проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Оленеводство»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

Нравственно - патриотическое образование и воспитание с юных лет – самый надежный путь для успешного и грамотного становления ребенка в социуме, большей привязанности к своим корням и родному краю, любви к стране, которая заключается в первую очередь, в любви и уважению к своей малой родине.В ходе игровой деятельности познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).  Создать условия для развития познавательных способностей  детей средней группы по формированию и ознакомлению знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности, способствуя приобщению дошкольников к духовной культуре народов Севера, их быту, культуре, традициям и основным видам деятельности – оленеводству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

социально–познавательного  проекта по патриотическому  воспитанию детей средней группы

«Оленеводство»

Автор: воспитатель

Продолжительность: Краткосрочный .

Тип проекта: социально-значимый, познавательно - развивающий

Участники проекта: Педагоги детского сада, родители (законные представители), дети средней группы.

Формы организации работы над проектом:

  • Режимные моменты
  • Совместная деятельность педагога с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная деятельность с семьёй

Актуальность темы проекта:

«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»

Мы живём на огромной земле, среди великого разнообразия по - своему уникальных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о зле и добре, красоте, отваге и мудрости. Любая страна, город или крошечная деревня уникальны и неповторимы. В каждом месте царит своя особая атмосфера, окружает особая природа, соблюдаются уникальные традиции и обычаи.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда крепким фундаментом на всю жизнь закладываются основы моральных и социальных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Восприятие Родины у детей очень крепко связано с их личными представлениями об окружающих близких им вещах. Семейный быт и жизненный образ, взаимодействие с ровесниками закрепляет в душе ребенка чувство любви и привязанности к месту его жизни. Любовь к близким людям, родному краю – важные качества каждого, даже юного человека. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.

Нравственно - патриотическое образование и воспитание с юных лет – самый надежный путь для успешного и грамотного становления ребенка в социуме, большей привязанности к своим корням и родному краю, любви к стране, которая заключается в первую очередь, в любви и уважению к своей малой родине. В юном возрасте, когда сознание детей еще достаточно гибкое, очень важно привить им любовь и бережное отношение к природным и культурным ценностям своей Родины, формировать с детских лет знания и уважение к уникальным особенностям своего региона. Показать детям воочию красоту и совершенство родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, научить чувствовать ее и воспитать любовь к родным местам, ко всему, что знакомо с самого рождения - одна из важнейших и актуальнейших задач воспитания. Любовь и уважение к родному краю не возникает из ниоткуда. Без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в душах детей истинного патриотизма, понимания себя как гражданина великой страны. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом, этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна

Новизна деятельности  состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов северного края посредствам проектно-исследовательской деятельности на основе тесного сотрудничества детского сада, родителей и воспитанников ДОУ.  

Ребенок дошкольного возраста живёт - играя, поскольку, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Поэтому, при изучении тематики патриотического воспитания необходимо  разбудить в ребёнке интерес к познанию духовной культуры, традиций и быта своего народа, представив все играх, рассказах, занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях. Ведь для того, чтобы привить детям любовь к Родине нужно еѐ любить самому.     Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.    

Основной задача педагогов МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» города Надым» воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь этнокультурного и нравственно-патриотического воспитания.

Проблема: дефицит знаний детей дошкольного возраста о малой Родине, ее особенностях, традициях и основном виде деятельности – оленеводстве.

Гипотеза: через формирование у детей дошкольного возраста знаний о жизни народов Севера и основном виде деятельности – оленеводстве, систематизировать  знания детей о социально-культурных условиях жизни, обычаях, традициях, людей их малой Родины.

Цель: создать условия для развития познавательных способностей  детей средней группы по формированию и ознакомлению знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности, способствуя приобщению дошкольников к духовной культуре народов Севера, их быту, культуре, традициям и основным видам деятельности – оленеводству.

Задачи:

1. Посредствам образовательной деятельности способствовать развитию у детей дошкольного возраста  положительного эмоционально – ценностного отношения к малой Родине, к месту, где они живут.

2. В ходе игровой деятельности познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Способствовать формированию познавательного интереса к культурному наследию народов Севера через просмотр обучающих презентаций по теме проекта.  

