ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧОК»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Коник Нелли Николаевна

Актуальность

Закончилась зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике. 

 

Цель проекта:

        Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях.

 

Задачи проекта:

  1. Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения.
  2. Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
  3. Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
  5. Создать грядки на подоконнике и ухаживание за луковицами.
  6. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности

 

Тип проекта:

долгосрочный, групповой, информационно-исследовательский.

 

Объекты исследований:

Репчатый лук. Строение, функции и значение частей растения (корень, луковица, перья)

Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.

Применение человеком (в приготовление пищи, консервирование, в лечебных целях).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelenyy_luchok.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 53 «Радость» г.Воркуты

ПРОЕКТ

«ЗЕЛЕНЫЙ ЛУЧОК»

Воспитатель

МБДОУ № 53 «Радость»

Коник Н.Н.

2018

Проект предусматривает целенаправленную работу по закреплению знаний об овощах и формированию представлений о ценности лука. Срок проекта – 2 месяца. Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность

Закончилась зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.  

Цель проекта:

        Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях.

Задачи проекта:

  1. Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения.
  2. Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
  3. Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
  5. Создать грядки на подоконнике и ухаживание за луковицами.
  6. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда, рассказывать о своей деятельности

Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-исследовательский.

Объекты исследований:

Репчатый лук. Строение, функции и значение частей растения (корень, луковица, перья)

Фактор неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на рост и развитие растения.

Применение человеком (в приготовление пищи, консервирование, в лечебных целях).

Продукт проекта:

Создание огорода на подоконнике, суп с луком.

Виды деятельности

  1. Игровая
  2. Коммуникативная
  3. Познавательно – исследовательская
  4. Восприятие художественной литературы
  5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  6. Продуктивная
  7. Двигательная

Этапы осуществления проекта:

  1. Проблема

Дети не любят лук. А чтобы полюбить его, нужно узнать, как он появился, как его люди стали применять в пищу; как его выращивать и понять, сколько сил, труда и терпения нужно приложить, чтобы у нас на столе был лук.

  1. Подготовительный этап (1 неделя)

Составление плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, рассказы, экологические сказки.

Разработать картотеку игр на тему «Овощи и фрукты»

Модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что хочу узнать?», «Как узнать?»

  1. Реализация проекта:

Беседы

Наблюдения

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Позавательно-исследовательская деятельность (опыты)

Просмотр детских презентаций

Практическая деятельность

Чтение художественной литературы

Просмотр мультфильма  «Приключение Лунтика. Лук»

Открытое занятие «Посади лук сам»

  1. Заключительный этап:

Обобщение результатов работы, анализ, закрепление.  Суп с луком.

План мероприятий:

Познавательно – исследовательская деятельность: 

«Знакомство с луком»

«Строение лука»

 «Условия, необходимые для роста лука»

 «Размножение, рост, развитие зеленого лука»

  Беседы:

«Полезная пища»

«Применение человеком»

«Лук от семи недуг»

Чтение художественной литературы:

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке.

Чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино».

«Купите лук» И.Токмаковой.

Сказка «Луковая семья»

Составление рассказов  и сказок о луке «Как лучок появился на грядке».

 

Презентация основных частей лука.

Дидактические игры  « Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Собери картинку».

Игровые  упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты»

       

Оформление стенгазеты для родителей «Лук от семи недуг» 

  

Уход за луком: поливка, прополка, рыхление. В течение реализации проекта

 Практическая деятельность: сбор урожая, приготовление витаминного салата.   

     

Рисование «Какой будет наш лук?»

Аппликация «Лучок – золотой бочок»

Лепка «Овощи на нашей грядке»

Рисуем героя луковичку «Чипполино»

Работа с родителями:

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.

Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

Пословицы и поговорки о луке.

Изготовление поделки «Смешные луковицы»

 Заключение

        Учитывая особенности детского мышления, я работу строила, опираясь на наглядность и доступность излагаемого материала.

