«Расскажем детям о войне» Номинация «Нам не дано забыть »
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елисеенко Наталия Алексеевна

В настоящее время наша страна переживает один из не простых исторических периодов. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой

Отечественной войной. Одна из задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников - передать эстафету памяти, показать величину и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Я представляю апробированный конспект с воспитанниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида

ст. Старощербиновская

Методическая разработка

 «Расскажем детям о войне»

Номинация «Нам не дано забыть »

Воспитатель: Елисеенко

        Наталия Алексеевна

Ст. Старощербиновская, 2021 год

Пояснительная записка.

В настоящее время наша страна переживает один из не простых исторических периодов. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой

Отечественной войной. Одна из задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников - передать эстафету памяти, показать величину и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Я представляю апробированный конспект с воспитанниками.

Конспект  познавательно – образовательного события

для детей старшего возраста по теме:

«Расскажем детям о войне»

Программные задачи:

 - Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

- Пробуждать интерес к прошлому нашей  станицы, страны;

- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

Развивающие:

- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;

- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

- Развивать чувство коллективизма;

Воспитательные:

- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, я случайно услышала, как вы  друг с другом обсуждали очень интересную тему, посвященную нашему героическому народу и предстоящему великому празднику.

Воспитатель: как же называется этот праздник?  

Дети: этот праздник  - День Победы!  

Воспитатель: это  очень   важный праздник для нашей страны.  9 Мая!

Это светлый праздник, когда все люди поздравляют друг друга с Победой и с благодарностью вспоминают тех, кто подарил нам жизнь.   Да, День Победы – это день, когда мы отмечаем победу нашего народа над фашистами.

Воспитатель:

Ой! Посмотрите, что вы видите?

 Дети: здесь лежит письмо

Воспитатель: необычное письмо и на нем георгиевская лента? Интересно, от кого оно? Ребята, может быть, кто-то хочет сам прочитать этот письмо?  Если вы непротив, прочитаю я. Найдите  себе удобное  место. (Все располагаются за столом).

«Здравствуйте, ребята и взрослые. Поздравляю  Вас, ваших воспитанников с наступающим праздником Великой Победы! Немало испытаний выпало

на  долю нашего народа. Но наши солдаты пришли к Победе, потому что всегда были смелыми, отважными, дружными. В моем письме есть просьба, я хочу, что бы вы ее исполнили.  Я   отправляю вам конверты, на каждом конверте  есть цифра, нужно выполнять задание последовательно. Я желаю вам удачи, быть дружными и любить свою Родину. Гордиться ею.  Ваша прабабушка Елена Федоровна

Воспитатель: ребята необычное письмо пришло к нам в группу

Воспитатель: Интересно,  что  означают  эти  цифры?  (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, в письме было сказано:  главное  –

последовательность.  Последовательность чего? Может быть, цифр? А

как же правильно расположить эти конверты?

Воспитатель:  Как мы должны расположить цифры?

Дети:  от 1 до  4.

Воспитатель:  Итак, цифры мы расположили по порядку. Как же поступим дальше?

Дети:  значить и конверты  нужно открывать попорядку

Воспитатель:  попробуем открыть сначала первый конверт потом – 2, потом… (подсказывают дети).

Воспитатель:  Отлично! Мне так хочется узнать, что же нас ждет! И так  конверт № 1? …. (имя ребенка) – открывай!

1 конверт (листочки с вопросами). Как интересно! Здесь какие-то вопросы. Ребята, я без вас не справлюсь, вы мне поможете

Викторина для дошкольников ко Дню Победы

Какой праздник мы отмечаем 9 Мая?  

 Как называлась война?

Сколько лет продолжалась Великая Отечественная  война?

 Что  вы должны  сделать, если 9 Мая встретите  ветерана или пожилого человека?

Воспитатель: Ребята, я  очень вами горжусь. Вы помогли мне ответить на все вопросы.

