Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Родионова Татьяна Алексеевна

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_eksperimentirovaniyu.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»

В каждом маленьком ребенке- Каждый новенький ребенок И мальчишке, и девчонке Вылезает из пеленок, Есть по двести грамм взрывчатки И теряется повсюду, Или даже полкило. И находится везде. Должен он бежать и прыгать, Он ужасно огорчится, Все хватать, ногами дрыгать, Если что-нибудь случится, А иначе он взорвется, Если что-нибудь случится Трах-бабах… и нет его. В целом мире без него.

  Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. 2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование стержень любого процесса детского творчества. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Обучение в рамках исследовательского подхода: с опорой на непосредственный опыт ребенка; расширение опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности; активного освоения мира; детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

  Роль педагога в повышении активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности: 1. Стимулирует интерес 2.Стимулирует исследовательское поведение ребенка 3.Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата 4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений 5.Использует приемы РТВ

  У воспитанников дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать умения: 1.Видеть проблемы интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. 2. Выдвигать гипотезы, строить предположения. 3.Задавать вопросы. 4.Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. 5.Классифицировать. 6.Наблюдать. 7. Делать выводы и умозаключения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования Прогнозирование результата; проверка предположения; проблемная ситуация; уточнение правил безопасности; наблюдение результатов эксперимента; распределение воспитанников на подгруппы; фиксирование результатов эксперимента; выполнение эксперимента; формулировка выводов

 Последовательность детского экспериментирования: 1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. 2. Прогнозирование результата (старший возраст) 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 6. Наблюдение результатов эксперимента 7. Фиксирование результатов эксперимента 8. Формулировка выводов

 Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

 1 младшая группа Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

2 младшая группа Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

 Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

  Средняя группа Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

  Старшая группа Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Подготовительная группа Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

  Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

 Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Младший дошкольный возраст: способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта; формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; -активно развивается речь ребенка; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; -развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; -формируются трудовые навыки; -укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

  "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать". П. П. Блонский. «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»...

"Экспериментирование- одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности".

Познавательное и речевое развитие дошкольников посредством экспериментально- исследовательской деятельности....

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской  деятельности воспитанников...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...