Занимательные опыты с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Опыты с детьми старшего дошкольного аозраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательные опыты с детьми старшего дошкольного возраста.

                                                  ОПЫТ «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.

Ход. Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую? (Можно использовать песочные часы). (Песок сыпучий);

Из сухого песка слепить колобок – не  получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);

Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).

Вывод:  песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

C:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\S9MJO9Y3\MP900399352[2].jpgC:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\S9MJO9Y3\dglxasset[2].aspx

ОПЫТ  «ЗАМОРАЖИВАЕМ ВОДУ»

Цель: показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд.

 Ход. Воспитатель вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек, относят стаканы на холод. Затем рассматривают полученные льдинки.

Вывод: когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

 

C:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\S9MJO9Y3\MP900438800[2].jpg

ОПЫТ  «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

        Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

        Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход. В –ль: Какую песенку поет вода?

Дети: Буль, буль, буль.

В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

 Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

http://www.maaam.ru/upload/blogs/33099a4c266799381dab8902fa627525.jpg.jpg

ОПЫТ «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

         Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

        Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

     Ход. Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.

  1. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).

    Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

  1. Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
  2. Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)

C:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\O1EV0XAF\MP900433143[2].jpgC:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\O1EV0XAF\MP900409156[2].jpg

ОПЫТ «ПАР – ЭТО ВОДА»

         Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

         Материал: чайник, оргстекло.

Ход. Воспитатель ставит перед горячим чайником оргстекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.

C:\Documents and Settings\Ученик1.MMC\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\CD6VK9YV\dglxasset[3].aspx

ОПЫТ  «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Цель: показать, что снег в тепле тает от любого источника тепла, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Ход. Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке. Воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?

Вывод: снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

   http://2.bp.blogspot.com/-Yua_ZONAe88/T32IVjycPBI/AAAAAAAAAEI/fNTzNy7VD6w/s1600/P1260042-768x1024.jpg                                                                                                                         http://2.bp.blogspot.com/-WjOpy7jdJPg/T32IZYXrFfI/AAAAAAAAAEQ/jl_bffBgssc/s1600/P1260054-1024x768.jpg

ОПЫТ  «КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»

        Цель: показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.

        Материал: льдинки, куклы, тарелка.

Ход.  Воспитатель разыгрывает ситуацию с куклами игрового уголка. Говорит, что куклы узнали о льдинках, и хотят их принести в группу и украсить ими ёлку.

Обсудить с ребятами,  можно ли это сделать? Что будет с льдинками в группе? С прогулки приносят 2-3 льдинки, оставляют на тарелке. Вечером дети рассматривают воду в тарелке, обсуждают, откуда она взялась.

Вывод: при тёплой температуре лёд таит.

.http://thetasteofit.files.wordpress.com/2012/07/d186d0b2d0b5d182d0bdd0bed0b9-d0bbd0b5d0b41.jpeg?w=300&h=176«Цветные льдинки»

http://2.bp.blogspot.com/-y9thxia9xGI/UiXbvzYTBKI/AAAAAAAADX0/4QrCFeKpi3g/s400/Eksperiment-so-tsvetnim_ldom-aistbox13.jpg

ОПЫТ  « ВОЗДУХ ДЕРЖИТ ВОДУ»

Цель: через игры и опыты научить детей определять физические свойства воздуха. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Ход. Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги.Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу (Лучше это делать над раковиной). Уберите руку, удерживающую картон. 

Что происходит? Вода остается в банке.

 Вывод: вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.

 

Эксперименты                                                               http://eksperimentiki.ru/waterunder.jpg

ОПЫТ « РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал. Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, ложечки (палочки) для размешивания.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). Можно взять коробку от конфет, получится много разноцветных ячеек.

Вывод: что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

http://4.bp.blogspot.com/-HcrWdy7J_gQ/UjmebJMLqLI/AAAAAAAADhA/oCIK-wd0Y_Y/s400/Magicheskie-prevrascheniya-krasim-vodu-aistbox1.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-Qr8rB-WqH3M/UjmetZzE5cI/AAAAAAAADhI/BXDyHJGwVPo/s400/Magicheskie-prevrascheniya-krasim-vodu-aistbox2.jpg

Наливаем воду в ячейки. Красим воду в ячейках в разные цвета. Цветной лед фото

http://eksperimentiki.ru/air.jpgОПЫТ  «ПОИЩИМ ВОЗДУХ »

Цель: доказать детям, что воздух существует.

 Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых?  Не будем доверять слухам, а проверим с помощью эксперимента.

 

Что потребуется?

Стакан

Лист бумаги

Блюдо или тазик с водой ( для эффектности можно окрасить воду пищевым красителем)

 

Ход. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана.Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.Достаньте стакан и проверьте намокла ли в нем бумага?

 

Что происходит? Бумага в стакане остается сухой.