        На познавательных занятиях и в совместной образовательной деятельности рассматривали и сравнивали лук в целом и в разрезе, разные сорта лука. Пополняла знания детей чтением художественной литературы и познавательной литературы. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

        В качестве домашнего задания предложила детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о луке. Это задание заинтересовало детей, что они до сих пор,  что то новое находят и рассказывают друг другу.

Одним из самых интересных детям явилась практическая работа : посадка лука, уход за луком, сбор урожая и добавление лука в суп. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

        В процессе работы над проектом дети узнали, что лук является важным овощем, как много усилий и труда нужно прилагать для его выращивания, что он полезен «от семи недуг», постарались привить уважение к труду взрослых. Дети приобрели различные знания, уточняли и углубили представления о луке.

        

Литература:

  • Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я». 
  • Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи». 
  • Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия». 
  • Смирнов А. «Зачем луку луковица». 
  • Журнал «Дом солнца».
  • Под редакцией О.В.Драгуновой «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары чувашское книжное издательство, 1995г.
  • Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Москва , 2012г.
  • Под редакцией П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой», Москва Просвещение, 1983г.
  • И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности»2011г.

Литература для детей:

  • А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва Просвещение, 1985г.
  • Л.Е.Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!!» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003г.
  • В.В.Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома» хрестоматия , Москва, 2005г.

Литература для родителей:

  • Т.Зезина «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
  • С.Н.Николаева «Как приобщать  ребенка к природе», Москва, 1993г.

Реализация проекта

1-я неделя март

Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Модель трех вопросов: «Что я знаю?», «Что хочу узнать?», «Как узнать?»

Ответы детей:

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

        Лера Г.: лук зеленый.

Как посадить?

Спросить у мамы.

Вика Ж.: от лука плачут.

Почему мы плачем от лука?

Спросить у папы.

Янислав М.: лук едят.

Как едят лук?

Посмотреть передачу про лук.

Катя С.: лук полезный.

Чем лук полезный?

Спросить у воспитателя.

Ваня Т.: лук растет.

Как вырастить лук?

Почитать книги.

Сергей Л.: лук полезный.

От чего растет лук?

Посмотреть картинки.

Тимур Н.: лук горький.

Почему лук горький?

Спросить у мамы.

2- я неделя март  

08. 03.2016 Вторник

Беседа «Полезная пища»

Тема «О полезной пище»

Цель: закрепить знания детей об овощах, их значения для здоровья.

Материал: музыкальный проигрыватель, корзина для покупок, карточки с изображением овощей.

Ход беседы.

Воспитатель:   Ребята, давайте сегодня все вместе пойдем в магазин. Все вместе встанем и пойдем на месте под музыку. (П.И.Чайковский – Марш «Щелкунчик», отрывок)

(Дети встают около стульчиков и маршируют на месте, после окончания музыки все садятся на места)

Вот мы и пришли в магазин. Нас мама попросила купить полезную еду. Что же это такое? Что нам нужно купить?

Дети:   Полезная еда – это овощи и фрукты.

Воспитатель:  Правильно, ребята. Фрукты и овощи это очень полезные продукты, потому что в них много витаминов. Поэтому мы сегодня с вами будем покупать в магазине овощи. Вот и корзина для покупок. Ребята, а зачем нам нужно есть овощи?

Дети:   Чтобы быть здоровыми. Чтобы не болел живот. Чтобы расти. Чтобы быть красивыми. Чтобы быть сильными.

Воспитатель:  Правильно. А вот и первый овощ. Отгадайте, что это?

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

Дети:   Картошка.

Воспитатель:  Правильно. Это картошка. Она полезная?

Дети:   Конечно.

Воспитатель:  Кладем ее в корзину?

Дети:   Кладем.

(Воспитатель кладет картинку картофеля в корзину.)

Воспитатель:  Слушайте следующую загадку.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная и сладкая.

Дети:   Это морковка!

Воспитатель:  Кладем ее в корзину?

Дети:   Кладем!

(Воспитатель кладет картинку моркови в корзину.)

Воспитатель:  А вот еще один полезный овощ.

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

Дети:   Лук.

Воспитатель:  Правильно. Лук очень полезный и вкусный.

