Проект "Мир сенсорики"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_sensoriki.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Вид проекта: среднесрочный .

Тип проекта: познавательный.

Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатели, родители.

Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. В процессе развивающих занятий, дидактических игр у детей происходит накопление сенсорных представлений, ориентировка в цвете, форме, величине предметов, а также группировка предметов по одному или нескольким признакам, установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

В рамках проекта запланировано тесное сотрудничество с родителями в изготовлении авторских дидактических пособий для сенсорного развития детей. 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Освоение цветов спектра (красный, синий, желтый, зеленый), освоение фигур (круг, квадрат, треугольник), соотнесение по образцу, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, формы. Различение среди двух-трех большие и маленькие предметы при условии резких различий. Сравнивание 3 предметов по величине.

При поддержке взрослого используют простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует предметы по заданному образцу (по цвету, форме, размеру). 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Восприятие является ведущей на фоне других психических функций в раннем возрасте. Оно находится в сензитивном периоде. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Проведенный мониторинг нервно-психического развития детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития восприятия и формирования представлений о свойствах предметов у детей раннего возраста, и с другой – недостаточный уровень сенсорного развития воспитанников группы привели к выбору темы проекта.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА: предметная деятельность детей с объектами ближайшего окружения.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА: совокупность методов, приемов и средств, направленных на повышение сенсорной культуры детей в процессе предметной деятельности с объектами ближайшего окружения.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для повышения уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Познакомиться с современной педагогической, психологической и методической литературой по проблеме познавательного развития детей раннего возраста.
  2. Провести анализ условий для сенсорного развития воспитанников в группе.
  3. Организовать работу с детьми, направленную на повышение их сенсорной культуры (развивающие занятия, дидактические игры, индивидуальные упражнения, продуктивные виды деятельности).
  4. Провести консультации и индивидуальные беседы с родителями по вопросам сенсорного развития детей.
  5. Приобщить родителей к изготовлению авторских дидактических пособий.

 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети 2-3 лет, воспитатели, родители

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: апрель,май

.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 

Фланелеграф, иллюстрации, матрешки разных величин, сортеры, геометрические фигуры, лото, кубики разных цветов, пирамидки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА

  • Повышение уровня сенсорного развития детей.
  • Систематизация дидактического материала по развитию восприятия у детей.
  • Привлечение родителей к изготовлению пособий и оборудования по сенсорному развитию.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы авторскими пособиями.
  • Разработка рекомендаций для родителей по познавательному развитию детей раннего возраста.
  • Повышение профессиональной компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Презентация опыта работы на персональной странице официального сайта детского сада.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вербенец А.М., Сонцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». – СПб.: «Детство-пресс», 2013.
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: «Мозайка-Синтез», 2009.
  3.  Бурейшина О.М. «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста» // Дошкольная педагогика, март 2014 .
  4. Тимофеичева И.В, Оськина О.Е  "Ладушки" Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста.2011
  5. Соляник Е.Н" Развивающие игры." 2010
  6. Погудкина И.С "Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста.
  7. Пешкова Н.В"Развивающие занятия с детьми раннего возраста: простые секреты успешной работы.
  8. Томашевская Л.В, Герц У.Ю , Андрюшенкова Е.В" Интегрированные занятия с детьми в период адаптации в детском саду.
  9. Хомякова Е.Е "Комплексные развивающие занятия".

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • Определение актуальности и значимости проекта, постановка целей.
  • Проведение педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей).
  • Анкетирование родителей с целью выявления их компетентности в вопросах сенсорного воспитания детей.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта.
  • Систематизация наглядно-дидактического материала и организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап

  • Проведение серии развивающих занятий с детьми:

"Красный цвет."

Цель:

1. Учить находить и правильно называть красный цвет.

2. Уточнять знание красного цвета, упражнять в нахождении красных предметов среди остальных.

3.Учить различать на ощупь предметы, доставать нужный предмет по словесной инструкции.

"Желтый цвет. "

Цель:

1.Учить находить и правильно называть желтый цвет.

2.Учить сравнивать предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук

"Синий цвет ."

Цель:

1.Учить отличать и правильно называть синий цвет.

2.Учить строить из кубиков воротики, обыграть постройку.

"Зеленый цвет."

Цель:

1.Учить находить и правильно называть зеленый цвет.

2.Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выкладывать кружки по цвету.

«Знакомство с кругом»

Цель:

1.  Познакомить детей с геометрической фигурой круг.

2. Закрепить знания основных цветов.

«Знакомство с квадратом»

Цель:

1. Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом и его свойствами.

2. Закреплять навыки наклеивания готовых форм на поверхность.

3.Развивать познавательные процессы и речь детей.

"Знакомство с треугольником."

Цель:

1. Познакомить детей с геометрической фигурой-треугольником.

2.Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур. 

"Сравнение предметов по величине: большой – маленький."

Цель:

 1.Формировать понимание слов – большой и маленький.

2. Побуждать детей к показу повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.

  • Дидактические игры и развивающие упражнения с детьми:

1. «Цветные кубики».

Цель: закреплять умение различать и называть цвета.

2.  «Спрячь шарик».

Цель: упражнять в ориентировке ребенка в величине предметов.

3. «Разборка и складывание пирамидки».

Цель: развивать восприятие величины и цвета, наличие соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

4.  «Круглое - не круглое».

Цель: находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

5.  «Что нам привез Мишутка?».

Цель: определять форму и размер предмета путем осязательного обследования.

6. «Разноцветные ленточки».

Цель: различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

7.  «Раз, два, три – ищи!».

Цель: строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Закрепить представления о величине, форме, цвете.

