Диагностика (определения уровня) представлений дошкольников Старшей группы о животных-обитателях уголка природы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лапшина Елена Васильевна

Диагностика (определения уровня) представлений дошкольников Старшей группы о животных-обитателях уголка природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_prirody._lapshina_elena._284gruppa.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика (определения уровня) представлений дошкольников Старшей группы  о животных-обитателях уголка природы.

№1

Тема: «Сложи животное»

Цель: Закрепить знания детей о животных из уголка природы. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Дидактический материал: картинки с изображением разных животных уголка природы(черепаха, кролик, хомяк) (каждое в двух экземплярах).

Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. После того как дети сложат животных, попросить описать наиболее типичные признаки.

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). Ребенок запомнил и по памяти сложил без ошибки и описал типичные признаки всех животных, которые обитают в уголке природы.

Средний уровень(2). Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при сложении изображения животного. Не у всех животных уголка природы может описать  наиболее типичные признаки.

Низкий уровень(1). Ребенок не смог сложить картинку. Молчал или отвечал "не знаю".

№2

Тема: «Кто чем питается?»

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери, в уголке природы. Развивать познавательный интерес.

Дидактический материал: Мешочек.

Методика проведения:  В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь, сено, пакетик с кормом для рыб и т.д.

Методика проведения: Дети достают пищу и угадывают, для какого животного уголка природы, и  кто чем питается. Если не подходит не для кого, объяснить почему.

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет кто чем в уголке природы  питается, может объяснить свой выбор. Если попавшиеся ему еда  не подходит к питанию животного, может рассказать почему.

Средний уровень(2). - ребенок допускает незначительные ошибки в угадывание для кого эта еда. Затрудняется ответить на вопросы почему не подходит.

Низкий уровень(1). – ребенок допускает  ошибки в угадывание для кого эта

еда, даже когда дается наводящий вопрос. Не может ответить на вопросы

почему не подходит.

№3

Тема: «Кто где живёт»

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания».

Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных из уголка природы, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (домик, клетка для птиц, аквариум, террариум, клетка для кролика и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить и объяснить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). - Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свой ответ и “поселить” у себя.

Средний уровень(2). - При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень(1). - У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно  «поселить»  карточку или отказывался от выполнения заданий.

№4

Тема: «Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать кто есть и кого нет в уголке природы.

Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний.

Методика проведения: Педагог называет несколько обитателей живого уголка, а дети должны назвать кто из них лишний и объяснить почему:

- МОРСКАЯ СВИНКА, ХОМЯК, лиса;

- КАНАРЕЙКА, ПОПУГАЙ, паук;

- ПОПУГАЙ, ЧЕРЕПАХА, енот;

- КРОЛИК, ШПОРЦЕВЫЕ ЛЯГУШКИ, воробей;

- МЕЧЕНОСЦЫ, ГУППИ, НЕОНЫ (рыбы), жук;

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – ребенок правильно выполнил всё задание: указал «лишнюю» картинку и правильно объяснил кто не относится к обитателям  живого уголка;

Средний уровень(2). – ребенок правильно справляется не со всеми заданиями: указывает «лишнюю» картинку и правильно объяснил кто не относится к обитателям  живого уголка;

Низкий уровень(1). –   ребенок  указывает «лишнюю» картинку, но затрудняется с объяснениями кто не относится к обитателям  живого уголка;

№5

Тема: «живое - неживое»

Цель: создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого

(на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение.

Материал: живая морская свинка и игрушечная, корм.

Методика проведения:

1. И г р а «Какая она?».

– Придумайте определения морской свинке, какая она (большая, пушистая, красивая, рыжая, добрая и т. п.).

2. Воспитатель достает игрушечную морскую свинку. 

– Чем отличаются эти две морские свинки? (Одна – живая, а другая – игрушечная.)

– Что можно делать с игрушечной морской свинкой? А можно ли так обращаться с живой? Почему нет?

 – Чем похожа морская свинка на человека? (Она дышит,ест, ходит, видит и т.п.)

3. «Покорми морскую свинку».

-Как вы думаете, что любит кушать морская свинка? (Варианты ответов детей). Воспитатель предлагает детям различный корм: сено, овощи, фрукты, зерно. Дети называют.

- Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? (Рассуждения детей.) Предложить дать свинке морковку. Дети дают корм живой свинке и игрушечной. (Делают вывод и наблюдают, как грызет зубами морковку свинка).

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – Ребенок заинтересован и с интересом отнесся к заданию, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы(морская свинка), проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Средний уровень(2). – Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы(морская свинка), но не рассказывал о нём и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень(1). –  Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы(морская свинка), общение носило малосодержательный характер.

№6

Тема: «Обитатели уголка природы»

Цель: выявить позицию ребенка по отношению к природе, уровень умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

Материал: обитатели уголка природы.

Методика проведения:
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть
следующим.

- Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они

хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его
обитателями?

- Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи и назови.
- Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были
красивыми? Как мы ухаживаем за ними?

- Кто живет в этой клетке? Как называется наша птица? Какие условия
нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас? Как мы
ухаживаем за ней? Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не
болела?

- Кто живет в этой клетке? Как называется зверек (или животное)? Какие
условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал, не болел? Без
чего он не может обойтись? Как мы ухаживаем за ним?

- Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится? Кого ты
любишь больше всех? Почему ты его (их) любишь? Что ты для него (них)
делаешь?

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание

Средний уровень(2). –  ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания

Низкий уровень(1). – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно - следственные связи, не может обосновать свой ответ.

№ 7

Задание «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб.

Методика проведения: Проводится беседа с использованием картинок.

1. Назови, каких животных уголка природы ты знаешь. Почему они так

называются?

2. Каких зверей можно встретить так же в лесу?

3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Есть ли среди наших животных такие?

5. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

6. Какие животные живут в почве?

7. Относятся ли животные к живым организмам?

8. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

9. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

10. Какие птицы есть у нас в уголке природы?

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего

Средний уровень(2). – Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов

Низкий уровень(1).  - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос

№8

Тема: «Живая - неживая природа»

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой(птицы, рыбы, звери и т.д.) и неживой природе(солнце, автомобиль, самолет и т.д.).

Материал: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Методика проведения: Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень(2). – Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень(1).  - Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

№ 9

Цель: выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).

Материал: картинки с изображением ящерицы, черепахи.

Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать животных, изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.

Ответы детей анализируются по 3 уровням

Высокий уровень(3). – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.

Средний уровень(2). – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.

Низкий уровень(1).  - ребенок не отвечает на вопросы взрослого.

По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (27-25), средний(18-14), низкий (9-7).

Высокий: Без особого труда распределил представителей животного мира по видам, четко отвечал на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития обитателей уголка природы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Средний: Иногда допускают незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Практические умения и навыки ухода сформированы недостаточно.

Низкий: Часто допускают ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности

Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....

Педагогическая диагностика определения уровней сформированности предложно - падежных конструкций у детей 4 -7 лет

Понимание и употребление предлогов детьмиСредняя группа: на; в; под; у;Старшая группа: на; в; под; у; из; к; от; с (со);Подготовительная группа: на; в; под; у; из; к; от; с (со); из-за; около; из-под...

Порядок проведения диагностики определения уровня ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Данный материал разработан как ПРИЛОЖЕНИЕ к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ педагога-психолога ДОУ...

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики

Комплекс заданий для выявления уровня развития мелкой моторики пальцев рук обучающихся 4-6 лет...

Диагностика определения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика разработана на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».Цель: опре...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития мелкой моторики (Составлена по методике диагностирования уровня развития мелкой моторики под редакцией Вераксы Н.Е....

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....