глаза – угольки

На голове ведёрко -                                    (показываем на себе)    

Это мы – снеговики!        

На фланелеграфе выложить снеговика и снежинки (Обращаю внимание детей).  

Вот какой получился снеговик, а вокруг него снежинки.                                                                      

Воспитатель:.

Белые мохнатые

Лёгкие снежинки

Тихо с неба падают

Будто бы пушинки….

Раздать детям  снежинки на развитие дыхания  и предлагаю дуть на снежинки

Заключительная  часть.

Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? Какие приметы зимы вы знаете? (стало холодно, идёт снег, солнце светит редко, дни стали короче). Вспомните о зимних развлечения.  Чем можно заниматься зимой? Кого мы с вами собрали? Молодцы ребята!

Беседа «Как много интересного бывает зимой»

Цель: Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.

Ход беседы:

Воспитатель:  Ребята, я встретила Незнайку, он шел в одних трусиках загорать. Наверное он не знает о зиме. Давайте расскажем ему. Как вы узнали, что на улице зима?

Дети:  Зимой на улице снег и лёд.

Воспитатель: Чтобы не забыть нам ничего, поставим схему. (Ставит карточки «снежинки» и «вода»). Почему летом тепло, а зимой холодно?

Дети: Солнце плохо греет, дает мало света и тепла.

Воспитатель: Какая земля зимой? (Землю покрывает снег). Растут ли цветы? Почему цветы не растут зимой?

Дети: Земля мерзнет, им не высосать корешками влагу.

Воспитатель: А стебель может жить зимой?

Дети: Стебель замерзает.

Воспитатель: А может ли цветок дышать холодным воздухом?

Дети: Если убрать стебель, то листья не смогут дышать.

Воспитатель: А может быть цветок без корня, стебля, листьев?

Незнайка: Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?

Воспитатель: Давайте объясним Незнайке, так ли это?

Дети: Зимой деревья спят.

Воспитатель: Корни деревьев впитывают воду?

Дети: Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой. Она защищает от холода.

Воспитатель: А почему деревья сбрасывают на зиму листья?

Дети: Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтому листья опадают.

Незнайка: Зимой нет птиц, поэтому скучно. (Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих птиц).

Незнайка: Я знаю, скворец остался.

Воспитатель: Прав ли Незнайка? А почему скворец не может остаться?

Дети: Он питается насекомыми, а насекомых зимой нет.

Воспитатель: А где же зимуют насекомые?

Дети: Насекомые зимой прячутся под кору.

Воспитатель: Какие птицы остаются зимой? Давайте расставим птиц и расскажем о них.

Утки могут зимовать? Почему? Чем они питаются? А куры зимуют? Кто куриц кормит?

Воспитатель: Незнайка говорит, что про птиц он все понял.

Незнайка: А звери все, наверное, убегают в Африку? Как животные приспосабливаются?

Дети: Звери зимой остаются, но они приспосабливаются. Меняют окраску, впадают в спячку и т.д.

Воспитатель: А почему животные впадают в спячку?

Дети: потому что голодно и холодно.

Воспитатель: Почему животные голодают? (Например медведь. Он ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося.)

Дети: потому что он спит в берлоге, и зимой такой еды нет.

Незнайка: Я знаю, что рыбы зимуют в аквариуме.

Воспитатель: Прав ли Незнайка?

Дети: Рыбы зимой засыпают. Холодно, лед, поэтому рыбы зарываются в ил.

Незнайка: А люди зимой спят?

Воспитатель: Давайте объясним Незнайке, как люди переносят зиму?

Дети: Люди тепло одеваются. Люди расчищают снег, ходят на работу, подкармливают зверей и птиц.

Незнайка: Ох, как много забот. Значит, люди не любят зиму? Так ли это?

Дети: Нет, зимой нам весело, можно лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.

Воспитатель: Во что мы любим играть зимой?

Дидактическая игра «Зимние забавы» (Дети отбирают картинки).