Нас ждет конверт № 2.  (фотографии военных лет)

Воспитатель:  Ребята,  посмотрите здесь фотографии, они отличаются от фотографий сегодняшних дней?  (ответы детей) (Они  сделанные еще  давно,  черно – белого изображения)

Воспитатель: как вы думаете,  кто изображен на них? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, может кто – ни будь, узнает родное лицо с фотографии.(фото представлено прадедушек воспитанников группы)

Воспитатель:  Денис, расскажи о подвигах своего прадедушки (ребенок представляет рассказ,  о своем прадедушке  приложение №1)

Воспитатель: Виталина, ты узнала фотографию своей прабабушке, детям очень интересно узнать о твоей прабабушке, ты можешь рассказать о ней?    (ребенок представляет рассказ о своей прабабушке  дети войны приложение №2)  

Воспитатель: ребята, вот, как гордо и интересно рассказали ваши друзья о своих героях семьи.

Воспитатель: мы выполнили с вами задание  конверта № 2,  следующий конверт под каким номером?  (ответы детей №3 (фото медалей)

Воспитатель: ребята, как вы думаете,   что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: правильно это ордена и медали, за какие заслуги вручают людям такие награды? (ответы детей)

Воспитатель: может быть вы, знаете,  как называются эти  награды?

(орден красной звезды, его вручали за личное мужество и отвагу в боях,  а это медаль за отвагу.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились и этим заданием. 

Воспитатель: нас ждет следующий конверт, назовите его номер (№4), почему  нам  прислали  четыре конверта,  как вы думаете? (ответы детей) Великая Отечественная война длилась 4 года.

Воспитатель: Катя, открой пожалуйста, этот конверт, ребята, что  прислали нам в этом конверте?  

Воспитатель: почему  в конверте  голуби, что    символизирует голубь? (это символ мира)

Воспитатель:  Подумайте и скажите, что можно сделать с открыткой «Голубь» ответы детей (предлагаю детям разделиться по интересам и выполнить задуманное).

Воспитатель: ребята, вы молодцы, украсили вместе «Окно Победы, мальчики изготовили открытки ветеранам, сделали украшение на парад Победы. Скажите, пожалуйста, почему же было  четыре конверта? Какими наградами награждали героев?   Я думаю,  когда вы  повзрослеете,   тоже будите сильными  и смелыми. Спасибо вам за работу.

 

Конспект   образовательно-туристического маршрута

для детей старшего возраста по теме:

« Хвала солдату»

Программные задачи:

- Познакомить детей с героическим прошлым нашего земляка подростка в годы Великой Отечественной войны.  

- Формировать патриотические чувства,   представления о героизме.

-Воспитывать уважение к  ветеранам .

 Ход образовательной деятельности :

 На столике  в кубанском уголке появилась  фотография молодого паренька в военной форме ,  пилотке  и личные вещи - медаль за отвагу ,  орден красной звезды и гимнастерка.

Воспитатель с детьми  рассматривает фотографию,   предметы    молодого   солдата.

Воспитатель :

- Какие чувства вы испытываете рассматривая эти вещи ?  

-дети:(гордость, тревога, память, страх, жалость, грусть...)

 Воспитатель: -Ребята, кто изображен на фотографии?

-дети:(Солдат, войн, молодой человек)

 Воспитатель: -Как вы думаете, почему фотография этого молодого человека сегодня появилась у нас в группе?

Дети: скоро праздник день Победы

Воспитатель:- правильно ребята скоро праздник  день Победы.

   Я хочу прочитать вам стихотворение  

С. Кочурова

  Давно закончилась война ,

Давно с войны пришли солдаты,

И на груди их ордена

Горят ,как памятные даты

Вам всем , кто вынес ту войну

В тылу иль на полях сражений

Принес победную весну

Поклон и память поколений .  

Воспитатель:   Ребята, вам понравилось стихотворение?  А  какие эмоции вы испытывали, когда слушали это стихотворение?