8." Разборка и складывание матрёшки".

Цель: выявить уровень развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

9." Парные картинки."

Цель: выявить уровень развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

  • Просмотр мультимедийных презентаций  «Фигуры», «Форма», «Веселая геометрия», «Цвета», «Большой – маленький».
  • Рисование

«Огоньки ночью».

Цель: формировать у детей отношение к цвету, как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета из 4-х предложенных. Развивать чувство цвета.

«В гости к зайке-попрыгайке».

Цель: продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат).

  • Лепка

«Мячи для куклы Тани».

Цель: закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина; упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине; побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

«Конфеты для игрушек».

Цель: упражнять в умении определять и называть цвет.

  • Изготовление совместно с родителями авторских пособий и дидактических игр для сенсорного развития детей:
  1. «Книжка – малышка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цветов, формы предметов.

  1. «Дидактическая ширма».

Цель: Развитие мелкой моторики рук, изучение цветов;

азноцветные фигуры."

Цель:

1.Формировать внимание детей на форме предмета;        

2.формировать умение раскладывать фигуры по названию цвета и формы;  

 

"Одень куклу."

Цель:

1.Способствовать развитию цветовосприятия ;

2.Развивать сенсорный опыт;

"Поможем бабушке."

Цель:

1.Закреплять знание цветов;

2.Развивать сосредоточенность, умение наматывать нитку равномерно распределяя по всей бигуди.

" Накорми мишку."

Цель:

1.Формировать практические знания о величине ( большой, маленький).

2. Формировать умение подбирать предметы определенного размера, развивать зрительную ориентировку.

"Веселый пупс."

Цель:

1. Развивать сенсорное восприятия, мелкой моторики рук,  активной речи детей раннего возраста.

"Воздушные шарики".

Цель:

1. Формировать представления о величине предметов.

2.Воспитывать внимание, речь.

"Божья коровка".

Цель:

1.Формировать представления о величине предметов, стимулировать развитие цветовосприятия, воспитывать внимание, развивать речь;

 

  • Консультации для родителей:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»,

«Какие игрушки необходимы детям»

«Роль развивающих игр для детей»

 

Заключительный этап

  • Анализ результатов проекта (оценка индивидуального развития детей, анкетирование родителей).
  • Фотоотчет на странице группы официального сайта детского сада.
  • Презентация опыта работы на персональной странице официального сайта детского сада.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Занятие по сенсорному развитию в первой младшей группе. «Знакомство с красным цветом»

Цель:

1.познакомить детей с красным цветом.

2.обогащать словарь детей.

4.воспитывать интерес к занятиям.

Материал к занятию: ежик, корзина, муляжи фруктов и ягоды, кукла и игрушки.

Раздается стук в дверь. Входит воспитатель и вносит ежика с корзинкой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите кто к нам пришёл на занятие

Дети: ёжик.

Воспитатель: а где живет ёжик?

Дети: в лесу.

Воспитатель: а как вы думаете чем –же питается ёжик?

Дети: если дети затрудняются ответить то им помигает воспитатель.

ВоспитательА скажите пожалуйста какой ёжик.

Дети: Маленький, красивый, добрый, колючий.

Воспитатель: А что ёжик принёс нам?

Дети: Корзину.

Воспитатель: Хотите посмотреть что нам принёс ёжик.

ДетиДа.

Воспитатель: Воспитатель достаёт по очереди фрукты обращаясь индивидуально к детям с вопросом что это, и какого цвета.

Дети: Отвечают. Яблоко –красного цвета, слива-красного цвета, гранат –красный и т. д.

Воспитатель: Молодцы! ежик очень рад что вы правильно назвали все цвета фруктов и ягод.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы все знаете. За это ежик вас хочет угостить яблоками.

А сейчас ежик предлагает вам пойти и поиграть с фруктами в нашем уголке. Угостить наши игрушки.

Конспект занятия в первой младшей группе «Большой -маленький.»

Цель:

1.учить различать предметы по величине.

2. учить детей объединять предметы по величине.

Материалы: мягкая игрушка львенок, кубики (большие и маленькие, две корзины (большая и маленькая).

Ход занятия: Воспитатель заходит в группу с мягкой игрушкой львенком.

-Ребята, к нам в гости пришел львенок. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с львенком.

-Посмотрите, ребята, львенок очень любит играть и принес свои игрушки. Что это, ребята? (воспитатель показывает на кубики).

Дети отвечают.

-Правильно, это кубики.

Воспитатель берет кубики (большой и маленький) и кладет их на стол.

-Ребята, посмотрите, кубики разные, большие и маленькие.

Воспитатель берет маленький кубик.

-Посмотрите, ребята, это маленький кубик. Его можно спрятать в ладошках.

Воспитатель берет большой кубик.

-А этот кубик большой. Его невозможно спрятать в ладошках.

Воспитатель предлагает детям попробовать спрятать маленький кубик, затем большой.

А теперь, ребятки, нам пора прощаться с Львенком, скажите ему  до свидания.

До свидания  Львенок.

Развитие сенсорных способностей детей младшей группы

(консультация для родителей)

  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

   После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

   Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

   В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

   В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

   В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

   Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

   Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

   Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

   Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

   Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

   Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

   Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

   Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
  Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

   Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.

   Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
  Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

   Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

   Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось. 

   Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

   Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
  Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
  Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

   Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

   Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

   Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

   Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

   Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

   Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.

   Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

   Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
  Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

   Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

   Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

   Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

   Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету.  Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его 

Краткосрочный проект в младшей группе

На тему: «Мир сенсорики»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №218»

Подготовили воспитатели:     Астафьева И.Н.

        Санникова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...