Родительского собрания «Изучение окружающего мира посредством народной игрушки»
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Красникова Алёна Андреевна

Цель: ознакомление родителей со значением народной игрушки для детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать сплочению коллектива родителей, созданию психологически комфортной обстановки.

2. Обозначить актуальность ознакомления детей с народной игрушкой.

3. Познакомить с основными образцами народной игрушки.

 

Предварительная работа:

Папка – передвижка «Народные промыслы России».

 

Материалы и оборудование:  образцы народных игрушек.

Ход собрания.

 

Здравствуйте, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время для нашей встречи!

Наша сегодняшняя встреча посвящена игрушкам. Но речь пойдет не тех игрушках, от которых ломятся прилавки детских магазинов, а о тех, которые хранят тепло рук русского народа – народных игрушках.

Казалось бы, время этих игрушек давно прошло, и все чаще мы видим их в сувенирных лавках. Однако, это не значит, что они утратили свое развивающее значение.

Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской), замечательные каталки для малыша 3-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).

Всеми любимая русская матрешка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Матрешка - символ продолжения жизни, символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Свой расписной наряд матрешка позаимствовала у наших предков. И не даром! Ведь костюм русской красавицы был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине. Вот и умельцы–мастера с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами своих деревянных куколок. А мы с вами, благодаря ним, расширяем представление детей о нарядах тех времен.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду. Рассматривая изделия дымковских мастеров, мы видим распространённые сюжеты из жизни наших предков: нянек с детьми, водоносок, баранов с золотыми рогами, индюков, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, скоморохов и барынь.

Процесс изготовления игрушки не прост. Чтобы получить столь изящный продукт, нужно приложить немало усилий. Для начала слепить, затем обжечь, затем забелить и лишь после этого расписать. Благодаря ознакомлению с технологией (в меру возраста) дети получает представление о труде, усидчивости, аккуратности. Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). Все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Глиняные и деревянные свистульки (Филимоновские, Каргопольские) – народный музыкальный инструмент, любимая детская забава тех времен. Помимо огромного эстетического значения они прекрасно развивают дыхательный аппарат малышей.

А вот резные богородские игрушки – самые яркие представители русской динамической игрушки. Они бывают на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Плюс ко всему они заставляют малыша задуматься над азами механики и техники, что развивает его ум, логику и тягу к исследованию.

Все народные игрушки – важнейшее средство нравственно – патриотического воспитания детей. Ведь невозможно не испытывать чувство гордости за изделия, созданные своим народом.

Сегодня мы с вами сделаем игрушку «Зайчик на пальчик».

Для этого нам понадобиться:

- Кусочек ткани, нитки, вата или синтепон.

Подводя итоги нашей встречи, хочется еще раз сделать акцент на том, что народные игрушки помогают расширить кругозор ребенка, знакомя его с предметами быта, культурой, искусством и народным художественным творчеством. Они вызывают добрые чувства по отношению к семье, людям, животным, способствуют накоплению положительного нравственного опыта. Таким образом, игрушки являются теми предметами и образами, которые не только вызывают у ребенка разнообразные чувства, но и придают этим чувствам смысл, становятся непременными  спутниками детей.

Не забывайте, что дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа.  

Надеюсь, наша встреча была полезной для вас!

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobranie_nar.igrushka.doc492 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №10 Детский сад «ЗВЕЗДОЧКА»

Конспект родительского собрания

«Изучение окружающего мира посредством народной игрушки»

                                                       

                                                               Провел: воспитатель Красникова А.А.

 2021


Цель: ознакомление родителей со значением народной игрушки для детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать сплочению коллектива родителей, созданию психологически комфортной обстановки.

2. Обозначить актуальность ознакомления детей с народной игрушкой.

3. Познакомить с основными образцами народной игрушки.

Предварительная работа:

Папка – передвижка «Народные промыслы России».

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, образцы народных игрушек.


Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время для нашей встречи!

Наша сегодняшняя встреча посвящена игрушкам. Но речь пойдет не тех игрушках, от которых ломятся прилавки детских магазинов, а о тех, которые хранят тепло рук русского народа – народных игрушках.

