Исследовательская деятельность в педагогическом процессе.
материал по окружающему миру

Исследовательская деятельность в ДОУ

 

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в педагогическом процессе.

Исследовательская деятельность в ДОУ

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Задача педагога – не пресекать исследовательскую деятельность, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и при необходимости оказывать помощь при её решении.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.

Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявление поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.

Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского направления. Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Именно поэтому мы поставили перед собой следующую задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Цель работы: включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, опыты.

Объект исследования: процесс развития и формирования познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Гипотеза: если для развития познавательно – исследовательских способностей детей-дошкольников использовать опыт-эксперимент, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.

В ходе познавательно – исследовательской деятельности решаются основные развивающие задачи:

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

• Развитие познавательных способностей.

• Развитие творческого воображения.

• Развитие коммуникативных навыков.

• Обогащение представлений об окружающем мире.

Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которые могут быть осуществлены на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

Если рассматривать структуру непосредственно нашего с детьми исследования, то можно выделить следующие конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Организация деятельности;

• Осуществление деятельности;

• Обобщение полученных данных (презентация результатов).

Для реализации исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Зелёный огород. Этапы роста лука» были созданы условия по организации поисковой исследовательской деятельности детей: наличие детской исследовательской лаборатории со всем необходимым материалом для экспериментирования, находящимся в доступном для детей месте. В уголке «Зелёный огород» имеются:

• Природные материалы.

• Ёмкости.

• Схемы для проведения опытов.

• Овощи (в зависимости от целей исследования).

• Фартуки, перчатки.

• Инвентарь для посадки.

• Журналы для фиксирования результатов.

На первом этапе воспитателем была сформулирована проблема предлагаемого исследования: «Можно ли вырастить зелёный лук, не посадив луковицу?», «Как и с помощью чего мы сможем добиться предполагаемого результата?». Были проведены беседы по теме: «Что я знаю о растениях?», сбор художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме (рассказы, стихотворения, загадки, сказки, пословицы об овощах). Рассказы детей о том, как они помогают родителям на огороде.

На втором этапе организуем непосредственно индивидуальную деятельность детей, планируем и определяем ход работы: с чего начать, как правильно определить последовательность (ход) работы. На данном этапе проводим беседы: «Знакомство с семенами растений», где их можно приобрести, как правильно хранить, составляет описательные рассказы об овощах, проводим дидактические игры: «Что нужно для посадки овощей?», «От семени до овоща», «Как сажать и ухаживать за овощем?», игры на развитие речи: «Составь логическую цепочку» и т. п.

На третьем этапе предлагается детям самостоятельно провести исследовательскую деятельность, в случае необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Следует заметить, что воспитатель в процессе данного этапа не участвует, он просто консультирует, ненавязчиво контролирует. Дети самостоятельно высаживают луковицы, поливают, отмечают время посадки, учитывают наличие или отсутствие осадков, рассматривают иллюстрации с изображением культурных растений.

Последний этап исследовательской работы предполагает обобщение полученного результата, демонстрация умения детей осуществлять работу, находить решение поставленной задаче-проблеме, делать самостоятельные выводы, умение поэтапно рассказать родителям о проделанной работе и повторить при желании дома.

Результативность исследовательского опыта.

Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Результат экспериментальной деятельности

Экспериментальный уголок

В течение трех недель детьми старшей группы проводилась экспериментальная деятельность по выращиванию лука. Еженедельно в журнале дошкольники фиксировали результат роста лука.

Результат: 

1. выращенный лук был использован детьми в пищу для профилактики простудных заболеваниях.

2. Дошкольники рассказали родителям этапы выращивания лука.


Методики исследовательской направленности для ДОУ.

Исследовательская деятельность, как направление развития личности

Журнал «Дошкольное образование. Разное»

Пархоменко Наталья Владимировна,

воспитатель,

МАДОУ: детский сад №1 «Алёнушка»

города Асино Томской области

Исследовательская деятельность, как направление развития личности.

Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (направленного на поиск и приобретение новой информации). Исследовательская деятельность включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование (построение гипотез) развития ситуации.

Главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. По мнению многих исследователей, именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н.Н. Поддьяков). Эта деятельность не задана взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Оно характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они не могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость, она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться реализовать их. Таким образом, происходит усложнение и развитие действий целеобразования.

Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования даёт ребёнку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребёнок может выступать в роли равноправного партнёра по деятельности.