 

Вывод: воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан,

потому что он уже заполнен воздухом. "Пустой" стакан полон воздуха. Воздух - газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

 

ОПЫТ  «ЖИДКОСТЬ В СОЛОМИНКЕ»

Цель: через игры и опыты научить детей определять физические свойства воздуха. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

http://eksperimentiki.ru/strow.jpg

 Ход. Налейте в стакан сока или подкрашенной воды. Поместите соломинку для коктейля в стакан. С помощью рта втяните немного жидкости в трубочку. Затем, удерживая палец в верхней части трубочки, вытяните соломинку из жидкости.

 Что происходит?  Жидкость остается в трубочке. Уберите палец от верхнего отверстия, и жидкость вытечет в стакан.

 Вывод: закрывая пальцем верхнее отверстие, вы не позволяете воздуху оказывать давление на жидкость сверху, давление же воздуха снизу  оказывается сильнее, чем сила тяжести и не позволяет жидкости вытекать. Когда вы убираете палец, воздух давит на жидкость и сверху и снизу одинаково, но так как силу тяжести уже никто не компенсирует, под её воздействием  жидкость вытекает.

ОПЫТ  «ЕСТЬ ЛИ ВЕС У ВОЗДУХА?»

 Цель: через игры и опыты научить детей определять физические свойства воздуха.http://eksperimentiki.ru/airweight.jpg

 Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Что потребуется?

 Линейка или рейка длиной не менее 30 см.

 Воздушный шарик

 Шнур или проволока

 Небольшая банка или коробка

 Ход.  Проделаете три отверстия в линейке два по краям и одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула. Надуйте большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместите в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позвольте воздуху понемногу выходить из шарика. ( Приклейте к шарику кусочек скотча и проткните его иголкой )

  Что происходит?  Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

 

Вывод: когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Воздух имеет вес. 1 кубический метр воздуха на высоте уровня моря при температуре 0 градуcов Цельсия весит 1 кг 33 грамма. В горах воздух менее плотный и весит меньше, к примеру, на высоте 12 км — 319 г, а если подняться на высоту 40 км, то там 1 кубометр воздуха будет весить всего лишь 4 г.

 ОПЫТ  «КАК СЖАТЬ ВОЗДУХ?»http://eksperimentiki.ru/compress.jpg

 Что потребуется?

 Прозрачный стакан

 Глубокая миска с водой

 

 Ход. Плавно погружайте стакан в миску с водой, держа его открытой частью к низу.

 Наблюдайте за изменением высоты проникновения воды в стакан.

 

 Что происходит?

 По мере погружения стакана в воду, вода поднимается в стакане, а воздух занимает меньше места, несмотря на то, что он никуда не уходит.

 

 

Вывод:  при погружении стакана в воду на воздух оказывает давление вода. Вода заставляет воздух сжиматься в меньшем пространстве. Мелкие частицы воздуха, молекулы вынуждены быть ближе друг к другу.

ОПЫТ  «ЧУДЕСА С КРАСКАМИ» Хроматография

 Цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Создать  благоприятные условия для сенсорного восприятия.Через игры и опыты научить детейнаучить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

 Ход. Из одноразовых кухонных полотенец нарезаете полоски бумаги. Можно заменить на бумажные салфетки или даже туалетную бумагу (белую мягкую). На каждую полоску в нижней части нанесите свой цвет. Полоски должны располагаться над водой так, чтобы их нижние кончики только-только коснулись воды.

Вывод: суть – вода,  поднимаясь вверх "тащит" за собой краску. Но разные "краски" поднимаются с разной скоростью. Поэтому краски, состоящие из нескольких цветов, разделятся на свои составляющие по высоте.

1hrom-2А вот фломастеры дали неплохой результат,  хорошо видно как из фиолетового цвета отделяется розовая краска, а зеленая расщепилась на желтую - сверху и зелено-синеватую - внизу. Еще синяя заметно разделилась на голубой и темно-синий.

http://luntiki.ru/uploads/images/6/f/8/9/5/a05b0489ce.jpgОПЫТ  «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»

Цель: научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела.

 Ход. Возьми миску водой, кусок сахара, 6 деревянных зубочисток или спичек, пипетку с жидкостью для мытья посуды.
1. Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
2. В центр круга положи кусочек сахара — зубочистки начнут приближаться к центру.
3. Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды — зубочистки разбегутся. 

Вывод: сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло расслабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная пленка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Семейная лаборатория" (занимательные опыты с детьми в домашних условиях)

В буклете даны практические советы для родителей о проведении опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях....

Занимательные опыты с детьми в домашних условиях

Занимательные опыты с детьми в домашних условиях...

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе " Занимательные опыты" с детьми 5-7 лет

В рамках недели " Игры и игрушки ", с детьми подготовительной группы провела опыты и эксперименты , с разными веществами: вода, молоко, моющее средство, пищевой краситель,пена для бритья и д...

«Занимательные опыты с детьми в домашних условиях»

Ознакомление родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях....

Консультация для родителей: «Занимательные опыты с детьми в домашних условиях»

Консультация для родителей: "Занимательные опыты с детьми в домашних условиях"...

Занимательные опыты с детьми в домашних условиях

Занимательные опыты с детьми в домашних условиях...