Дети:  Грусть, сожаление, печаль

Воспитатель :  ребята, сегодня я хотела пригласить вас  в музей нашей станицы,   где  узнаем информацию о нашем земляке который изображен на фотографии.    

Игровые задания по пути следования:

По широкой дороге идем парами.

По тропинке по одному.

Запоминаем какие кусты, деревья  нам встретились на пути.

Воспитатель приглашает пройти  в музей.

Воспитатель: ребята, посмотрите вот фотография нашего молодого солдата Великой Отечественной войны

Познавательный рассказ  экскурсовода по музею

 « Григорий Шрам наш земляк, родился в  станице Старощербиновской 1927 года.   Когда началась война ему было 14 лет , отец  ушел на фронт, а юный  Григорий остался за старшего с матерью и двумя сестрами, вся забота легла на его плечи .

В 1943 году когда освободили станицу Григорий решил уйти добровольцем .  освобождал Киев, Будапешт  был  связистом.

 Из воспоминаний   Григория Шрам «Огонь был такой ,что головы не поднять .  И вот командир хлопает по моему плечу и кричит на ухо : « Связь прервана , сынок, дай связь скорее!» и я пополз меж камней по проводу пока не нашел обрыв, соединил .Здесь его и ранило . На всю жизнь запомнил молодой солдат нескончаемый грохот взрывов, дым, огонь.  Только через сутки подобрали его санитары. Лежал в госпитале в Чепеле , тут и встретил великую Победу .Ему шел 19 год , но  однополчане по прежнему звали сынком. Была Австрия, Болгария домой вернулся в 1946 году. Дома ждал сына отец. Отец служил в санбате. Рассказывал , что свыше 600 раненых с поля боя вынес. У них с отцом и награды одинаковые «  За отвагу», «За взятие Будапешта».

После войны Григорий   работал на элеваторе водителем мотовоза, построил дом , воспитал 3 сыновей , посадил замечательный сад.

Воспитатель:  ребята, вам понравился рассказ о нашем земляке?   А  какими качествами обладал  Григорий, каким он был ?

  дети:  мужественный, храбрый, добрый, отзывчивый..

 воспитатель: Как он проявил свою храбрость?

Дети: -  Не побоялся  защищать Родину

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, можем ли мы внести  имя этого храброго паренька в Книгу Памяти?

дети : Ответы детей

 Воспитатель: Как мы можем поблагодарить воинов-земляков, погибших во время Великой Отечественной войны  ?  

Дети:     возложить цветы  к вечному огню.

Воспитатель:

В парке нашей станицы расположен мемориал « Вечный огонь», в память нашим землякам погибшим  во время ВОВ.

  Предлагаю  возложить цветы  и почтить память минутой молчания.

Воспитатель: ребята вам понравился туристический маршрут. который мы совершили с вами.

-дети :-да

Воспитатель: -а что сегодня нового вы узнали?

 -где мы возлагали цветы?

-а  про какого героя нам рассказывали в музее?

Воспитатель :ребята , я хочу сказать словами нашего солдата земляка Шрам  Григория Семеновича : «Лишь бы мир был на земле, чтобы  не испытали наши дети того лиха, которого выпало на долю отцов и дедов.»

Приложение №1

Дудинов Владимир Васильевич

 родился в  02 мая 1925 году.

 В 17 лет пошел учиться в военное училище, где за год прошел курс обучения на артиллериста на Катюше.

 В 1943 году был оправлен на фронт в составе войск третьего Украинского фронта. Был командиром Катюши, где за заслуги перед Отечеством получил звание гвардии лейтенант.

 9 мая 1945 года встретил в Венгрии, где шли тяжелые бои в окрестностях озера Балатон. После окончания ВОВ, только в 1947 году вернулся домой в город  Гудермес, Чеченская республика. Был награжден Медалью за отвагу, медалью за освобождение Будапешта . Получил Орден Красной звезды, Орден ВОВ второй степени.