В процессе экспериментирования дети осваивают действия по измерению, преобразованию различных материалов и веществ, знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.), учатся использовать познавательные книги как источник информации.

      Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети решают вместе с педагогом, Например, при решении проблемы «Что плавает, что тонет» используются различные емкости, бутылочки с крышками и без них, с разным диаметром горлышка, деревянные, пластмассовые, железные и другие предметы. Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом. Развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и возможность общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Методика развития деятельности экспериментирования.

На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.

Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают предположения о - результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты эксперимента. Педагог обсуждает с детьми его результаты, причины их возникновения. Для обсуждения хода эксперимента используют готовые схемы и модели. («Что мы делали? Что получили? Почему?»). Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Например, при сравнении веса сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее. На вопрос педагога отвечают: «Сухой песок легче, а у мокрого песка  всё слиплось от воды, он тяжелее». После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, поэтому он тяжелее».

Для развития умения фиксировать результат используем серию игр «Волшебный карандаш». Детям предлагается игровое задание - нарисовать ветер, смех, печаль, удивление, тепло и т. п. Эти задания помогают детям научиться схематично изображать различные явления, действия, что очень важно при самостоятельной фиксации экспериментов.        

Для совершенствования умения детей планировать ход эксперимента используем вариант игры «Таинственные послания». Ребёнку предлагают зашифровать ход эксперимента с помощью готовых моделей, остальные должны расшифровать, а затем осуществить этот эксперимент. Если дети справляются с этим заданием, педагог предлагает им придумать и нарисовать свои модели.        

Беседы о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах помогают детям в построении плана эксперимента, развивают умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним.

Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки - схемы эксперимента, затем предлагается только тема эксперимента. Беседы с детьми строятся по определенной схеме:

o        Что хотим узнать с помощью этого эксперимента;

o        Какие нужны приборы и материалы;

o        Можно ли их чем-то заменить;

o        Как использовать приборы и материалы (последовательность работы),

чтобы достичь результата;        

o        Можно ли достичь результата по-другому;

o        Почему с помощью этих материалов мы получим такие результаты.        

По этой же схеме детям предлагают придумать свои эксперименты с

предложенным материалом, затем - на определенную тему.

На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.

Увеличивается доля самостоятельного экспериментирования, изменяется роль педагога. Педагог с помощью схем показывает детям проблему. Дети предлагают пути её решения, отбирают необходимые материалы. После проведения эксперимента фиксируют его результат (сначала с помощью готовых моделей, затем - придумывают их самостоятельно).

Источником экспериментирования являются детские вопросы: «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер», «Почему муха не падает с потолка» и др. В ходе самостоятельного экспериментирования детям предлагают придумать и провести опыты на заданную тему. Педагог поощряет эксперименты, придуманные детьми, даже если они не соответствуют текущей теме занятий. Ход и результаты таких экспериментов обсуждаются с ребёнком, затем предлагаются всем детям группы.

В качестве результатов исследовательской деятельности могут выступать:

—     новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;

—        новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте;

—        знания о способах исследования и его результатах;

—        освоение принципа сохранения количества, величины (в дискретных, и непрерывных множествах);

—        познавательное и личностное развитие


Темы исследовательской деятельности для разных возрастных групп ДОУ.

Младшая группа:

Азбука добра

Апельсин и его особенности

Безопасная жизнь

В гостях у сказки

В детский сад с улыбкой

В здоровом теле - здоровый дух

В поисках солнышка

Вода и её свойства

Вода нужна всем

Волшебная радуга

Детский сад – мой второй дом

Детский сад - моя большая семья

Дикие животные

Домашние животные

Дружба крепкая

Жили-были профессии

Загадочный остров

Зайка в гости к нам пришел

Зеленый подоконник

История возникновения снеговика

Капелька

Кладовая развлечений

Книжка-малышка

Кто живет в лесу

Мой домашний любимец

Мой любимый сказочный герой

Морские обитатели

Мы маленькие волшебники

Мы природу бережем - наш красивый общий дом

Мыльные пузыри

На подмогу в огород

Обитатели болота

Однажды хозяйка с базара пришла

Одуванчик - лучик солнца

Песок и его свойства

Почему весной сосулька плачет?

Почему птицы поют?

Почему распускаются почки

Почему трава зеленая?

Почему тучка плачет

Птицы зимой

Путешествие в мир сказок

Путешествие на остров Дружбы

Разноцветная неделя

Семья - это счастье

Синьор Помидор

Сказки всегда с нами

Скоро, скоро Новый год!

