В лаборатории камни!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сошко Ольга Федоровна

Узнать в лаборатории о свойствах камней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать представление детей о камнях.

Задачи:

Образовательные: формировать представление об особенностях камней, о живой и не живой природе.

Развивающие: развить сенсорные ощущения, навыки выполнения опытов.

Воспитывающие: воспитывать интерес к камням, желание исследовать их.

Предварительная работа: чтение сказки «Каменный цветок» П.Бажова; беседа о камнях, рассматривание иллюстраций с горными ландшафтами; поход в лес и сбор камней у ручья.

Оборудование и материалы: камни, подносы, лупы, миски с водой, пластилин.

Ход НОД

- Ребята, мы с вами ходили в лес к ручью. Там мы побывали в роли геологов. Каждый из вас собрал целую коллекцию из камней и принес сегодня в детский сад. Давайте пойдем к нам в лабораторию, сядем за столы. И постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс с собой необычный чемоданчик, чтобы открыть чемоданчик нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не сможет этого сделать.

- Поможете  Незнайке? (ответы детей)

Загадка:

Если носишь ее ты с собой,

Поступаешь совсем не глупо,

Даже мелкие буквы порой

 Прочитает помощница…

 (Ответы детей)

- Правильно. Это  -  лупа, вот целый набор для всех ребят. (Открыть чемоданчик). Сегодня нам лупа пригодиться в наших опытах, Незнайка.

-Ребята, Незнайка впервые в лаборатории и не знает, как здесь нужно себя вести. Расскажем нашему другу?

Ответы детей: вести себя тихо, никому не мешать, ничего в рот не брать, не размахивать и не кидать камни.

-Чтобы открыть тайны камней нам помогут верные помощники, назовите их.

Ответы детей: глаза, чтобы смотреть; пальцы, чтобы щупать, нос, чтобы нюхать.

Опыт 1 «Поверхность камня».

-Для следующего опыта нам нужны очень чувствительные пальцы. А также  лупа, которую принес Незнайка.  Каждому из вас, я предлагаю рассмотреть какая поверхность ваших камней и рассказать о ней. Поверхность камней гладкая или шероховатая? Есть ли узоры на поверхности камня? (ответы детей)

-А есть ли запах у камней?

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми, ни чем не пахнут.

Опыт 2 «По форме, размеру и цвету».

- Посмотрите, пожалуйста, на камни, определите, какие они по цвету? (ответы детей)

-Ребята, определите какая форма у ваших камней? (ответы детей)

-А сейчас, Незнайка, ребята разложат свои камни по размеру. Какие у вас камни  получились одинаковые или разные по размеру? (ответы детей)

- Молодцы, все справились с заданием.

Вывод: камни разные по цвету, форме  и размеру.

Молодцы ребята! Вы отлично справились с этими опытами, а сейчас пришло время немного отдохнуть.

Физминутка:

«Мы идем цветущими лугами…»

Мы идем цветущими лугами (Ходьба друг за другом)

И цветов букеты собираем (Наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (руки поднять вверх)

Ручеек, по камушкам пойдем (Ходьба на носках)

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (Ходьба назад)

Если встретятся коряги, под корягой проползем (Ползание)

Шаг за шагом, потихоньку (Ходьба на носках)

Мы обратно попадем (Ходьба на месте)

Молодцы! Отлично поиграли.

- Сегодня, Незнайка узнал от вас, как оказывается интересно в лаборатории!

Опыт 3 «О твердости».

- Давайте, с вами сравним камень и пластилин. Как вы думаете, ребята, если мы сожмем в одной руке камень, а в другой пластилин, что произойдет? (ответы детей)

- Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку любой камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе руки очень сильно. Что произошло? (ответы детей)

-Пластилин изменил форму, а почему? (ответы детей) Правильно, он мягкий! А камень не изменил форму, потому что он какой? (ответы детей) 

- Правильно, камень – твердый!

Вывод: камни бывают твердыми.

Опыт 4 «Камень плавает?».

-Как вы думаете, что произойдет если камень опустить в воду? (ответы детей) Давайте проверим. (Дети опускают камень в воду)

-А почему камень утонул.(ответы детей) Правильно, он тонет, потому что он тяжелый.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт 2 «По весу».

- Ребята, давайте с вами станем весами. А что делают весы? (ответы детей)

Положите на ладони разные камни, определите какой легче, а какой тяжелее. Расскажите о своих камнях Незнайке.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые .

Ребята, Незнайке очень понравилось у вас в гостях, но ему уже пора отправляться домой.

 -До свидания, Незнайка!

Итог НОД:

- Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (ответы детей)

-Лупа Незнайки вам пригодилась?

- А кто из вас научился чему-то новому.

- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей лаборатории. Узнали тайны камней, и какие есть камни в природе.

- Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве камней» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе "В царстве камней".Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.За...

Мини-лаборатория "Познай-ка (мир камней и минералов)"

Реализуя Основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП), изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС ДО, наблюдая за детьми, я обратила ...