Познавательно-исследовательский проект "Дождевые червяки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердюкова Татьяна Анатольевна

Познавательно-исследовательский проект "Дождевые червяки" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_2.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательский проект «Дождевые червяки» Подготовительная группа «Радуга» МБДОУ д/с №18 «Журавушка» Воспитатели: Сердюкова Т.А. Точилкина М.П.

Слайд 2

Введение: Наша огромная планета населена множеством живых существ. Они живут и на земле, и под землёй. Часто мы их не замечаем. Некоторые нам нравятся, кого-то мы боимся, а кто-то нам может показаться просто неприятным. Вот и к дождевым червям можно относиться по-разному. Кто же они: наши друзья или враги?

Слайд 3

Длительность проекта : 2 недели Тип проекта : Познавательно-исследовательский Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители . Объект исследования : дождевые черви. Проблема : Не достаточно сформированы представления о дождевых червях и их значении для природы и чело века. Гипотеза : мы предположили, что черви рыхлят землю и поэтому она становится плодородной. В этом и состоит польза дождевых червей.

Слайд 4

Актуальность проекта : Летом мы вышли с детьми на прогулку после дождя. Ребята заметили, что на поверхности земли и дорожках появилось много червей. Кто-то из ребят начал их собирать в ладошку, кто-то с визгом избегал встречи с ними, кто-то брезгливо морщился, разглядывая червяков. Ребята стали задавать вопросы: почему так много червяков появилось после дождя? Зачем они вообще нужны? Они полезные, или вредные? Мы решили вместе разобраться с этими и другими вопросами, возникшими в ходе наших исследований.

Слайд 5

Цели: Расширить представления о дождевых червях и их значении для природы и экологии в целом. Уметь устанавливать связь между состоянием живых существ и средой обитания . Задачи: 1. Провести наблюдения за дождевыми червями в уголке природы и на участке детского сада. 2. Прочитать литературу по данной теме 3. С помощью экспериментов и наблюдений ответить на возникшие вопросы о дождевых червях 4. Вместе с родителями узнать о том, как зимуют дождевые черви и о их пользе. 5. Составить план мероприятий для последующей работы после проекта . Ожидаемые результаты : Расширить знания о животном мире. Знание особенностей строения дождевого червя, способы его передвижения и питания; Знание о роли дождевого червя в формировании почвы; Повышение интереса к миру природы.

Слайд 6

Этапы реализации проекта : 1. Подготовительный : - разработка плана реализации проекта. - постановка целей и задач; - подбор информационного и наглядного материала - подбор художественной и познавательной литературы - составить вопросы: что мы знаем, что мы хотим узнать и с помощью чего мы это узнаем о дождевых червяках. - чтение литературных произведений о червях. - привлечь родителей к поиску ответов на некоторые вопросы. 2. Основной: - образовательная, исследовательская деятельность с детьми - экспериментальная деятельность - взаимодействие с родителями по реализации плана проекта. - наблюдение за червями в уголке природы и на участке детского сада. 3. Заключительный: - подведение итогов реализации проекта - оформление выставки рисунков «Дождевые червяки». - презентация проекта.

Слайд 7

План мероприятий : 1. Наблюдение за червями в уголке природы и на участке детского сада. 2. Составить вопросы: что мы знаем, что мы хотим узнать и с помощью чего мы это узнаем о дождевых червяках. 3. Эксперименты с дождевыми червями. 4. Чтение литературных произведений о червях. 5. Привлечь родителей к поиску ответов на некоторые вопросы. 5. Рисование «Дождевые червяки». 6. Презентация по проекту.

Слайд 8

Реализация проекта

Слайд 9

Для начала мы заполнили небольшой аквариум землей, поместили туда червей и внесли в уголок природы. Следующим этапом действий стало наблюдение за червями через стенки аквариума .

Слайд 10

После внешних наблюдений мы решили на доске выписать ответы на вопрос: «что мы знаем о червяках?» Выяснилось, что знаний не так уж много. Дети, вооружившись лупами, в ходе наблюдения за червями, узнали, что они коричневые, длинные, есть кольца на теле и щетинки .

Слайд 11

Составили список вопросов, что бы мы хотели узнать о червях ? 1 Есть ли у червяка живот? 2 Есть ли у него голова, глаза, уши? 3 Слышит ли он? 4 Распознает запахи? 5 Почему называется «дождевой»? 6 Почему коричневого цвета? 7 Как зимуют? 8 Какую приносят пользу ? Определили, как можно опытным путем ответить на поставленные вопросы.

Слайд 12

Эксперименты

Слайд 13

Чтобы понять, нужен ли червяку воздух, мы поместили его в банку с землёй и стали её поливать. Когда банка наполнилась водой, червяк выполз на поверхность. Значит, под водой ему стало нечем дышать! Во время дождя норки червей тоже заливает водой, и они выползают на поверхность, чтобы дышать .