А вы хотите, чтобы зима была всегда?

Дети: Нет, летом можно купаться, загорать.

Воспитатель: Ребята, представьте на минуту, что зима будет постоянно. Что тогда будет?

Дети: Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут.

Воспитатель: И все-таки так замечательно зимой!

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

(А.Фет)  

Беседа «О зиме»

Цель:

Закрепить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Уточнить представления детей о жизни диких и домашних животных, а также зимующих с нами птиц. Формировать желание помогать им. Развивать память, мышление, речь, воображение.

Воспитывать любовь к природе, чувство доброты.

Ход беседы:

Ребята, посмотрите, как у нас красиво. Падают снежинки, на деревьях лежит снег.

Мы с вами попали в зимний лес.

Посмотрите, какая красивая ёлочка, вся в снегу. А под ёлочкой кто-то прячется.

Посмотрите, к нам в гости пришли зверята: зайчонок, волчонок, лисёнок.

Они попросили меня прочесть вам стихотворение:

"Закружили метели

 песни вьюга поёт

 До весенней капели

 вся природа заснёт.

 Вместо зелени - снег

 на деревьях, кустах

 И не видно в полёте

 наших маленьких птах...

 Холод, песни, метели,

 и дорога пуста

 И закованы реки

 в прочный панцирь изо льда..."

(Л. Кочергина)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворение? (о зиме)

Вот сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Вспомните, а что же бывает зимой? (снег, мороз, холод)

А какой же снег зимой? (пушистый, серебристый)

Посмотрите, наши гости принесли нам зимние картины.

Выставляю картину "Зимние забавы"

Вопросы по содержанию картины:

1.Какое время года изображено на картине?

 (зима)

2.Какими словами мы можем назвать зиму?

 (снежная, морозная, волшебница)

3.Почему мы так называем зиму?

 (много снега, холодно, красиво)

4.Почему тепло одеты дети?

 (холодно)

5.Что вы одеваете, когда выходите на улицу?

 (тёплые вещи)

6.Чем занимаются дети на улице?

 (играют в снежки, катаются на санках и коньках)

7.А вы любите кататься на санках?

 (да)

8.А какое у вас настроение, когда вы играете со снегом?

 (хорошее, весёлое)

Вот видите ребята, какая зима волшебница. Она приносит нам много снега, радости и веселья.

А теперь, послушайте стихотворение:

 "Под голубыми небесами

 великолепными коврами

 блестя на солнце снег лежит.

 Прозрачный лес один чернеет

 и ель сквозь иней зеленеет

 и речка подо льдом блестит."

(А.С. Пушкин)

Вот такая у нас зима красивая, снежная, мы так рады и веселы, когда она наступает.

А теперь давайте проведём зимнюю разминку для глаз:

Снег-снежок

белая метелица.(глазки влево-вправо)

Снег-снежок

 по дорожке стелется.(круговые вращения глазками)

 Снег-снежок

 на ладошке тает. (глазки закрыть)

 Молодцы.

А вот диким и домашним животным, а также птицам очень тяжело зимой, им холодно и голодно.

Давайте, с вами немного поиграем в игру "Загадки"

Сейчас я вам загадаю загадку, а тот кто отгадает должен рассказать нам об этом животном: чем питается и как зимует.

1.Кто зимой холодной ходит хмурый и голодный?

 (волк)

Кто же отгадает и расскажет нам о волке?

Волк зимой очень злой,

в одиночку не ходит,

волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные

лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Волку трудно зимой,

еды не хватает и он голодный)

2.Хитрая плутовка кур ворует?

 (лиса)

Кто расскажет о лисе?

С наступлением холодов у лисы появляется тёплая , красивая и пушистая шуба.

Мех становится очень тёплый.

Лисе трудно добывать пущу.

Она питается мышками и зайчатами.)

3.Маленький, беленький по лесочку бегает, по снежочку прыгает?

(заяц)

Кто расскажет о зайце?

