«Земля – наш дом во Вселенной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горячева Людмила Сергеевна

Конспект занятия

По ознакомлению с окружающим миром (с детьми старшего дошкольного возраста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_-_nash_dom_vo_vselennoy.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Земля – наш дом во Вселенной»

Конспект занятия

По ознакомлению с окружающим миром (с детьми старшего дошкольного возраста).

Цели:

Образовательные:

- Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство».

- Объяснить, что представляет собой «Солнечная система»

- Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники».

- Ввести понятие «Вселенная».

- Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

- Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии.

Развивающие:

- Развивать навыки творческого рассказывания. Добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании.

- Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.

Активизация словаря:

Небо, звездное небо, звезда, планета, Солнце, Земля, Луна, созвездия, космос, космический корабль, спутник, скафандр.

Материалы к занятию:

- разрезные картинки с космическими сюжетами

- карта – схема с Солнечной системы, картинка с изображением Луны и лунного пейзажа.

- наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Инструменты», «Приборы и механизмы», «Профессии людей», «Материалы», «Интерьеры».

- карта звездного неба или рисунки с изображением созвездий.

Ход занятия

Часть 1

Введение в тему занятия

Игра «Разрезные картинки»

Суть игры заключается в следующем: воспитатель готовит картинки, на которых изображены сюжет или предмет, связанные с темой занятия. Картинок может быть 3-5, в зависимости от того, на сколько подгрупп воспитатель хочет разделить детей. На оборотную сторону каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки «рубашка» получается своего цвета. Затем картинки разрезают на фрагменты так, чтобы количество фрагментов совпадало с количеством детей в группе. Фрагменты картинок раскладывают на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагают взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их оборотную сторону. Все дети, которые взяли фрагменты картинок с «рубашками» желтого цвета, приглашают к столу, помеченному желтой меткой, и составляют на нем свою картинку; дети, фрагменты картинок у которых имеют красную «рубашку», приглашают к столу с красной меткой и т.д. Когда все картинки собраны, дети их рассматривают и делают предположения о теме занятия.

Для этого занятия подбираются картинки космической тематики.

На данном этапе дети не сидят за столами, они работают стоя.

После того как картинки собраны, детям представляется возможность сделать вывод, что на занятии речь пойдет о космосе.

Часть 2

Рассказ воспитателя

Ребята, вы знаете в каком городе мы с вами живем? А где находится город Москва, в какой стране?  Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля.

А вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды- моря или океана – и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого -то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?2 – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто –то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая, как шар.

Вот у нас в группе лежат большие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будите двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажитесь в той точке, откуда начали свой путь. Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом.

Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Мы с вами сегодня поговорим о том, что такое звезды.

Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой- то великан накрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю падает свет. Вот эти дырочки и есть звезды.

Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас.

А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все- огненные шары, одни более горячие, другие менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие- белые, чуть менее горячие – голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе – голубые и белые.

Часть 3

Беседа с детьми «Путешествие начинается»

Вопросы к беседе:

1 этап: Какая она, Луна?

-  Что такое Луна? Как она выглядит?

- Как выдумаете, Луна по размерам больше Земли? А она больше солнца?

- Почему же Луна кажется нам больше звезд?

2 этап: что такое Солнечная система?

У нашей звезды – Солнца – есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.

- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов).

- Какие вы знаете планеты Солнечной системы?

-  Что вы можете о них рассказать?

В этой части занятия используется большая карта с изображением Солнечной системы.

3 этап: Звезды – какие они?

Этот этап включает короткий рассказ воспитателя о различных звездах и звездных системах.

Можно рассказать детям о том, что звезды бывают различной величины и различной яркости, назвать самые яркие звезды нашего ночного неба – Сириус, Альдебаран и т.д.

Очень большой интерес у детей вызывают рассказы о «черных дырах – звезда маленького размера, огромной массы и огромной плотности. Эти звезды создают вокруг себя такое поле притяжения, что даже свет не может покинуть поверхность. Поэтому увидеть на звездном небе их невозможно.

Очень интересны детям рассказы о названиях созвездий.

Часть 4

Заключительная

Воспитатель: Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть жизнь, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна  , планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них обязательно должна быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других обитаемых планетах. Почему? Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть нельзя, даже в самый сильный телескоп.  И пока никакой космический корабль, существующий на Земле, не может долететь до звезд.

Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности.

Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и  кто – нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а так же уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - сценарий "КОСМОС. ЗЕМЛЯ. Вселенная."

Цель занятия: сформировать представление о неразрывной связи человека с природой...

Дополнительный материал к познавательному развитию по темам "Земля.Космос.Вселенная".Сказка "Из жизни звезд"

Цель познавательного развития-развивать познавательные интересы,потребности,способности детей,их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащающегося сознания и формирующегося опыта.Достижени...

Дополнительный методический материал к занятиям по познавательному развитию "Земля,Космос,Вселенная"

Цель познавательного развития- воспитывать,развивать познавательные интересы,потребности,способности детей,их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащающегося сознания и формирующегося оп...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Необыкновенная вокруг Земли вселенная!»

Представляю комплексно тематическое планирование в подготовительной к школе группе с учетом ФГОС по теме "Необыкновенная вокруг Земли вселенная "...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»...

Конспект занятия «Земля- наш дом во вселенной»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Земля- наш дом во вселенной»...

Конспект НОД по Познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Земля - наш дом во Вселенной"

Современные  дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звё...