Сухопутная и водоплавающая черепахи
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Ирина Георгиевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для средней группы. С детьми проводится исследовательская деятельность по методике Савенкова А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_suhoputnaya_i_vodoplavayushchaya_cherepahi.docx447.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 12 «Золотой ключик»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Сухопутная и водоплавающая черепахи»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Средняя группа

Разработала:

воспитатель Павлова Ирина Георгиевна

город Новочебоксарск, 2021

Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество автора: Павлова Ирина Георгиевна

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотой ключик».

Предмет: Образовательная область «Познавательное развитие», непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «Братья наши меньшие: Черепахи»

Продолжительность: не более 20 минут

Группа: средняя группа

Технологии: ИКТ (ноутбук, проектор) видеофильм о черепахах, аудиозапись

Аннотация:

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для средней группы. С детьми проводится исследовательская деятельность по методике Савенкова А.И.

Задачи:

  1. Познакомить детей с этапами организации и проведенияисследовательскойдеятельности по методике А. И. Савенкова
  2. Дать детям знания о черепахе как о живом существе, о характерных признаках её внешнего вида и особенностях поведения.
  3. Развивать умениеработать в команде, выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
  4. Развивать у детей любознательность
  5. Обогащать словарный запас: черепахи, сейшельская, красноухая, мускусная, карапакс, сухопутная, панцирь.
  6. Воспитывать бережное отношение к черепахам, желание заботиться о них.

Методы и приемы: (по А.И.Савенкову)

  • наглядные: рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации;
  • инновационные: просмотр видеофильма; слушание аудиозаписи;
  • словесные: рассказ воспитателя о методах исследования,составление рассказа детьми о том, что нового они узнали;
  • практические: получение информации от другого человека, получение информации из книг, из видеофильма, физкультминутка, зарисовывание полученной информации).

Материалы и оборудование: 

Демонстрационные: ноутбук, проектор,  видеофильм, аудиозапись, шапочки и мантии ученых-исследователей, энциклопедия.

Раздаточные: простые карандаши, листочки бумаги.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать в исследовательской лаборатории. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования- так же,  как это делают взрослые учёные. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол.  Перед вами карточки с различными изображениями. Я предлагаю вам выбрать тему исследования.

Дети выбирают тему исследования (Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему).

- Итак, тема сегодняшнего нашего исследования «Черепаха». Нам нужно собрать как можно больше информации о ней. Как вы думаете, откуда мы можем получить информацию?

Коллективное обсуждение. Дети называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

- Молодцы, ребята, можно узнать из книг, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в интернете, задать  вопросы  взрослому, посмотреть в телевизоре, подумать самостоятельно…

-Сегодня мы будем собирать информацию с помощью методов «подумать самостоятельно», «задать  вопросы  взрослому», «прочитать в книге», «посмотреть в телевизоре».

- Итак, ребята первая карточка «подумать самостоятельно». Давайте подумаем, что мы знаем  о черепахе?

Дети вспоминают все, что знают о черепахах (Где живут, какие они бывают (сухопутные и водоплавающие), тело покрыто панцирем, который защищает от хищников, как за ними нужно ухаживать)

- Хорошо, ребята, перед вами лежат листочки бумаги. Я предлагаю вам записать с помощью условных обозначений ваши знания. Саша, что ты знаешь о черепахе? Как ты можешь это изобразить?  

- Следующий метод «Спроси взрослого». Ребята, моя сестрёнка Ольга недавно побывала в Московском зоопарке. Она может рассказать интересные факты о черепахах. Я предлагаю позвонить ей. Согласны?

Воспитатель имитирует звонок по телефону (аудиозапись)

- Здравствуй, Оля. Мы с ребятами проводим исследование о черепахах. Ты недавно побывала в Московском зоопарке. Расскажи нам, пожалуйста, о черепахах, которых ты видела.

- Здравствуйте, ребята. В Московском зоопарке можно увидеть много разных видов черепах. Мне запомнилась Сейшельская гигантская черепаха. Длина карапакса взрослого животного может достигать 120 см. Карапакс - это спинной щит панциря. И самая маленькая — мускусная  черепаха — «вырастает» до 7 сантиметров. Она помещается на ладони человека. 

- Спасибо, Оля. Ты нам очень помогла. До свидания.

- Итак, ребята, что мы узнали? Правильно, черепахи бывают большие и маленькие. Как мы можем это зарисовать? Правильно большой круг и маленький круг. 