У зайца зимой белая, тёплая шуба. Зайцу трудно зимой добывать пищу. Он питается корой деревьев и остатками трав, которые находит под снегом)

А теперь давайте проведём разминку с нашими гостями:

«Зайка беленький сидит

 и ушами шевелит

вот-так, вот-так (изображают ушки)

он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

надо лапочки погреть

вот-так, вот-так (греют ручки)

надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

надо зайке поскакать

вот-так, вот-так (прыгают)

надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал

зайка прыг и ускакал. (садятся на свои места)

Вот видите ребята, как трудно диким животным в лесу.

Зимой холодно и голодно.

А вот домашним животным немного легче переносить зиму.

А почему, как вы думаете?

(человек их кормит, живут в сараях и на фермах. За ними ухаживает человек)

Ребята, а как вы думаете, а птицам тяжело зимой или нет?

(Картина "Зимующие птицы")

Ребята, а какие птицы зимуют с нами?

(Снегирь, воробей, голуби, вороны...)

А как же нам помочь птицам?

 (Подкармливать птиц, делать кормушки и скворечники)

А чем мы будем кормить птиц?(семечки, зёрнышки, крошечки)

Вот видите ребята, зима не только приносит радость, но ещё она и очень суровая, особенно для животных и птиц и им очень тяжело в это время года.

А теперь давайте подведём итог нашей беседе.

Что нового вы узнали о зиме?

Что нужно делать, чтобы животным было легче перезимовать зиму?

А теперь послушайте стихотворение:

«Снег, морозы, холода

Над рекою толща льда.

День короткий, ночь длинна

Это матушка-зима".

Молодцы ребята.

Вот видите, как мы с вами много знает о зиме.

                                                                                                      Приложение  №2

Дидактические игры

«Собери снеговика»

Цели:

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

 «Наоборот»

Цели:

Развитие слухового внимания, логического внимания.

Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Воспитатель произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

 «Что зимой бывает»

Цели:

Развитие представление о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

«Снежинки»

Цели:

Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Когда это бывает»

Цели:

Учить детей называть времена года по их признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

 «Отгадай по описанию»

Цели:

Учить детей называть времена года по из признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

 «Подбери слово»

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

«Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во сне                                    2.С неба все скользят пушинки

Падает на землю…. (снег)                               серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок                                    4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок)                              Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки                                  6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки)                     Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка                               8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка)                               С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

«Назови 10 «зимних» слов»

 (снег, снежинка , мороз, ...)

«Назови зимние месяцы» 

Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

«Подбери признаки»

Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

«Исправь ошибки» 

Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

«Продолжи предложения»

Если зимой холоднее, чем весной, то весной ... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка ... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек ... .

«Назови ласково»

Задачи: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

Санки – саночки

«Один — много»

Задачи: закреплять умения образовывать существительные в род. п

Снег – много снега

Снежинка – много снежинок

Снеговик – много снеговиков

Санки – много санок

Лед – много льда

«Сосчитай до пяти»

Задачи: формировать умения согласовывать числительные с существительными, выделяя голосом окончания

Один снежок, два снежка, …пять снежков

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна снежинка, две снежинки, … пять снежинок

                                                                                                       Приложение №3

Опыты

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед - это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.

Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры»

Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?

На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).

Опыт «Первые заморозки»

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выноситься на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.

Опыт «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.

Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.

Опыт «Узоры на стекле»

Приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает) Почему?

Вывод: Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения.

Опыт «Таяние снега»

Цель: знакомство со свойствами снега.

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт «Лед - твердая вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растет быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под действием температуры»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы.

Вместе с детьми сломать сосульку. Рассмотреть ее, потрогать, сказать, какая она. Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, что от нее останется.

Вывод: под действием температуры сосулька превращается в воду.

                                                                                                    Приложение №4

Викторина «Знаем ли мы зиму?»

Цель: организация детского досуга.

Задачи:

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Ход викторины:

Воспитатель: Рада Вас приветствовать на нашей игре. Вы готовы? Начинаем. Удачи.