Слайд 14

Чтобы понять, есть ли у червяка живот, мы попробовали перевернуть червяка. Он тут же перевернулся обратно. Проделав это несколько раз, мы сделали вывод, что у червяка есть и живот (он более светлее) и спина . И «лежать на спине» ему не очень-то понравилось .

Слайд 15

Мы уже наблюдали, как червяк может ползать по земле, по столу, и детям стало интересно: «А сможет ли червяк ползти по гладкой мокрой поверхности?» Для этого поместили его на смоченное водой стекло. Червяк извивался, но не смог сдвинуться с места. Воспитатель объяснила, что щетинки скользят по мокрой поверхности стекла, и червяк не может ползти. То же происходит, когда мы пытаемся идти по скользкому льду.

Слайд 16

Как понять, есть ли у червяка голова? Чтобы это узнать, мы предположили, что червь должен ползать головой вперед. Наблюдения подтвердили, что червь всегда ползет одним концом вперед, а значит, там и находится его голова.

Слайд 17

С ледующий вопрос, который нас заинтересовал, касался зрения червяка. Внешне мы ничего не увидели на «голове» у червя. Воспитатель объяснила, что глаз у дождевого червя нет, потому что большую часть своей жизни он проводит под землей, где нет света. Поэтому глаза ему и не нужны. Но он способен различать свет и темноту. Чтобы проверить это, мы положили червя на поддон, половина которого находилась в тени, а другая на ярком солнце. Червь постарался уползти туда, где темнее. Значит, он реагировал на свет и тепло.

Слайд 18

Наблюдая за червяком, мы заметили, что у него нет ушей. Как узнать: слышит ли он? Мы положили червя на стол и громко захлопали в ладоши. Никакой реакции не последовало. А когда мы постучали по поверхности стола, червь, «испугавшись», стал извиваться. Из этого эксперимента мы сделали вывод: червь не слышит, но чувствует вибрацию и колебания поверхности, на которой он лежит. Значит, слуха у него нет.

Слайд 19

Чтобы проверить, может ли дождевой червь распознавать запахи, мы положили на пути его движения чеснок. Червь пополз в другую сторону, видимо, запах чеснока ему «не понравился», а значит, запахи он может чувствовать.

Слайд 20

Чтобы ответить на вопрос «Почему червяки коричневого цвета?» мы поместили червяков на цветные дорожки и поняли, что цвет червяка совпадает с коричневой дорожкой. Коричневый цвет – это цвет земли, в которой обитают червяки, что позволяет им оставаться незаметными даже на поверхности.

Слайд 21

Чтобы ответить на вопрос «Почему червь называется «дождевым»?», мы со взрослыми прочитали о них в книгах, что такое название черви получили, потому что они выползают на поверхность земли только после дождя. Это животное обитает под землей и ведет скрытый образ жизни. При этом дышат дождевые черви воздухом. После дождя вода пропитывает почву, заливает норки червей и вытесняет из почвы воздух, и черви выползают на поверхность, чтобы подышать. Еще из книг мы узнали, что кольца и щетинки на теле у дождевого червя помогают ему передвигаться под землей.

Слайд 22

Ответ на вопрос «Как зимуют дождевые черви?» и «Какую пользу приносят дождевые черви?» дети искали вместе с родителями. Из Энциклопедий и статей из Интернета, мы узнали, что с наступлением холодов черви уползают глубоко под землю, где в норках у них есть запас опавших листьев, которыми они питаются.

Слайд 23

Также мы узнали, что черви – очень полезные животные! Когда червяк роет землю, он её рыхлит и пускает в нее кислород. А когда он кушает сгнившие растения под землёй, он их пропускает через себя и выводит их наружу, тем самым удобряет почву. Такие маленькие дождевые черви являются ангелами - хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй .

Слайд 24

Вывод: Мы много интересного узнали о дождевых червях. Наблюдая за ними, проделывая опыты, изучая литературу, мы пришли к выводу, что черви играют важную роль в природе. Дождевые черви – очень полезные животные! Отсутствие дождевых червей в почве приведет к тому, что почва будет неплодородная , и растения погибнут, значит, питаться нам будет нечем. Значит от них зависит наше выживание? Можно сказать и так. Поэтому во многих странах черви защищаются законом. Дождевые черви играют большую роль в природе, поэтому они нуждаются в нашей защите.

Слайд 25

После знакомства с дождевыми червями, многие дети изменили свое отношение к этим животным. Мы поняли, как они важны в природном мире. Это побудило нас нарисовать дождевых червей и организовать из рисунков выставку для родителей.

Слайд 27

Литература для чтения : Павлова Н. «Большое чудо» Мизина Т. «Сказка про червяков», «Куча-домик», «Почему плакал дождевой червяк?» Богодист Ю. «Мне попался дождевой червяк под ноги» Кропотин А. «Немного о дождевых червях» Шарыгина «Дождевой червяк»)

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Познавательно-исследовательский проект «Дождевые червяки»

Расширить представления о дождевых червях и их значении для природы и экологии в целом.  Уметь устанавливать связь между состоянием живых существ и средой обитания....