-  Таня, назови, пожалуйста, следующий метод. Правильно, «Посмотреть в книге». Ребята, подойдите, пожалуйста, к книжному уголку. В какой книге можно найти информацию о черепахе? (в энциклопедии). Ребята, а кто-нибудь может читать? Саша, прочти, пожалуйста, что здесь написано.

- Замечательно! Паша, что ты узнал из энциклопедии? (высказывание ребенка). Мы узнали,что черепаха откладывает яйца и оттуда появляется черепашонок. Присаживайтесь за стол. Рома, как ты запишешь эту информацию? Молодец, можно нарисовать яйца.

- Настя, где еще мы можем получить сведения? Молодец! «Посмотреть по телевизору (на экране)». Предлагаю вам пройти к экрану. Не забудьте, пожалуйста, задвинуть стулья. Рассаживайтесь поудобнее, соблюдаем осанку и внимательно смотрим фильм.

Детям демонстрируется видеофильм «Братья наши меньшие - черепахи» (из личного архива воспитателя Павловой И.Г.)

- Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали о черепахах? Они бывают водоплавающие и сухопутные. Едят рыбу, мясо, креветки, водоросли, червей. Ребята, а черепаха- это дикое или домашнее животное? (Ответы детей). Правильно, черепаха- это и дикое и домашнее животное.

- Проходите на свои места и запишите свои наблюдения.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и на время превратиться в маленьких черепашек.

Физкультминутка «По пустыне черепаха»

По пустыне черепаха

Долго-долго шла без страха! (Ходьба на месте.)

Вдруг увидела мартышку,

Ту, что бегает вприпрыжку. (Подскоки на месте.)

—И куда ты поскакала? (Руки развести в стороны, поднять и опустить плечи.)

—Я свой домик потеряла! (Кулачки к глазам, локти вверх-вниз: «мартышка плачет».)

—У меня подход иной,

Домик мой всегда со мной! (Присесть, руки в замок над головой.)

- Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Выложите, пожалуйста, слева направо, что вы считаете важной информацией, затем всю остальную информацию.

- Рома и Таня, вы были очень активными, я предлагаю вам выступить с докладом.

(На детей надеваются чёрные мантии, на головы – «шапочки-учёных»).

- Расскажите, пожалуйста, все, что вы узнали о черепахах.

Два  добровольца-исследователя  по  очереди,  дополняя  друг  друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

- Молодцы. Ребята, вы можете задать вопросы Роме и Тане. Всё ли они рассказали?

- Ну что ж, мои юные исследователи, на сегодня наша работа закончена. Вы были очень внимательными, активными.Поэтому, я хочу подарить вам звёздочки. Собирайте интересные факты и делитесь ими со своими друзьями. Спасибо. Занятие окончено.

Вместе с воспитателем дети уходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сухопутный транспорт (презентация).

Презентация по сухопутному виду транспорта....

Презентация Сухопутный транспорт Санкт- Петербурга.

Знакомство с видами сухопутного транспорта г. Санкт-Петербурга....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Сухопутная черепаха». Воспитатель: Чернизова Е.Ю.

Тема: ЧерепахаВид занятия: первичноеТип занятия: беседа-наблюдениеВремя 10-15 минЦель: дать первоначальное представление о животном -черепаха.Задачи:1....

Рисование: "Сухопутные войска".

В ознакомлении детей с вооруженными силами нашей армии мне помогает пособие Вохринцевой С. В. "Сухопутные войска", гда очень подробно изложена информация по каждому роду войск и наглядные ка...

"Водно-сухопутные соревнования" летнее физкультурное развлечение

Интересные конкурсы с водой. С фотографиями....

Средняя группа. Чтение "Сказка о перевернутой черепахе". Заучивание "Песенки о львенке и черепахе"

Средняя группа. Чтение "Сказка о перевернутой черепахе". Заучивание "Песенки о львенке и черепахе"24.04.2020Чтение  "Сказка о перевернутой черепахе" Михаила Пляцковс...

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ “Львенок и черепаха” (По мотивам сказки Козлова С. Г. «Как Львёнок и Черепаха пели песню»)

ПРОЕКТ:“Львенок и черепаха”(по мотивам сказки   Козлова С. Г. «Как Львёнок и Черепаха пели песню»)(Подготовка группового участка к летнему оздоровительному перио...