1. Назовите признаки зимней погоды? (холодно, вода превращается в лед, дни стали короткие, ночи длинные)

2. Кто знает, какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на дереве? (белка)

3. А какие зимние забавы, любите Вы? (кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу, кататься с горки…)

4. Как Вы думаете, зима, чем пахнет? (Новым годом, елкой, мандаринами)

5. В какую погоду снег хрустит под ногами? (в морозную)

6. Какое дерево, является символом Нового года? (ель)

7. Что зимой делает медведь? (спит)

8. Назовите, зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

9. А что такое лед? (замерзшая вода)

10 Кто рисует зимние узоры на окне? (мороз)

11. Подумайте и ответьте: бел, да не сахар, ног нет, а идет? (снег)

12. Кто в лесу петляет, путает следы? (заяц)

13. Дед Мороз приходит на праздник, а в руках у него, что…? (посох)

14. Что Дед Мороз обувает на ноги? (валенки)

15. Новогоднее елочное украшение круглой формы? (шар)

16. Новогодний зимний бал, называем… (карнавал)

17. Назовите самый первый месяц года? (январь)

18. Зимняя шубка у зайца, какого цвета? (белая)

19. Самая известная новогодняя, хороводная песенка? (В лесу родилась елочка…)

20. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

21. Назовите, самых смелых птиц, которые не боятся мороза? (воробьи, голуби, вороны)

22. Что случилось зимой с погодой? (стало холодно, деревья уснули под снегом, морозно)

23. Где можно кататься на коньках? (на катке)

24. У кого вместо носа – морковка? (у снеговика)

25. Без кого не может состояться, праздник Новый год? (без Деда мороз и Снегурочки)

26. Украшает новогодний стол, оранжевого цвета, круглой формы? (мандарин)

27. Как называют птиц, которые улетают в теплые края на всю зиму? (перелетные)

28. Три комочка мы слепили, и его мы получили, радуется детвора, он получился на ура! (снеговик)

29. Скажите, можно ли увидеть одинаковые снежинки? (нет, они все разные)

30. Как зовут внучку Дедушки Мороза? (Снегурочка)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо, справились с заданием, правильно отвечали на вопросы. Вы большие молодцы и умнички!

Викторина «Что мы знаем о зиме?»

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в зимний период года.

Задачи:

Закреплять представления детей о зимних явлениях в природе, характерных признаках зимы, особенностях жизни диких животных и птиц зимой.

Продолжать учить подбирать определения к заданным словам (зима, снег, ветер, небо).

Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, связную речь. Закрепить умение отвечать на вопросы.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, желание любоваться красотой зимнего пейзажа.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Назовите зимние месяцы. А вам нравится зима? За что вы любите зиму?

Я предлагаю провести викторину, где необходимо проявить все свои знания.

1 тур. Разминка.

Загадки

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима)

Вот какие чудеса

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал. (снег)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий. (лед)

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние. (метели)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл. (мороз)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны. (снежки)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Воспитатель: Молодцы, ребята, разминка прошла хорошо.

Следующий тур «Звери зимой»

1. Чем питаются зимой заяц, белка? (Заяц - грызет кору осины и ольхи, белка - шишки)

2. На кого охотится лиса? (Выслеживает мышей - "мышкует" - бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор.)

3. Что делает зимой медведь? (Спит в берлоге)

4. Куда прячется в зимние морозы лиса? (Норка)

5. Зачем заяц следы запутывает? (Чтобы лисица, волк и охотник не могли их найти)

Назовите и покажите зимующих птиц.

 (синица, голубь, воробей, ласточка, ворона, дятел, скворец).

Какие животные спят зимой?

 (белка, заяц, медведь, ёжик, волк, лиса, барсук)

Ну и последний тур называется «Подбери слово».

Игра «Подбери слово»

Зима какая? (Холодная, снежная, морозная, суровая.)

