Конспект – сказка «Как дети спасали праздник «День оленевода».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, через   сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» – это сказка о дружбе, любви и вере.  Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. Уточнить знания детей о родном крае, о природе, о диких животных, живущих в тайге, о жилище, одежде, труде коренных народов Севера. Познакомить детей с флагом и гербом ЯНАО. Активизировать и обогащать речь детей словами: «нарты», «ягушка», «малица», «ненцы», «ханты», «оленевод», «чум».  Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям обычаев коренных народов Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» города Надым»

Конспект – сказка

«Как дети спасали праздник «День оленевода».

Подготовительная группа.

C:\Users\Аленьий Цветочек\Desktop\depositphotos_90283552-stock-photo-reindeers-in-a-team-close.jpg

Составила: Воспитатель Ганеева Г. М.

Надым, 2021год

Пояснительная записка:

Дошкольный возраст 6 – 7 лет характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Продолжительность занятия по ФГОС 30 минут.

Программное содержание: Уточнить знания детей о родном крае, о природе, о диких животных, живущих в тайге, о жилище, одежде, труде коренных народов Севера. Познакомить детей с флагом и гербом ЯНАО. Активизировать и обогащать речь детей словами: «нарты», «ягушка», «малица», «ненцы», «ханты», «оленевод», «чум».  Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям обычаев коренных народов Севера.

Материал и оборудование: карта России или глобус, иллюстрации, слайды: живая и неживая природа Ямала, народы Ямала. Рассматривание картин, одежды, жилища; чтение ненецких сказок; чтение книг о нефтяниках, о Крайнем Севере; открытки городов Севера, альбом «Орнаменты Севера» и «Северный край». Кукла в национальном костюме, чум, нарты. ТСО (интерактивная доска).

Предварительная работа: рассказ воспитателя о Севере, о жизни коренных жителей рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край» Чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами, подвижные игры народов Севера, беседы на заданную тему, чтение книг о нефтяниках, о Крайнем Севере.

Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

Описание идеи: Познакомить детей с историей и традициями народов севера, через   сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» – это сказка о дружбе, любви и вере.  Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия. Показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников, через сказку. Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО. Все события в сказке логично вытекают один из другого, и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Ход занятия:

Предварительная работа: Ознакомление и повторение изученного материала:

Здравствуйте мой дорогие друзья. Сегодня я хочу вам рассказать о нашей маленькой Родине, которая называется «Ямал».

Послушайте стихотворение:

Снежный край – ямальская земля,

Теплотой веет от тебя,

Ямал, Ямал – чудесные края,

Ямал, Ямал – богатая земля.

Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите.

Потому что здесь наш дом.

Мы на севере живём.

(показываем слайд картинку на интерактивной доске с изображением карты северного региона).

Воспитатель: Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал». Природа ямальского региона разнообразна. Зима продолжительная и суровая, лето теплое, но короткое. На ямале добывают нефть и газ. Это главные богатства Ямала. Пользуются нефтью и газом не только ямальцы и жители нашей родины, а также отправляют по трубам в другие государства.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним как называется столица нашего округа?

Дети: Салехард.

Воспитатель: Ребята назовите ещё какие северные города вы знаете?

Дети: Ноябрьск, Надым, Салехард, Новый – Уренгой.

Воспитатель: а как называется город, в котором мы с вами живём?

Дети: Надым.

Воспитатель: Правильно, вы молодцы! Ребята давайте вспомним какие по национальности коренные жители проживают на Ямале?

Дети: Ханты, ненцы.

Воспитатель: правильно, у каждого народа есть свой национальный язык, традиций, быт.

Скажите ребята, назовите мне как называется жилище ненцев?

Дети: чум.

Воспитатель: Да ребята, правильно, мы с вами живём в домах, квартирах, а коренные жители Ямала живут в чумах. Чум легко разбирается и собирается, это очень удобно при частых переездах, так как коренные жители Ямала – это кочевный народ.

- Ребята, назовите пожалуйста главные занятия коренных жителей?

Дети: Оленеводство, рыболовство, охота.

Воспитатель: Верхняя одежда у коренных жителей очень интересная.