(Воспитатель кладет картинку лука в корзину.)

Вот у нас в корзине уже есть картошка, морковка и лук. А какие еще полезные овощи мы можем купить в магазине?

(Дети отвечают, воспитатель кладет названные овощи в корзину.)

Дети:   Огурец, свекла, репка, горох, капуста, тыква, перец.

Воспитатель:  смотрите, мы купили целую корзину полезных продуктов! Давайте понесем наши покупки домой.

(Дети встают со стульев и под музыку маршируют. После окончания музыки все садятся на места.)

Вот и принесли мы овощи домой. А что же будет с ними делать мама?

Дети:   Суп, салат, жареную картошку, рагу.

Воспитатель:  А я знаю стихотворение про овощи. Давайте вместе его послушаем:

«Овощи» Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свёклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

Петрушка и свёкла. Ох!..И суп овощной оказался неплох!

И наша мама тоже сварит нас суп и сделает салат. А мы с вами съедим все до последней ложки, потому что овощи полезные, а мы с вами хотим быть здоровыми и сильными.

09.03.2016 Среда

Д/и «Овощи, фрукты»

Цель: закрепить названия овощей и фруктов.

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

Задачи:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

10.03.2016 Четверг

Познание «Знакомство с луком» (Слайдовая презентация лук)

Цель: Уточнить представления о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая) Выяснить есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.

11.03.2016 Пятница

Лепка «Овощи на нашей грядке»

Разгадывание загадок на тему «Лук».

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет.

(Лук)

Сидит дед, во сто шуб одет

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Сарафан не сарафан,

платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

досыта наплачешься.

(Лук)

Пришел барин с грядки,

весь в заплатках,

кто ни взглянет,

всяк заплачет.

(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а

(Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

(Лук)

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него взрослые, и дети?

(Лук)

3-я неделя март

14.03.2016 Понедельник

Беседа «Полезная пища»

Зеленый и полезный
     Врачи считают, что зеленый лук надо есть каждый день. Во-первых, он вызывает выделение большого количества желудочного сока и соляной кислоты, способствующей процессу пищеварения и лучшему усвоению пищи.

Во-вторых, в 100 г зеленого лука содержится около 50 мг витамина С. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить дневную потребность взрослого человека. Стоит особо отметить, что в зеленом луке, в отличие от репчатого, содержится хлорофилл, необходимый для кроветворения. Поэтому он особенно необходим людям, страдающим различными видами малокровия.
    Следует помнить, что в зеленом луке самое ценное – белая мясистая ножка, полезны перья до 10 см от белой части. Остальная часть зеленого лука может вызвать некоторые нежелательные явления – такие, как брожение в желудке, головную боль, раздражительность или сонливость.

И. Токмаковой «Купите лук» заучивание наизусть

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку,

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

15.03.2016 Вторник

Просмотр мультфильма «Приключение Лунтика. Лук»,

Рассматривание основных частей лука. (картинки)

16.03.2016 Среда

Заучивание пословиц и поговорок о луке.

Пословицы и поговорки про лук

  • Лук с чесноком родные братья.
  • Лук семь недуг лечит.
  • Лук да баня все правят.
  • Ешь лук — чаще зубы будут.
  • Лук да баня все правят.
  • Лук добр и в бою, и во щах.
  • Лук от семи недуг.
  • Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
  • Лук туг, а муж не дюж.
  • Луковки во щах нет, а пуговки светленькие.
  • Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
  • Лук — добро и в бою и во щах (игра слов).
  • Лук в другую сторону не перегнешь.

Д/и «От какого овоща эта часть?» (Картинки овощей разрезать пополам и перемешать)

17.03.2016 Четверг

Аппликация «Лучок – золотой бочок»

Д/ и «Что лишнее?»

18.03.2016 Пятница

Составление рассказов  и сказок о луке «Как лучок появился на грядке»

4-я неделя март

21.03.2016 Понедельник

Беседа «Условия, необходимые для роста лука»

Цель: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста лука.

22.03.2016 Вторник

Сказка «Луковая семья»

ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ

 

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.

Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.

Д/и « Где растет?», «Собери картинку»

23.03.2016 Среда

Применение человеком беседа

24.03.2016 Четверг

Д/и «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»

Рисуем героя луковичку «Чипполино»

25.03.2016 Пятница

Рисование «Какой будет наш лук?»

Чтение и разучивание с детьми стихов

29 март – 1 апрель посадка лука.

Конспект занятия в средней группе «Посадка лука»

Цель: учить правильно, сажать лук.

Образовательные задачи:

дать знание об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет) ;

закреплять знания о луке, особенностях его внешнего строения; учить находить донце с корнями и верхушку.

Дать элементарные понятия о природных витаминах.

Формировать трудовые умения и навыки.

Развивающие задачи: развивать мышление, память, речь.

Воспитательные задачи:

продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.

Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, аккуратность.

Методические приёмы:

-сюрпризный момент;

-художественное слово;

-беседа;

-рассказ воспитателя;

-физ. минутка;

-показ с объяснением посадки лука;

-рассматривание луковицы;

-поощрение;

-дидактическая игра: «Узнай на вкус»;

-вопросы к детям;

-напоминание (плотно прижать землю и полить) ;

-рефлексия.

Предварительная работа: уход за комнатными растениями, загадывание загадок про овощи и фрукты, д/игры: «Что где растёт», «Третий лишний», «Чудесный мешочек», лепка и рисование лука, рассматривание овощей и фруктов, чтение «Чипполино»

Словарная работа (активизация): луковица, шелуха, перо лука, углубление.

Материал: грузовая машина; мешочки с луком, ящик для посадки лука; земля; лейка с водой; влажные тряпочки, маленькие совочки.

Ход занятия:

Орг. Момент.

Въезжает грузовая машина, в кузове которой лежат разные мешочки и термос. Сверху сидит кукла Айболит. Он интересуется здоровьем детей, осматривает их, отмечает розовые щёчки, блестящие глаза, улыбки. Выясняет, гуляют ли дети, как спят ночью и днём, проветривается ли помещение. Интересуется, едят ли дети витамины? Айболит достаёт из машины мешочек: «Я загадаю вам загадку, если отгадаете, тогда узнаете, что в нём лежит».

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук) .

Молодцы, конечно, это лук (достаёт из мешочка луковицу). А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет? Луковица покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. А как вы думаете, почему когда «раздевают» лук, то человек слёзы проливает? У лука есть защитная реакция, при раздевании он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза. Лук очень полезный. Люди ещё давно знали, чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг». В луке содержится много полезных веществ - витаминов. У лука можно кушать как и саму головку так и его зелень (показать луковицу и перо).

В магазине продаются природные витамины - овощи и фрукты. Их мы можем купить и поесть.

Воспитатель:

Давайте расскажем и покажем Айболиту, какие овощи и фрукты мы едим.

Физ. Минутка:

От простуды и ангины (дети стоят, показывая на горло)

Помогают витамины (разводят руки в стороны)

Ну а лучше есть лимон, (изображают, что кушают лимон)

Хоть и очень кислый он.

Помни истину простую: (грозят пальцем)

Лучше видит тот, (изображают, что смотрят в бинокль)

Кто жуёт морковь сырую (изображают, что грызут морковь)

Или сок морковный пьёт. (изображают, что пьют сок)

Айболит:

Молодцы, ребята! А вы знаете, что природные витамины можно вырастить на окне. Что нужно сделать для того, чтобы вырастить луковицу? Конечно, её нужно посадить. Луковицу можно вырастить в воде и в земле. Если луковицу поставить в воду, она будет расти в зелень, а если в землю, то будут расти и головка и зелень.

Воспитатель:

Ребята, в мешочке, лежит еще лук, давайте посадим лук  к нам в огород? Когда он вырастит, мы будем добавлять его в суп, и не будем болеть.

 Воспитатель:

Сядьте тут. (Дети садятся за стол, а воспитатель напротив.)

Ребята, сейчас я покажу вам, как нужно сажать лук.

