«Инновационные практики реализации ФГОС ДО» Образовательный проект на тему: «У природы нет плохой погоды».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Настоящее время – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам приводят к тяжелым экологическим последствиям, к изменению климата. Благодаря современным исследованиям человечество получило возможность заранее узнавать, что ждать от погоды в ближайшие дни. Наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность на метеорологической станции в дошкольном учреждении позволяет поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе, следить за изменениями в погоде, развивать детскую любознательность, пытливость ума, активность, инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_s_prilozheniyami.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Инновационные практики реализации ФГОС ДО»
Образовательный проект на тему: «У природы нет плохой погоды».
Авторы проекта: Завьялова Елена Анатольевна - воспитатель,
Санкт- Петербург
2019
Информационная карта проекта
Проект создан с учетом реализуемой в ГБДОУ детском саду № 13 Петродворцового района СПб парциальной программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».
Название проекта: «У природы нет плохой погоды»
Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы Михайлова П.М., Завьялова Е,А., старший воспитатель Липченко И.И.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: долговременный сентябрь - август
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Введение:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал Лев Семёнович Выготский.
Актуальность проекта:
Настоящее время – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам приводят к тяжелым экологическим последствиям, к изменению климата. Благодаря современным исследованиям человечество получило возможность заранее узнавать, что ждать от погоды в ближайшие дни. Наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность на метеорологической станции в дошкольном учреждении позволяет поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе, следить за изменениями в погоде, развивать детскую любознательность, пытливость ума, активность, инициативу.
Новизна:
Организация метеостанции на территории детского сада с целью создания необходимых условий для организации практических наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов
Проблема:
Воспитанники подготовительной к школе группы не имеют возможности в полной мере пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды (градусник, барометр, осадкомер, ветряной рукав, флюгер), не всегда могут установить взаимосвязь между погодными и природными явлениями.
Гипотеза исследования:
Работа на метеостанции даст детям возможность сравнить результаты наблюдения с народными приметами, дети научатся пользоваться элементарными приборами для определения погоды, фиксировать результаты наблюдений в дневнике погоды, у
воспитанников сформируются основы экологической грамотности.
Объект исследования: погодные и природные явления, народные приметы
Цель проекта: Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через использование метеоприборов и народных примет, как средства определения погоды.
Задачи проекта:
- Создавать условия для организации опытно-исследовательской деятельности детей на метеоплощадке;
- Познакомить детей с профессией метеоролога через организацию сюжетно-ролевой игры;
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека;
- Научить детей пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды (градусник, осадкомер, ветряной рукав, флюгер), обобщать и фиксировать данные, полученные на метеорологической станции в дневниках наблюдений;
- Познакомить с народными приметами, как средством определения погоды;
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать экологическую культуру.
6. Методы работы над проектом:
- практическая деятельность;
- наблюдение;
- сопоставление;
- сравнительный анализ и обобщение данных;
- игровая деятельность
Планируемые результаты, практическая значимость: Работа детей на метеостанции позволит понять, как связаны природные явления и погода. Дети научатся пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды, сопоставить народные приметы и погодные условия; Собранный материал может быть использован в повседневной жизни, а приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Продукты реализации проекта:
- Организация тематического центра в группе «Гидрометцентр»;
- Организация и оснащение метеостанции на территории детского сада;
- Изготовление лэпбука «Моя метеостанция», сумки-переноски «Юный натуралист»;
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу, интернет-публикаций по данному направлению;
- Провести анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных данных;
- Определить цели и задачи;
- Создать условия для реализации проекта (организовать на территории детского сада метеоплощадку);
- Разработать тематический план работы на метеостанции по сезонам (наблюдения на метеостанции и приметы).
- Разработать дневник наблюдений;
- Изготовить игровые пособия и тематический центр в группе «Гидрометцентр»; - Познакомить родителей группы с проектом.