- у мужчин называется «малица», у женщин «ягушка». Шьют верхнюю одежду из оленьих шкур и украшают разным орнаментом из бисера.

 

(показываем слайды на интерактивной доске с изображением из дидактического материала «Народы севера, «Быт и жизнь ямальцев»).

Воспитатель: ну что ребята, мы с вами провели беседу об основных моментах нашего округа и коренных жителях. Много вспомнили из пройдённого материала и узнали что-то новое.

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришёл в гости ненецкий мальчик по имени Найко – что с перевода с ненецкого означает «Весна», и просит нас ему помочь. Скоро состоится национальный ненецкий праздник «День оленевода», но его не будет, потому что праздник украла Снежная Королева и заточила в своём замке в темницу, который находится очень далеко на берегу Карского моря, среди белых медведей, где много снега и дует сильный холодный ветер. Чтобы добраться до замка нам нужно будет пройти несколько сложных испытаний. Ну, что ребята отправимся с вами в сказочное путешествие по северному региону спасать праздник?

Дети: да!

Воспитатель: давайте возьмемся за руки, встанем в круг, закроем глазки и скажем волшебные слова:

- Здравствуй сказка, как дела?

Ты отсюда не видна

Пусть свершится чудо!

Явись к нам не откуда!

А теперь откроем глазки.

Ой смотрите детки, мы с вами очутились в северной сказке.

(подходим к мольберту с изображением ненцев, стойбище оленевода, выставляем немного декорации северного региона).

Воспитатель: ребята давайте поздороваемся с оленеводом.

Дети: Здравствуйте.

Оленевод: Здравствуйте дети, меня зовут оленевод Сэвтя – что с перевода с ненецкого означает «Зоркий».

Воспитатель: ребята давайте спросим у Сэвтя, может он знает, как нам найти дорогу к замку Снежной Королевы.

Дети: Оленевод Сэвтя, скажи нам пожалуйста, как нам найти дорогу к замку Снежной Королевы. У нас приключилась беда, Снежная Королева украла наш праздник «День оленевода» и заточила в темницу. И мы с моими маленькими друзьями из детского сада идём спасать праздник.

Оленевод Сэвтя: Хорошо ребята я вам помогу, но сначала поиграйте со мной в национальные ненецкие игры.

Дети: Хорошо, мы согласны.

(Дети играют в национальные ненецкие игры).

Игра «Полярная сова и евражки».

Полярная сова находится в углу площадки. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкие удары бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелился или стоит не столбиком, уводит с собой.

Игра «Оленьи упряжки».

Команды строятся за линией старта. Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия.

Чья упряжка первой добежит до финиша, та и побеждает.

Игра «Хейро»

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро» (Солнце). Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

      Правило: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал- «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

(по желанию ведущего – педагога можно заменить игры)

Оленевод Сявтэ: Какие оказались дети смелые, умелые, ловкие. Я таким деткам с удовольствием подскажу дорогу и дам вам в помощь самую лучшую оленью упряжку –нарты сани, и они быстро вас домчат до замка.

Дети: Спасибо добрый оленевод Сэвтя.

Воспитатель: Ну а нам ребята пора отправляться дальше в наше сказочное путешествие.

(подходим с детьми к магнитной доске с демонстрационным материалом – дерево на котором сидит полярная Сова, конверт).

Воспитатель: Смотрите ребята на дереве сидит полярная Сова и рядом с ней конверт.  Давайте спросим у мудрой Совы помощи, может она знает, как нам найти дорогу к замку Снежной Королевы.

Дети: Да.

Воспитатель: Здравствуй Сова, помоги нам пожалуйста, мы заблудились, мы идем спасать праздник «День оленевода», злая Снежная Королева украла наш праздник.

Полярная Сова: Здравствуйте дети. Я помогу вам, но сначала отгадайте загадки про северный регион Ямал?

Дети: Конечно отгадаем.

Полярная Сова: Тогда слушайте внимательно:

- «Десять чёрных бусинок на одной веточке висят?» (черника).

- «Весной зелёными рождаются, а осенью желтеют, краснеют и на землю осыпаются?» (листья).

- «Зимой как ягель, серая, летом как лист осины, коричневая?» (белка).

