Технологическая карта НОД Образовательная область: "Познание", в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбатова Наталья Викторовна

Закрепить с детьми определённый уровень знаний о Ямале; с картой Ямала, столицей округа; о названиях городов, входящих в состав ЯНАО. Знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг). Расширить знания детей об основных профессиях в округе (газовики, нефтяники), о коренных народах Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_po_pr_v_pod.g.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Технологическая карта НОД

Образовательная область: «Познание»,

в подготовительной группе

по теме: " МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - ЯМАЛ "

                                                                             

 

Автор: воспитатель 1 категории

Горбатова Наталья Викторовна

             

Надым, 2016-17 г.г.

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие, Речевое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Мой край родной- ямал »

Задачи

I Образовательные.

Закрепить с детьми определённый уровень знаний о Ямале, с картой Ямала, столицей округа, о названиях городов, входящих в состав ЯНАО. Знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг). Расширить знания детей об основных профессиях в округе (газовики, нефтяники), о коренных народах Севера

Развивающие.

Развивать любознательность и диалогическую речь. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду людей разных национальностей;, воспитывать бережное отношение к приподе; воспитывать коммуникативные навыки.

Материал

Презентация для SMART доски, кукла в  национальном ненецком костюме

Этапы технологии «Игровая ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую  ситуацию

 Здравствуйте ребята!  Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.

У воспитателя в руках кукла в национальном костюме Айна

Ребята, Айна хочет вас пригласить  в интересное путешествие по нашему северному краю на оленьих упряжках. Ребята, а вы знаете  что такое оленья упряжка?

(Оленья упряжка – легкие санки.  Которые везут олени.)

Воспитатель. Правильно как их еще называют?  «Нарты» Ну, что готовы отправиться в путешествие? (Слайд 2)

Айна принесла нам яблочки которые я буду выдавать за правильные ответы, по окончанию нашего путешествия мы посмотрим кто был самым внимательным.

 

Беседа.

Диалог

Отвечают на вопросы воспитателя.

Умение слушать.

Целеполагание

Ответы детей

Этапные задачи.

 Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в игровую деятельность.

II. Актуализация знаний.

О нашем чудесном крае сложено много стихов и песен, написано рассказов, а также народом сочинены сказки. Послушайте стихотворение о нашем Ямале. 

На Крайнем севере, ребята,

Сиянием небеса объяты.

Страна снегов, и льдов страна,

Она чудес и тайн полна.

Охотник белый, косолапый,

Свой черный нос прикрывши лапой,

За нерпой спящею следит.

Песец куда-то семенит,

Держа в зубах свою добычу…

Кого-то чайки в небе кличут,

Волков полярных жуткий вой…

Совы полярной клюв кривой…

Здесь воздух свеж, чиста вода!

Не съездить ли и вам сюда? (Слайд 3)

 

Рассказывание

Слушание

Умение слушать и понимать,

самоконтроль

Ответы детей

Этапные задачи

  Актуализировать знания

 III.  Затруднение в игровой ситуации

Как с Ненецкого на русский переводиться Ямал? А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова? А Каким океаном омывается Ямал? Что такое тундра? (тайга)?

(  затруднились)

Фиксация затруднения

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения

Ответы детей

Этапные задачи

 Затруднение

IV. Открытие нового знания

Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли, так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ»

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра с давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. (Слайд 4) Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережье рек, тайгу. И живут они большими семьями в стойбище.

Ребята, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей – это и называют стойбище. (Слайд 5)

 С севера Ямала омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. Лесные ненцы – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушистые звери, много грибов, ягод.

 Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.

 Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики. (Слайд 6)

Физминутка

 «У оленя дом большой»

Воспитатель: ЯМАЛ наш край, ЯМАЛ- наш дом, ЯМАЛ – наша малая родина. Вы на карту посмотрите.  И ЯМАЛ на ней найдите, Потому, что здесь наш дом Мы на Севере живём. (Слайд 7)

Воспитатель: Ребята, как называется столица нашего округа? Ребята, скажите, сколько в округе городов?

В округе восемь городов. Назовите эти города.

А мы с вами в каком городе живем?

Воспитатель: Молодцы! Теперь поговорим о символике нашего округа ЯМАЛА: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации. (Слайд 8)

 Красный цвет – цвет мужества, силы.

 Белый цвет – цвет чистоты , мудрости.

 Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных белых медведей стоящие на серебряных заснеженных льдинах; щит увенчан   традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку:

Объяснение

Восприятие полученной информации

Умение слушать и понимать,

самоконтроль

Ответы детей

V. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга и тундра. Ребята, а что такое Тайга? ( тундра)

Ребята скажите мне пожалуйста какие ягоды растут у нас на Ямале? (Слайд 9);

Какие национальности народов Севера вы знаете?

А как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?

Я вам предлагаю поиграть игру:

Игра «Сбор ягод». 

Ребята давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа». (Слайд 10)

Загадывание загадок.

Воспитатель: Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. 

Умение отвечать на вопросы

Ответы детей, разгадывание загадок

VI. Итог занятия

Воспитатель:  Ребята, Айна, очень любит свой край и хотела бы узнать, что вы знаете о крае в котором живете. Я предлагаю вам провести викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. 
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) 
2. Столица Ямала? (г.Салехард) 
3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком) 
4. Что изображено на гербе, флаге Ямала? 
5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы) 
6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) 
7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т.д.)

8. Как называется жилище ненцев? (чум)

9. Из чего строят чум? (из оленьих шкур)

10.Что означает слово «стойбище»

11. Каким океаном омывается Ямал (Великим Северным Ледовитым океаном)

Ребята вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня из нашей беседы? Вы сегодня были очень внимательными и замечательно отвечали на вопросы!

Беседа

Ответы на вопросы

Умение оценивать свои действия

Ответы детей

Этапные задачи

Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Разработка практико – значимого конспекта занятия (интегрированного, с областью «Познание») с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Моя Родина».

Задачи: расширять  представление детей о родной стране, как стране православной , знакомить детей с красотой родного края, воспитывать нравственные чувства: любовь к Родине, к природе; ввести пон...

Конспект НОД в образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы на тему «Мы – за чистый город!»

Данное занятие проходило 16 мая 2012 года в рамках акции «Мы - за чистый город». Каждому человеку, вне зависимости от его социального статуса, образования и убеждений хочется жить в ухоженном, экологи...

"Путешествие в лес" конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" для детей подготовительной группы

НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. Знакомство с лекарственными травами, закрепление знаний о рыбах, насекомых. Занимательно и интересно....

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы группы по познавательно- исследовательской и конструктивно- модельной деятельности на тему :"Достопримечательности городов России".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы группы по  познавательно- исследовательской и конструктивно- модельной деятельности на тему :"Достопримечательнос...