4. Способствовать развитию чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) посредствам комплекса тематических бесед.

 5. Посредствам дидактических игр продолжать воспитывать у детей дошкольного возраста уважение и гордость за северный край.

В основу проекта легли следующие принципы:

- Принцип историзма – основной целью данного принципа является сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации – основан на ориентацию образовательного  процесса, направленного на воспитание любови к близким, к родному городу, к Отечеству.

 - Принцип дифференциации – направлен на оптимизацию  условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения темы проекта с учетом возрастных, физических и психологических особенностей дошкольника.

- Принцип интегративности – основным витком данного принципа является тесная взаимосвязь воспитателя и родителей в ходе работы над проектом.

 - Принцип наглядности - использование наглядно – демонстрационного  материала (игрушек, пособий, картинок, технических средств), создающих  развернутую картину действий и результатов.

При непосредственном планировании и дальнейшей реализации проекта принципы побобраны с учетом возрастных особенностей индивидуально-личностного развития детей и интеграции всех образовательных областей.

                     Обогащение словаря: поголовье, выпас, хорей, малица, кисы, хор – самец, важенка – самка, яловая важенка, ездовой бык, теленок.)

Ожидаемый результат:

Использование различных форм и методов работы в сфере нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе детей с краем, где живет ребенок, с бытом, культурой и традициями народов Севера у детей формируются и укрепляются такие нравственные и социальные качества, как:  любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по формированию в душе юных граждан патриотизма так же содействует пополнению знаний детей. Ребята открывают много нового о северном крае, о его особенностях и уникальности, об обычаях и устоях северных народов. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В коллективной игровой и трудовой деятельности между детьми укрепились товарищеские отношения, усовершенствовалась система взаимодействия детей и родителей.

Ознакомление с жизнью народов Севера, их устоями и традициями, культурой, народными промыслами и праздниками, а так же образом жизни и бытом.

Формирование у детей новых и утверждения уже приобретенных знаний в области культурных особенностей северных народов.

Раскрытие и реализация творческих способностей у детей и родителей, создание комфортной среды для реализации.

Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.

Расширение понятия о здоровом образе жизни.

Этапы проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Сроки

1

Подготовительный

На первом этапе был подготовлен паспорт проекта, сформулированы его цель и основные задачи. Определены участники проекта. Расписано содержание проекта, разработано краткосрочное планирование работы с детьми, продуман план взаимодействия воспитателя с родителями.

Сделана подборка методической литературы и иллюстрированных материалов по теме. Подборка материалов, игрушек и атрибутов для игровых занятий, музыкальные композиции по тематике проекта, визуальный материал создается с использованием ИКТ - технологий.

Сбор информаций о жизни коренных народов севера. Систематизировать представления об олене, как  домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Дети

Родители

педагоги

с 1.03.21 по 09. 03. 2021

2

Организационный

Это непосредственно реализация самого проекта, в котором работа велась по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

Этническая принадлежность оказывает огромное влияние на способность ребенка к позитивному взаимодействию и социализации. 

Воспитатели

Дети

Муз.руководитель.

09.03.2021- 15.03.2021

3

Итоговый.

Заключительный

На последнем этапе проекта выявлены приобретенные у детей знания, оформлены результаты проекта.

Проведено заключительное мероприятие. Спортивное развлечение: «Праздник оленевода».

Презентация проекта на педагогическом совете

Воспитатели

16.03.2021

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Календарно – тематический план проекта

Период

ООД

Работа с родителями

Рассматривание

ЧХЛ

Игровая деятельность

09.03. 21

ООД. Составление описательного рассказа «Знакомство с жизнью оленевода».

Тематическая беседа: «Природа и жизнь людей Севера».

Привлечь родителей к изготовлению макета «День оленевода».

Создание патриотического альбома: «Животные северного края».

Консультации для родителей на темы: «Как приобщить ребёнка к родной культуре».

Рассматривание иллюстрации «Северный олень».

Народная Мансийская сказка «Гордый олень».

«Заучивание стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние».