Снег какой? (Белый, искрящийся, блестящий, мягкий, пушистый, мокрый, серый, грязный, холодный.)

Ветер зимой какой? (Холодный, ледяной, сильный, морозный.)

Небо зимой какое? (Серое, мрачное, пасмурное, в морозную погоду голубое.)

Зима: Ребята, скажите, что можно делать только зимой?

(Встречать Новый год, кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки). А сейчас будьте внимательны.

«Что мы делаем зимой?»

Что мы делаем зимой,

Дай, дружок, ты мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая “да” иль “нет”.

В снежки играем мы с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

В саду своем грядки копаем?

И с Дедом Морозом мы пляшем?

Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, что происходит в природе зимой.

                                                                                             Приложение №5

                                        Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Снежинка» (техника - налеп)

Цель: научить детей приёмом налепа изображать снежинку.

Задачи:

Обучающие: продолжать учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельности.

Развивающие: познавательный интерес детей, мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Предварительная работа: рассматривание картин с зимними пейзажами.

Раздаточный материал: круги или квадраты из картона голубого, синего, фиолетового и серого цветов  диаметром 12-15см по количеству детей, доска для лепки, белый пластилин, стека, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?

Дети: Зима.

Воспитатель:  Правильно, ребята, наступила зима. Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: Да.

Воспитатель: За что вы любите зиму?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:  У меня для вас есть ещё одна загадка, послушайте:

С неба звёздочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой…

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали.

А давайте немножко поиграем. Сейчас мы все с вами превратимся в снежинок.

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Воспитатель: Какие красивые снежинки летали у нас с вами в группе. А теперь я предлагаю вам слепить снежинку. Посмотрите, какие красивые снежинки можно слепить из пластилина, давайте попробуем.

Показ несколько образцов. Чтение стихотворения:

Снежинки – картинки,

Взгляни – поскорей.

У каждой по шесть

Серебристых лучей,

И каждый зазубренный лучик –

Зимы заколдованный ключик.  Л. Шеховцова

Лепка: Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом или квадратном  картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом.

Итог занятия: Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки у нас получились. Вы все большие молодцы.

Рисование  «Зима снежная пришла»

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с произведением И. Сурикова «Зима», прививать интерес к поэзии, развивать связную речь во время обсуждения стихотворения.

Учить создавать образ зимней природы, передавая ее красоту, творчески применяя разные техники рисования, аппликации и лепки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, поощрять детское творчество.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельности.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций из книги «Времена года». Подготовка основы для аппликации – тонирование бумаги в голубой цвет.

Материалы: листы бумаги А-3, А-4, гуашь, клей ПВА, пластилин, вата, кусочки пенопласта, салфетки бумажные и матерчатые, округлые ножницы, клеевые кисточки, восковые мелки.

Методические приемы: чтение стихотворения И. Сурикова «Зима», объемная аппликация методом сминания, обрывания; рисование мелками, пластилином методом размазывания.

Ход занятия:

Ребята, послушайте внимательно стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо,

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес под шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы-

И зима настала.

Ребята, о чем сообщает нам Суриков в своем стихотворении? (ответы детей). Правильно, он сообщает нам о том, что наступила зима. А какой он ее отобразил? (ответы детей). С чем, он сравнил снег, лежащий на деревьях? (ответы детей). Вот какой, тихой и красивой показал нам Суриков зимнюю природу. Белый и пушистый снег покрывает всю землю, деревья и дома в белое, пушистое одеяло, словно по волшебной палочке за одну ночь серая природа превращается в белую сказку.

А сейчас, я предлагаю вам превратиться в маленьких художников и нарисовать содержание этого стихотворения в ваших работах. На голубом фоне листа бумаги рисуем карандашом контуры деревьев. Стволы замазываем коричневым пластилином, восковыми мелками подрисовываем ветки. Из зеленой бумаги вырезаем три треугольника разного размера, сминаем их и выкладываем на листе бумаги елочку и приклеиваем. Из ваты накладываем снег на деревья и землю, а с неба падает снег из кусочков пенопласта. А сейчас, ребята, вы подумайте и сами дополните в рисунках что-то свое (дети дополняют свои работы).