Снег и лёд - в чём отличия?

Тонет - не тонет

Трава банан

У лукоморья

Умный светофор

Хлеб всему голова

Чистюля

Что такое ветер?

Что такое снег?

Что такое хорошо и что такое плохо

Я и моя семья

Ягода арбуз

Средняя группа:

Вежливые слова

Волшебная страна - подводное царство

Город маленьких пешеходов

Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь!

Дружба начинается с улыбки

Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

Зачем ежу яблоко?

Какие дома у разных животных?

Комнатные растения

Космические путешественники

Красный, желтый, зеленый

Крокодиловы слезы

Кролики

Кто же в гнёздышке живёт?

Кто живет у нас в лесу?

Кто под бугорком живёт?

Кто строит дом на реке?

Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?

Кто такие птицы?

Кто такой слон?

Кто ты, собака?

Любим спортом заниматься

Мой сад

Мой храбрый поступок

Мой цветник

Мы любим театр

Мы правнуки твои, Победа!

Награда в нашем доме

Наш дом. Наш двор.

Одуванчик — маленькое солнышко

От семечка до ягодки

Письмо моей бабушки внуку

Портрет земляники

Почему в яблоке не прорастают семена?

Почему вода в небольших водоемах зеленая?

Почему высохла лужа

Почему корабли не тонут

Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Почему море солёное

Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

Почему скисает молоко?

Почему у елки колкие иголки?

Праздники нашей семьи

Путешествие в страну дорожных знаков

Путешествие в царство Нептуна

Путешествие косточки

Путешествие по сказкам

Растения детского сада

Россия - Родина моя

Русская берёзка

Семейные реликвии

Семейные традиции

Спортивная жизнь моей семьи

Традиции моей семьи

Удивительный мир аквариума

Фиалка для мамы

Цветы бывают разные

Что мы знаем о древесной коре?

Что мы знаем о лимоне?

Что такое береста?

Что такое листопад?

Чудесное лукошко

Этот мексиканский незнакомец – авокадо

Яблоня и яблоко

Старшая группа:

Байкал - жемчужина Сибири

Быть здоровыми хотим

Волшебница - водица

Волшебное превращение глины

Волшебный мир К.И. Чуковского

Волшебство на грядке

Вся правда об акулах

Выращиваем фасоль

Да здравствует мыло душистое

Деревья - наши друзья

Домашние питомцы

Дружбой нужно дорожить

Друзья планеты Земля

Елочка-красавица

Животные жарких стран

Загадки космоса

Загадочный космос

Здоровые зубы - красивая улыбка

Здравствуй, лето!

Здравствуй, театр!

Зеленая аптека

Зелёная планета

Зимующие птицы - наши друзья

Игрушки из русской избушки

Искусство создания книги

История новогодней игрушки

К далеким мирам

Как краски на палитре появились

Как появился телефон

Как спасти нашу реку?

Как хлеб на стол пришел

Какую воду мы пьём

Картошка - хлебу подспорье

Книжный дом

Кукла-неваляшка

Лук - наш добрый друг

Люди и дельфины

Люди и кошки.

Маленькие открытия в моей большой семье

Мамонты — древние и могучие

Медведь сказочный и настоящий

Мир забавных животных

Мир зебр

Мир кактусов

Мир китов

Мир лошадей

Мир растений на подоконнике

Мир собак

Мир цветов

Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?

Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?

Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?

Мои зеленые друзья

Мой кот

Мой край

Мой любимый цветок

Мой пудель

Мой родной город

Молоко и молочные продукты

Моя малая родина

Моя семья, мой детский сад

Мультфильм своими руками

Мы любим чистоту

Мыльная пена

Наш дом

Наше здоровье - в наших руках

Неделя здоровья

Огонь - опасная страна

Осеннее дерево

Основы безопасности и жизнедеятельности дома и на улице

Первый цветок - подснежник

По морям, по волнам

По сказкам А.С. Пушкина

Покормите птиц зимой

Полезные вершки и корешки

Полиэтилен в городе мастеров

Посмотрите, одуванчик!

Потерянный мир динозавров

Почему вымерли динозавры?

Почему извергаются вулканы?

Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?

Почему корова даёт молоко?

Почему морская вода соленая?

Почему появляются водопады?

Почему растет растение

Почему у елки колкие иголки?