После войны устроился работать на железную дорогу, до пенсии проработал главным механиком в депо  .

Приложение №2

 

Лукьяненко (Есауленко) Елена Федоровна

родилась 22 июня 1931 годаC:\Documents and Settings\Виталий\Рабочий стол\IMG-20210308-WA0070.jpg

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война…

В. Викторов

Не знала и маленькая Леночка, что в день ее рождения, в день ее десятилетия страшное слово» ВОЙНА» ворвется в ее жизнь и в жизнь каждого жителя нашей страны. Не знала, что этот день оставит глубокие шрамы в сердцах многих женщин, девушек, девочек, заставит понять истинный смысл жизни – жизнь, какой бы она ни была до этого. Маленькой Лене, как и многим девчонкам тогда, пришлось нелегко.

Лена родилась в обычной крестьянской многодетной семье Есауленко, в которой ее окружали еще 3 сестры и брат. Она была старшей в семье, поэтому все заботы и тяготы легли на ее плечи. Отец ушел на фронт, а мать с детьми вынуждены были скрываться в землянке на территории колхоза им. Фрунзе. Там же Лена с мамой и работали, ведь нужно было кормить себя и остальных детей. Хлеб был на вес золота, а доставался он потом и кровью. Работа была разная: приходилось и скирдовать солому, пахать и сеять на коровах, иногда и самим впрягаться в плуг. Такой же трудной была и уборка хлеба – косили косами, складывали в скирды, потом молотили хлеб. Помогала Лена и на саду - прополка, окучивание, сбор урожая. Только волей судьбы и силой характера семья выжила. Позже, Елена Федоровна была признана тружеником тыла и удостоена юбилейных медалей к Дню Победы, а также праздничных поздравительных открыток от губернатора Краснодарского края и от Президента Российской Федерации.

В 19 лет Елена вышла замуж и родила дочь Тамару, но она была очень слаба, и прожила совсем недолго. Пришлось пережить еще один удар судьбы. Вскоре в семье родился сын Николай, затем Виктор. Третьей была дочь – Танюшка – так моя прабабушка Лена до сих пор называет любимую и единственную дочь. За все тяжести и испытания судьбы, жизнь преподнесла ей огромный подарок – через несколько минут после Танюшки родился и мой дедушка – Сережа. Семья всегда жила очень дружно, поддерживая друг друга в любой ситуации.

Спустя много лет, дети обзавелись своими семьями, детьми, а потом и внуками. Каждый вырос достойным человеком. Сегодня у бабушки Лены 4 детей, 8 внуков, 17 правнуков и скоро она ждет еще одного правнука. По-настоящему мать-героиня, пример подражания для своей семьи, в канун своего 90-летия мечтает лишь об одном – собрать вместе всю свою семью – свою жизнь, свое продолжение. В силу возраста, прабабушка многих не помнит, путает имена, мало что уже может рассказать о тех страшных днях. Но мы не ставим ей в вину, а лишь говорим СПАСИБО, спасибо, что тогда меленькой девочкой нашла в себе силы, пережила войну, спасибо, что помогла родителям сохранить и поднять детей, спасибо, что родила и воспитала достойных людей, спасибо за жизнь, спасибо, что Вы у нас есть.

 

Используемая литература:

 

- М.Б Зацепина « Дни воинской славы» Москва –Синтез 2010

- В. И. Петрова , Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»

Москва-Синтез 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Проект для детей подготовительной группы "Расскажем детям о войне".

В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате мы разработали план проекта для детей подготовительной группы «Фантазеры» под наз...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

«ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет номинация: «Нам не дано забыть»

Уважаемые родители! Великая Отечественная война – важное событие в истории нашей Родины. Как научить детей,  помнить защитников Родины, отстоявших  нашу  землю? Как научить дошкол...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...