Ну, вот, я вижу, все закончили свои работы.

Ребята, посмотрите, какой большой и красивый получился лес!

А давайте вспомним, какие приемы рисования мы использовали в наших работах? (ответы детей). Каким, образом, мы отобразили зимнее время года? (ответы детей) Ребята мне все ваши работы понравились, все вы молодцы! А сейчас, убираем за собой столы и идем гулять на улицу, ведь там нас ждет зима. А где зима, там игры и веселье.

Нетрадиционный способ аппликации: аппликация из скрученных салфеток белого цвета «Зимнее дерево»

Цель:  Продолжать учить детей использовать нетрадиционный вид аппликации

Развивать диалогическую речь, активизировать слов

Способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитывать аккуратность при работе клеем, ножницами;

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм аппликации.

Материал:  Папирусная бумага, ножницы, клей ПВА, ватмана, тонированного в синий цвет, иллюстрации с изображением зимних деревьев.

Предварительная работа: Рассматривание картин по теме «Времена года". Чтение рассказов и стихов о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое у нас время года? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, зима, а хотите, я расскажу вам сказку о зиме. (ответы детей).

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте, сказка начинается.

В волшебном лесу, на далеком Севере, где всегда холодно, стоял ледяной дворец, разукрашенный ледяными и снежными узорами. В этом дворце жила Зимушка – зима.

Ребята, а как вы думаете какая зима? (ответы детей).

Воспитатель: Вы все правильно сказали, но не смотря на то, что зима холодная, она очень заботливая. Зима каждый день летала по всему миру и укрывала от мороза молодую травку и цветы. Но больше всего ей нравилось укутывать деревья серебристым инеем.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением зимних деревьев.

Вы хотите попробовать сделать такое красивое дерево.

Дети: Да.

Воспитатель: но прежде чем начать нашу работу я предлагаю, вам превратится ненадолго в деревья.

Пальчиковая гимнастика "Деревья"

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

 (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

 Вся смолистая сосна.

 (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

 Белоствольная береза.

 («фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

 (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

 (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

Шелестят ветвями деревья,

 (трут ладони друг о друга )

Словно разговор ведут,

 (стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

 (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте подойдем к столу. На столе разложено все необходимое оборудование, кроме бумаги. Ребята, чем зима укутывает деревья?

Дети: Инеем, снегом.

Воспитатель: Но у нас нет ни снега, ни инея из чего же мы можем с вами сделать наши зимние деревья (ответы детей). Если дети затрудняются с вариантами ответов, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы будим работать с бумагой. Какого цвета бумага нам нужна?

Дети: Белого.

Воспитатель: Правильно. Далее воспитатель достает коробку, в которой лежат салфетки белого цвета, раздает их детям и показывает фон, с заранее наклеенным стволом и сугробами, дети доделывают ветки дерева.

Воспитатель: Ствол у дерева уже есть, чего не хватает?

Дети: веток.

Воспитатель: правильно, сейчас я вам покажу, как мы будим делать ветки. Берем ножницы, салфетку и нарезаем полоски.

Затем из полосок скручиваем жгуты для веток и шарики, из них мы сделаем снег.

Берем кисточку, набираем на неё клей, намазываем клеем наши жгуты и приклеиваем его к нашему стволу, получилась ветка. Далее воспитатель вмести с детьми, вспоминает правила работы с ножницами, кисть и клеем и предлагает ребятам начать работу. Воспитатель смотрит за работой детей, при необходимости оказывает им помощь.

Итог занятия: рассматривание работ детей.                                

Библиография:

1.С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работа в средней группе детского сада.  – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 176 с.: цв. вкл.

2.Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015. – 330 с.

3.Интернет-ресурсы

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...