Правила безопасности

Про вершки и корешки

Прогулка в лес

Путешествие вокруг света

Путешествие на Северный полюс

Пушкин и музыка

Ребенок имеет право

Рождественская елочка

Роль растения в жизни человека

Россия моя мастеровая

Спортивные игры с мячом

Таинственный комос

У ханты в тайге

Удивительный мир космоса

Удивительный мир рыб

Фотграфии - истории без слов

Хлеб всему голова

Хочу быть на папу похожим!

Чем пахнут ремесла

Что мы знаем о подсолнухах?

Что такое микроскоп?

Что такое эксперимент?

Что у нас в солонке и в сахарнице?

Что я знаю о себе

Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Широкая масленица

Экологическая тропа

Я - человек

Я в мире людей

Подготовительная группа:

Безопасная дорога

Богатыри земли русской

Будущие спортсмены

В гостях у Мухи-Цокотухи

Веселый футбол

Весна

Витамины и здоровье

Вода - удивительное существо

Вода вокруг нас

Вода на земле

Волшебное превращение глины

Впустите в сердце доброту

Город, в котором я живу

Делу-время, потехе-час

Дети и шахматы

Дом моей мечты

Дружба - лучшее богатство

За что нужно любить зиму?

Здоровая семья

Здравствуй, школа!

Зеленая вселенная

Золотая осень

Как я помогаю дома

Клуб знатоков

Книга своими руками

Кормушка для пернатых

Космос

Краски осени

Люби и знай свой родной край

Любимые стихи

Любимый город

Любимый отдых членов семьи

Мамы всякие нужны, из профессии важны

Мир природы

Мой друг - светофор

Мой папа - солдат

Мои хорошие поступки

Моя Родина

Моя семья

Мы - строители

Наша армия сильна - охраняет мир она

О мальчиках и девочках

Огонь как стихия природы

Огород на окне

Осенние угощения

Отходы в доходы

Подводный мир

Поклонимся великим тем годам

Поможем Матушке природе

Поход с друзьями в зимний лес

Почему глаза не мерзнут зимой

Почему мы так называемся

Птицы - наши друзья

Путешествие зернышка

Радужный мир

Редкие животные нашего края

Русская каша - здоровье наше

Русская матрешка

Сказочный мир А.С. Пушкина

Скоро в школу

Спешите делать добро

Страна Чукандия

Ступеньки к школе

Тело человека и его здоровье

Удивительные животные планеты

Удивительный мир космоса

Удивительный мир часов

Улицы нашего города

Выращиваем фасоль

Хлеб всему голова

Хочу расти здоровым

Чтобы сильным быть сполна, физкультура нам нужна

Эксперименты с молоком

Я закаляюсь

Я человек!


Исследование

Конспект НОД с элементами эксперимента «Вода и снег».

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым); выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее тает снег; вода прозрачная, при погружении предметов- одни плавают, другие тонут; сравнить свойства снега и воды: прозрачность, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Материал: Снеговик, емкости с водой, снег, тарелочки, совочки, акварель, лист бумаги черного цвета.

Ход

В гости пришел Снеговичок и принес игрушки и приборы для опытов.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки

Белые … (снежинки)

- Правильно, молодцы, отгадали загадку. Сегодня мы с вами поближе познакомимся со снегом и его свойствами.

- Снеговичок принес нам ещё ведёрко, посмотрите в нём снег.

- Потрогайте его рукой, и скажите, какой снег? (ответы детей)

Снеговик принес много снега.

Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее.

Снеговик просит детей рассмотреть, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в емкости с теплой или с холодной водой.

Дети выполняют это задание — в ведерко, в емкость с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Снеговик просит определить цвет снега.

Дети при помощи черного листа бумаги и краски определяют, что снег

белый.

А когда снег тает – превращается в воду. Опустив в воду игрушки, дети делают вывод, что вода прозрачная.

Снеговик благодарит детей за то, что узнал много нового о свойствах снега и воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»

Важной задачей в процессе образования и воспитания дошкольников остается укрепление и сохранение здоровья детей. Каждый из нас знает, что здоровье купить нельзя. Поэтому мы должны формировать у дошкол...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Мастер-класс «Формы и методы работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой»

Цель:  ознакомить педагогов с опытом  работы по использованию современных технологий  по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Исследовательская деятельность в педагогическом процессе.

Темы проектов в ДОУ составлены для детей средней группы, старшей группы, подготовительной группы...

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...