Казалось бы, время этих игрушек давно прошло, и все чаще мы видим их в сувенирных лавках. Однако, это не значит, что они утратили свое развивающее значение.

Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской), замечательные каталки для малыша 3-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).

Всеми любимая русская матрешка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.

Матрешка - символ продолжения жизни, символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Свой расписной наряд матрешка позаимствовала у наших предков. И не даром! Ведь костюм русской красавицы был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине. Вот и умельцы–мастера с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами своих деревянных куколок. А мы с вами, благодаря ним, расширяем представление детей о нарядах тех времен.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду. Рассматривая изделия дымковских мастеров, мы видим распространённые сюжеты из жизни наших предков: нянек с детьми, водоносок, баранов с золотыми рогами, индюков, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, скоморохов и барынь.

Процесс изготовления игрушки не прост. Чтобы получить столь изящный продукт, нужно приложить немало усилий. Для начала слепить, затем обжечь, затем забелить и лишь после этого расписать. Благодаря ознакомлению с технологией (в меру возраста) дети получает представление о труде, усидчивости, аккуратности. Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). Все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Глиняные и деревянные свистульки (Филимоновские, Каргопольские) – народный музыкальный инструмент, любимая детская забава тех времен. Помимо огромного эстетического значения они прекрасно развивают дыхательный аппарат малышей.

А вот резные богородские игрушки – самые яркие представители русской динамической игрушки. Они бывают на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Плюс ко всему они заставляют малыша задуматься над азами механики и техники, что развивает его ум, логику и тягу к исследованию.

Все народные игрушки – важнейшее средство нравственно – патриотического воспитания детей. Ведь невозможно не испытывать чувство гордости за изделия, созданные своим народом.

Сегодня мы с вами сделаем игрушку «Зайчик на пальчик».

Для этого нам понадобиться:

- Кусочек ткани, нитки, вата или синтепон.

Подводя итоги нашей встречи, хочется еще раз сделать акцент на том, что народные игрушки помогают расширить кругозор ребенка, знакомя его с предметами быта, культурой, искусством и народным художественным творчеством. Они вызывают добрые чувства по отношению к семье, людям, животным, способствуют накоплению положительного нравственного опыта. Таким образом, игрушки являются теми предметами и образами, которые не только вызывают у ребенка разнообразные чувства, но и придают этим чувствам смысл, становятся непременными  спутниками детей.

Не забывайте, что дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа.  

Надеюсь, наша встреча была полезной для вас!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Изучение окружающего мира посредством народной игрушки» Подготовила: воспитатель Красникова А.А. МБДОУ №10 Детский сад «ЗВЕЗДОЧКА» г. Тейково

Слайд 2

Цель и задачи Цель: ознакомление родителей со значением народной игрушки для детей дошкольного возраста. Задачи : 1. Способствовать сплочению коллектива родителей, созданию психологически комфортной обстановки. 2. Обозначить актуальность ознакомления детей с народной игрушкой. 3. Познакомить с основными образцами народной игрушки.

Слайд 3

Поговорим об игрушках…

Слайд 4

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста….

Слайд 5

Матрешка - символ продолжения жизни, символ плодородия, богатства, материнства.

Слайд 6

Рассматривая изделия дымковских мастеров, мы видим распространённые сюжеты из жизни наших предков

Слайд 7

Глиняные и деревянные свистульки – народный музыкальный инструмент, любимая детская забава тех времен.

Слайд 8

Резные богородские игрушки – самые яркие представители русской динамической игрушки.

Слайд 9

Все народные игрушки – важнейшее средство нравственно – патриотического воспитания детей.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру «Русские народные игрушки»

Программное содержание:Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию...

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Изучение окружающего мира посредством художественно творческой деятельности.

Насколько разнообразен окружающий мир, открывающийся маленькому человеку ? Знакомство с явлениями в природе, предметами, окружающие его. и сколько еще предстоит узнать. А ведь все надо потрогать, попр...

«Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством Дымковской игрушки»

Формирование эстетического восприятия окружающего мира посредсвом декоративно-прикладного искусства (Дымковской игрушки)...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская народная игрушка-матрёшка».

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусстваПознакомить детей с историей мат...