- Создать условия для совместной познавательно-исследовательской деятельности родителей и детей
2 этап – основной, практический
- знакомство с профессией метеоролога, демонстрация презентации;
- открытие «Гидрометцентра» в группе;
- внесение в развивающую предметно-пространственную среду лэпбука «Моя метеостанция», пособия «Сумка метеоролога»;
- знакомство с элементарными приборами для определения погоды;
- организация сюжетно-ролевой игры «Метеорологи»;
- проведение практических занятий на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений в дневнике погоды;
- сравнение результатов наблюдения с народными приметами
3 этап - заключительный
Обработка полученных результатов.
Содержание проекта
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе, о погодных явлениях
Нашим коллективом было принято решение организовать на территории детского сада метеорологическую площадку, где дети смогут не только вести наблюдения за погодой, но и заниматься экспериментальной деятельностью. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (термометр, ветряной рукав, барометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ловец облаков).
Основными методами работы выступили наблюдения, практическая деятельность
Формы организации работы с детьми: НОД; сюжетно-ролевая игра; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.
Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз. Дети вместе с воспитателями проводят сравнение народных примет с состоянием погоды, определяемое по приборам.
Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- дать относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава,
- определять стороны света и направление ветра с помощью флюгера,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
- с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
С наступлением тепла на метеоплощадку высажены растения-синоптики:
анютины глазки, одуванчики, календула - перед дождем закрывают свои цветки; герань наоборот вытягивается и распрямляет стебли;
лилии, гиацинты, флоксы - перед дождем усиленно пахнут;
если на широких листьях канн утром выступают прозрачные капельки воды, днем обязательно пойдет дождь.
Весь накопленный опыт работы на метеоплощадке дети переносят в игровую и повседневную деятельность.
Примерный план работы над проектом
Сроки проведения | Название мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | знакомство с профессией метеоролога; ведение экологических тетрадей «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич | демонстрация презентации, работа в тетрадях |
октябрь | открытие «Гидрометцентра» в группе | беседа, игровая деятельность |
ноябрь | изготовление и внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособия «Лэпбук» | совместная деятельность, дидактические игры, экспериментирование, загадки, беседы |
декабрь | Знакомство с работой приборов для определения погоды (термометр, барометр, флюгер, осадкомер) фиксирование данных наблюдений за погодой | Практическая деятельность, экспериментирование |
январь | знакомство с работой приборов для определения погоды (ветряной рукав, флюгер ) | практическая деятельность, экспериментирование |
февраль | организация сюжетно-ролевой игры «Метеорологи» | совместная игровая деятельность |
март | изготовление пособия «Сумка метеоролога» | совместная деятельность, загадки, пословицы, приметы |
апрель | проведение практических занятий на метеоплощадке, знакомство с прибором «Ловец облаков» | практическая деятельность, наблюдения, экспериментирование, беседа «на что похожи облака», творческая деятельность |
май | проведение практических занятий на метеоплощадке | практическая деятельность, наблюдения, экспериментирование, игра «по станциям» |
июнь, июль, август | знакомство с солнечными часами, насекомые и цветы – природные синоптики, сравнение народных примет с данными, полученными в ходе наблюдений на метеостанции | практическая деятельность, наблюдения, экспериментирование, |
Библиография:
- О.А. Воронкевич парциальная программа «Добро пожаловать в экологию», СПб, «Детство-пресс», 2018г.;
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Москва, «Мозаика-синтез», 2019г.;
- В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», Москва, ТЦ «Сфера», 2009;
Интернет-ресурсы:
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-chieloviek-i-priroda-nieotdielimy;
- https://www.maam.ru/detskijsad/tema-proekta-meteostancija-v-detskom-sadu.html;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/08/11/proekt-meteostantsiya-v-detskom-sadu
Приложение 1
Примерный календарь примет наблюдений
Время года | Месяц | Приметы |
