«Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством Дымковской игрушки»
проект (старшая группа) на тему

Ромашкина Екатерина Вячеславовна


Формирование эстетического восприятия окружающего мира посредсвом декоративно-прикладного искусства (Дымковской игрушки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dymka_prezentatsiya.ppt2.97 МБ
Файл doklad_na_rmo.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» Автор: Ромашкина Е.В. Воспитатель МБДОУ д/с № 39 Одинцово, 2017 г.

Слайд 2

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Слайд 3

Актуальность художественно-эстетического направления развития детей Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения и восторга.

Слайд 4

Основным материалом для изготовления этих игрушек была глина. Вместе с детьми мы решили представить себя мастерами и поработать с глиной, соленым тестом и скульптурным пластилином. Вот как мы это делали...

Слайд 5

В непосредственно образовательной деятельности я познакомила детей с различными видами и способами изготовления дымковской игрушки, как классическими, так и нетрадиционными.

Слайд 6

В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения .

Слайд 7

Попробовать себя в роли «мастеров» и «исследователей» смогли и наши родители, которые дома продолжают вместе с детьми осваивать различные методы изготовления народных игрушек. Это позволяет укрепить семейные отношения и приобщить родителей к истокам народных традиций.

Слайд 8

Рассматривая с детьми разные виды дымковских игрушек, мы обратили внимание на чередование красок, в зависимости от сезонных изменений в природе. Дымковская игрушка дает возможность наглядно закрепить у детей сезонные представления. По колориту и гамме красок дымковская игрушка несомненно напоминает детям о лете. Летом краски яркие и насыщенные.

Слайд 9

Но тем не менее, не забываем мы о Дымковской росписи и зимой... Яркие краски, геометрические узоры и наглядные детали



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                             детский сад   №39

Выступление на районном методическом объединении

«Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством Дымковской игрушки»

                                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                              Ромашкина Е.В.

                                                                                                              МБДОУ №39

2017 г.

      Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны, во всех искусствах, науках и мастерствах.

                                                                                                                                      Денни Дидро

        Согласно ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155 художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

           Изобразительное творчество — специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка — непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. 

           Сформировать эстетическое восприятие окружающего мира важная задача, стоящая перед педагогом. Одним из способов, способствующих решению данной задачи является декоративно-прикладное искусство.
Характеризуя актуальность темы, я вижу, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и  передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения и восторга.

   

   Умение разумно относиться к природе сегодня –это настоящая проблема века. В дошкольном детстве формируются основы экологического сознания. Гуманно-целостное отношение детей к природе, доброжелательное отношение к живым существам, положительный интерес к объектам и явлениям природы. Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей- будущих созидателей новой жизни.
   Само слово «воспитание» говорит нам об особом питании души и сердца ребенка высокими образами истины, Добра и Красоты, и первое место в воспитании должно принадлежать именно Красоте, раскрытию в ребенке восприятия Красоты, так как она сама по себе возвышает и облагораживает человека, это –то человечное, доброе, мудрое, что так всем нам необходимо сегодня.
    У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки, с которых начиналось эстетическое освоение мира ребенком. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я познакомлю вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками.
   Русская дымковская игрушка обладает большей выразительностью, которая рассматривается искусствоведами как эстетическая модель мира, на фоне которой возможно сформировать эстетическое отношение к искусству.
 Также дымковской игрушке характерна игровая образность. Это изображение зверей и птиц (уточки, петухи, козлы, бараны, коровы, свиньи, кони - одноглавые и двуглавые, собаки, медведи), людей (барыни, дамы, военные и всадники, барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке, няньки - кормилицы, наездники, водоноски), растительного мира, а свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья». Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
      Именно поэтому в январе 2017 года я реализовала  короткосрочный проект «Сказочная дымка», который длился две недели. Участниками проекта были воспитатель, дети и родители.
      В процессе реализации проекта я познакомила детей с основами классической дымковской росписи, ее историей и традициями. Занимаясь с детьми лепкой по мотивам глиняной дымковской игрушки, встречаясь с бабушками и дедушками, разучивая старинные русские песни и хороводы, я наблюдала неподдельный интерес детей к происходящему. Также в процессе лепки дети познакомились с различными материалами, такими как классическая глина, соленое тесто и полимерная глина. На занятиях по аппликации дети продолжали знакомится с бумагой различной фактуры, тканью, фетром и другим бросовым материалом. Это позволило расширить кругозор детей и увлечь всех участников проекта исследовательской работой, в результате которой обнаруживается потрясающая и интересная информация.
     Оказывается, до возникновения письменности, люди, пользуясь знаками и орнаментами, рассказывали о своей жизни, вере, обычаях, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.
    Также исследуя с детьми имеющиеся виды дымковских игрушек, я обратила внимание на чередование красок, в зависимости от сезонных изменений в природе. Дымковская игрушка дает нам возможность наглядно закрепить сезонные представления у детей. Чтобы запоминание было ярче и эффективнее- добавляется поэтическое слово о сезонных образах (задействуется не только зрительный и осязательный, но и слуховой с речевым анализаторы). Например, по колориту и гамме красок Дымковская игрушка несомненно напоминает детям о лете. Во- первых, в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (летом краски яркие и насыщенные); во –вторых, образное очеловеченное закрепление сезона (Лето-Летушко, красное); в-третьих, к образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое мы имеем в изобилии, но не всегда удачно получается его преподнести детям. Так впоследствии родилось еще одно интересное открытие: случалось, что перед началом лепки мальчики изъявляли желание лепить «мужичка», а не барыню,- так возникла добавочная гендерная тематика, которая плавно слилась с сезонной.
     Но тем не менее, не забываем мы о Дымковской росписи и зимой. Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали
 и Белый фон. А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
     В этом году, участвуя в конкурсе зимних построек, мы с детьми и родителями выбрали нашей темой «Волшебство народной росписи-Дымка».
     Родители и дети с большим энтузиазмом приняли участие в этом конкурсе. Бабушки шили флажки и украшения, папы сгребали снег, а мамы вместе с воспитателем лепили фигуры. Так на участке возникали лабиринт, дымковский баран, крепость, которые дети с удовольствием расписывали красками и получали огромное удовольствие от творчества.
     Таким образом  результатом работы нашего проекта явились:
- желание наблюдать и создавать в природе;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- развитие у детей эстетического восприятия, интереса  и эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни;
- формирование умения самим создавать прекрасное в рисунках, лепке, аппликации, ручном труде.
- совершенствование навыков образного отражения действительности средствами художественной выразительности (форма , композиция, цвет);
- знакомство с произведениями народных мастеров Дымковской росписи.
   Вот так мы формировали эстетическое отношение к окружающему миру посредством художественного творчества через знакомство с Дымковской игрушкой. В дальнейшем мы планируем продолжить  работу в направлении народно-прикладного искусства (Гжели, Городца , Хохломы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики».

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я поведу тебя в музей!"...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.«ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА».Сегодняшни...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА ТЕМА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высок...

Консультация для родителей: «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет)

Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в привлечении внимания малыша к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства,...

статья «Формирование эстетического отношения к окружающему миру у ребенка дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание – формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетическое отношение ко всему, что нас окружает. Воспитание эстетического отношения к окружающем...

Статья" Формирование эстетического отношения к окружающему миру у ребёнка дошкольного возраста"

Формирование эстетического отношения к окружающему миру у ребёнка дошкольного возраста...