Д/И

«Узнай, чей след»,

С/и: «Скажи по-другому».

П/и «Ловля оленей»,

«Важенка и олененок», «Пастух и олени», «С/р игра: « Айога»,

10

ООД. Обрывная аппликация «Северный олень».

Тематическая беседа: Беседа «Из чего шьют ханты одежду?»

 «Кто такие оленеводы?»

Домашнее задание: просмотр с детьми документальных видеоматериалов о животных Севера.

Создание патриотического альбома: « Северные просторы».

Рассмотрение демонстрационного материала из серии «Дикие животные

«Сказки народов Севера».

Прослушивание музыкального отрывка «Звуки окружающего мира», муз. Т. Э. Тютюнниковой.

П/и «Олени и пастух», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и евражки».

С/и «Угадай по описанию».

Конструирование: «Построй стойбище».

С/р ира:«Кукушка»,

11

ООД. «Оленеводство – основной промысел народов Ханты и Манси».

Тематическая беседа: «Кто такие оленеводы?»

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе по теме проекта.

Создание патриотического альбома: «История и традиция праздника «День Оленевода»».

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Песец и Северный олень  - коренные жители тундры».

Народная Немецкая сказка «Два оленя».

Прослушивание музыкального фрагмента из м/ф «Снежная королева, муз. А. Минкова.

Д/И «Составь картинку». Словесная игра: «Отгадай загадку», «Объясни пословицу».

12

ООД: «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера».

Тематическая беседа «Из чего оленевод мастерит свое жилище»?

Создание патриотического альбома: «Национальная одежда жителей севера».

Консультации для родителей на темы: «О любви к родному краю»,

.

Разучивание песни  «Олененок».

Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Д/И«Выложи хантыйский узор».

Музыкально - интеллектуальная игра «Оленевод – профессия героическая».

15

Тематическая беседа: «Северный олень».

Спортивное развлечение: «Праздник оленевода».

Создание патриотического альбома: « Красная книга нашего округа»; «Моя малая Родина».                                                

         

Чтение загадок о животных Севера

С/р игра:

«День оленевода»

 Д/и: «У кого кто?».

Интеллектуально-познавательная игра «Оленевод – профессия героическая»

16

ООД: Рисование в технике пластилинография «Северный олень»

Создание патриотического альбома: «Северный олень. Интересные факты».

Прослушивание музыкального фрагмента  «Пурга».

Чтение юкагирской сказки «Кто Оленя научил быстро бегать»

Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру».

Практическая значимость проекта:

Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возрасьта, следовательно может использоваться в воспитателями при планировании образовательной деятельности  в дошкольных учреждениях.

Результат деятельности педагогов:

•  Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с  укладом жизни людей, проживающих на территории округа, в частности – оленеводов.

•       Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений о   культуре, быте и уникальных особенностях традиционного жилища оленеводов во все виды детской деятельности.  

Заключение:

Подводя итог проделанной работы по теме проекта можно утверждать, что данная тема была и будет актуальной, поскольку для жителей Севера и Сибири оленеводство является основным источником жизни, а разработанный и реализованный проект в рамках ДОУ максимально близко движется по пути к расширению мировоззрения детей дошкольного возраста о родном крае. Важным является обогащение и систематизация представления детей о быте коренных северных народов, их традициях и обычаях, мудрости и умения жить в гармонии с окружающей природой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
  2. Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "КНИГА" для детей средней группы детского сада.

Педагогический групповой, информационно-познавательный , творческий проект...

Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.

. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет  формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...

Проект "Театрализованная деятельность детей средней группы."

Проет направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. На создание условий, чтобы ребёнок получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций....

Проект "Театрализованная деятельность детей средней группы."

Проет направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. На создание условий, чтобы ребёнок получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций....

проект "Одежда" для детей средней группы.

Проект "Одежда" для детей средней группы детского сада, педагогов и родителей....

Проект праздника для детей средней группы Тема «Здравствуй, лето»

Проект праздника для детей средней группыТема«Здравствуй, лето»...

Проект "Безопасность" для детей средней группы

Цель: систематизация знаний о правилах безопасного поведения на дорогах....