У нас есть ящик с плодородной почвой (показываю табличку с схематичным изображением)

Возьмем палочку и сделаем углубление в земле (НА ПАЛОЧКЕ ЕСТЬ РАЗМЕТКА) возьмем лук и посмотрим, где корешки - там донышко у лука. Уберем лишнюю луковую чешую, донышком вниз будем сажать лук в углубление, в почву (показываю табличку с посаженным луком).

Рядом посадим еще луковку.

 Воспитатель:

Ребята, мы посадили весь лук. Теперь его надо хорошо полить (показываю табличку с лейкой).  Сейчас подойдите к своим ящикам и приступайте к посадке лука.

 (Дети приступают к посадке лука, воспитатель ходит между ними, подсказывает,  помогает и  хвалит тех, кто все правильно делает. Следит,  за тем, как ребята поливают «грядки».)

Воспитатель:

-Вы посадили лук в почву, полили его. Нашему луку нужен свет и тепло (показываю табличку с солнышком). Воспитатель ставит ящики к свету на окно.

А теперь разложим алгоритм,  что нужно для роста лука?

1. Подготовка почвы.

2. Посадка лука.

3. Поливка лука.

4. Поставили на подоконник для доступа солнца. А мы с вами знаем ,что солнышко это свет и тепло.

Воспитатель:

Поглядите, какой у нас большой получился огород! Чтобы у нас вырос зеленый лук, мы с вами будем поливать наш огород. А когда вырастет зеленый лук, мы будем добавлять его в суп.

Ребята, давайте мы зарисуем лук в почве (зарисовка проделанной работы воспитатель рисует)

 Воспитатель:

Ребята, что мы нарисовали? (лук в почве)

Следующею зарисовку сделаем, когда появятся первые зеленые перышки.

 Итог занятия:

 Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы!!! Мы посадили лук, мойте руки. Я вам подарю раскраски «Чиполлино». Результаты труда будут отсрочены. Фиксировать рост лука рисунками еженедельно.

Оформление информационного стенда для родителей «Лук от семи недуг» 

Изготовление поделки «Смешные луковицы» (родители)

04 -08 апрель наблюдение

11-15 апрель наблюдение

18-22 апрель наблюдение

25-29 употребление в пищу

В течение реализации проекта чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино» во время сонного часа.

Игровые  упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Собираем урожай»

Вывод

 Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать  практически ни кто не знал. В  групповой комнате детского сада мы разбили грядки на подоконнике.  

Но  прежде чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Была проведена беседа с детьми «Лук от семи недуг».                      

 Познакомили детей с разделом из детской энциклопедии о луке. Узнали  что существует много  видов лука, (  лук батан, шнитт –лук , лук репчатый, лук – порей)Узнали так же , что  в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища Дети теперь знают, что лук, это лекарство.


Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука:
Луку, как и любому растению, нужны:
-  свет
-  тепло
-  воздух
-  вода
Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близко к нулю градусов. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить.

 Оформили выставку рисунков — аппликаций. 

Выращенный лук был подан к обеду.

Результат.
 1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями  роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.
 2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Исследовательский - творческий проект «Зеленый лучок»

Исследовательский - творческий проект «Зеленый лучок»Подготовила:Воспитатель I кв.категорииВасильева  Марина Валерьевна.МКОУ Школа-сад № 42Вид  проекта - исследовательско – творче...

Проект "Зеленый лучок"

Проект рекомендован для детей младшей группы. Содержит план познавательных занятий, игр, практическую деятельность детей, работу с родителями....

Проект "Зеленый лучок"

Вот идет в огород развеселый народ.Надо лучок посадить, всех в округе удивитьМы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.Дружно все копаем, лучок мы сажаем.Не успели посадить, надо нам лучок политьВ р...

Проект "Зеленый лучок"

Исследовательская деятельность (сезон зима-весна)...

Познавательно-исследовательский проект «Зеленый лучок на окошке»

Чтобы удовлетворить любознательность детей 3-4 лет, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для их поисково-исследовательской деятельности. Заинтересо...

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"

Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"  для детей 1 младшей группы...