- «Ходит, а следов не видно?» (рыба).

Полярная Сова: Молодцы ребята, вы очень умные и сообразительные. Справились с заданием. Теперь слушайте внимательно, пройдёте через мой лес и там увидите замок Снежной Королевы. Удачной дороги вам мой маленькие друзья! До свидания!

Дети: Спасибо полярная Сова! До свидания!

Воспитатель: Ну что ребята нам пора отправляться в путешествие.

(подходим к интерактивной доске и показываем слайды с изображением Снежной Королевы и замка).

Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и замок, и сама Снежная Королева. Здравствуй Снежная Королева. Освободи пожалуйста из своей темницы наш праздник «День оленевода»?

Снежная Королева: Я отпущу ваш праздник, но при одном условие, если вы ответите на вопросы моей викторины, согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: дети давайте разделимся с вами на 2 команды, чтобы нам было легче отвечать на вопросы викторины.

Дети: хорошо.

Снежная Королева: Договорились, но, если вы не ответите на мой вопросы правильно, тогда я не когда не отдам вам ваш праздник.

(Снежная Королева задаёт вопросы, сначала к ребятам 1 команды, а потом к ребятам 2 команды).

Вопросы к 1 команде:

  1. Назовите столицу Ямала? (Салехард).
  2. Назовите птиц Ямала? (ворона, холей, утки, воробей, снегири).
  3. Назовите названия грибов, которые растут на Ямале? (белый гриб, маслята, подберёзовик, белая поганка).
  4. Назовите дикое животное, которое занесено в красную книгу? (белый медведь).
  5. Назовите деревья, которые растут на Ямале? (ель, кедр, берёза).    

Вопросы ко 2 команде:

  1. назовите города Ямала, которые вы знаете? (Ноябрьск, Новый Уренгой, Салехард, Надым).
  2. Назовите названия северных ягод? (голубика, морошка, брусника, клюква).
  3. Назовите диких животных, которые обитают на Ямале? (медведь, волк, писец, лиса).
  4. Названия рыб, которые занесены в красную книгу? (муксун, осётр).
  5. Назовите коренных жителей Ямала? (ненцы, ханты).

Снежная Королева: Какие ребята вы молодцы, умники. Столько всего знаете, ответили на все мой вопросы. Забирайте свой праздник, вы победили!

Воспитатель: Ну что ребята справились мы с вами со всеми испытаниями и помогли вернуть праздник нашему другу, ненецкому мальчику по имени Найко.

Найко: Спасибо мой дорогие друзья! Приглашаю вас на наш национальный ненецкий праздник «День оленевода».

Дети: обязательно придём!

Воспитатель: а нам ребята пора возвращаться в группу. Подойдите пожалуйста ко мне, давайте возьмемся за руки, встанем в круг, закроем глазки и скажем волшебные слова, чтобы вернуться в группу:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть!

Воспитатель: Вот ребята мы свами и вернулись из сказки! Откройте глазки.

Рефлексия:

Скажите мне пожалуйста, что вам понравилось больше всего?

А что вам было трудно?

Понравилось вам наше путешествие?

Что вам понравилось больше всего?

А что было очень трудно для вас?

 

Список использованной литературы:

  1. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  2.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  3. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  4. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  5. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.
  6. 22.        Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника- День оленевода

сценарий для проведения мероприятия с детьми "День оленевода!"...

Сценарий праздника "День оленевода" старший дошкольный возраст

Сценарий содержит ненецкие народные подвижные игры, ненецкие песни, стихи посвященные ненецкому празднику на Ямале "День оленевода"...

Сценарий спортивного праздника "День оленевода"

Сценарий для детей 4-5 летнего возраста....

Сценарий ненецкого праздника для детей подготовительной группы «День оленевода»

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения.  На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до...

Сценарий спортивного праздника "День оленевода"

Предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного праздника "День оленевода". этот праздник прошел в нашем ОУ в День открытых дверей. Имел массу положительных отзывов....

Сценарий музыкального праздника "День оленевода"

В материале представлен сценарий праздника для детей 5-6 лет "День оленевода"...

Сценарий национального праздника «День оленевода»

Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера его  истории....