осень | сентябрь | Гром в сентябре предвещает теплую осень. Если первый день бабьего лета ясный, то бабье лето будет теплым и солнечным. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. |
октябрь | В октябре гром — зима бесснежная. | |
ноябрь | Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет. 9 ноября – Если ветры веют буйные – быть вьюгам-метелям до 19 декабря. Ноябрь — ворота зимы. | |
зима | декабрь | Первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый – быть влажному лету, а сухой и легкий – быть и лету сухим. Декабрь снежный и холодный – будет и год плодородный. Если в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть. Теплый декабрь – к затяжной зиме и поздней холодной весне. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – это к урожаю. |
январь | Если в январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.. Проследить, что если в Крещенье метель – и на Пасху метель. На Крещенье снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю. Проследить есть ли в январе частые снегопады и метели. Если есть, то июль будет дождливым. Отметить в дневнике наблюдений был ли холодным январь. Если был, то июль будет сухой и жаркий, а грибов не будет до осени. Если рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне. | |
зима | февраль | Рассказать детям, что если висят длинные сосульки в конце февраля – это к долгой весне. Родителям можно предложить обратить внимание дошкольника на то, что, если посмотреть 1 февраля на небо и увидеть на нем много звезд, то зима будет долгой. Коли 1 февраля погода ясная – весна будет ранней. Отметить в дневнике наблюдений, что теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна. Посмотреть на прогулке, прилипает ли снег к деревьям. Если прилипает – к теплу. |
весна | март | Рассказать детям, что какой будет март, такая и весна будет. Если услышат гром ранней весной – будет холодно. Показать трясогузку на картинке. Объяснить, что если она прилетит в марте, то через 12 дней река разольется. Отметить это в дневнике наблюдений. 14 марта – На Евдокию погоже – все лето пригоже. Объяснить чем этот день необычен. Занести в дневник наблюдений. 22 марта – День «40 святых». Объяснить детям, почему так назвали этот день. На Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, скворцов, куликов. В представлении славян птицы на крыльях приносили весну. Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. Отметить это в дневнике наблюдений. |
апрель | Рассказать, что если синее небо в апреле – к теплу и дождю. А звездные ночи в конце апреля – к урожаю. Отметить рисунком в дневнике наблюдений. 18 апреля – день Федула-ветренника. Объяснить, чем знаменит этот день. Если день солнечный – ждите хорошего лета, если пасмурный – ненастье и плохое лето. 24 апреля – Если воды не потекли, то весна поздняя и лето будет плохим. | |
май | Рассказать, что если май холодный – год хлеборобный. Дождь в мае – жди урожая. Обратить внимание на прогулке 4 мая на черемуху. Если черёмуха зацвела, то будет тёплое лето. 13 мая – этот день отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер – то, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. Отметить в дневнике наблюдений это число и нарисовать соответствующий теме рисунок. 25 мая – день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Отметить в дневнике. 26 мая – Лукерья Комарщица. Появились комары. Будет потепление в ночную пору. Наши предки с этого дня начинали сбор лекарственных трав. Сделать заметку в дневнике наблюдений. | |
лето | июнь | Сделать заметку в дневнике наблюдений: 10 июня – если день был погожий и тихий, это предвещало хороший урожай. Отметить в дневнике наблюдения этот важный день: 22 июня – конец весне – почин лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. В реке спад воды. 25 июня – поворот: солнце на зиму, а лето – на жару. |
июль | Сходить с детьми в парк на экскурсию и посмотреть много ли там ягод. Обилие ягод предвещает холодную зиму. Дать детям задание, посмотреть утром на траву. Если трава сухая – к ночи ожидай дождя. 13 июля в лесу на экскурсии послушать кукует ли кукушка, если кукушка продолжает куковать – лето будет хорошее и долгое. 15 июля – появляются на деревьях желтые листья – к ранней осени и зиме. Отметить это в дневнике наблюдения и сделать рисунок. 21 июля – Начало самой сильной жары | |
август | Рассказать, что августовские росы – к хорошей погоде. Объяснить детям, что 7 августа – Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной. Занести в дневник наблюдений, что если 17 августа – погода будет хорошая, то и ноябрь будет хорошим. 26 августа – день Тихона. Объяснить, почему так назван этот день. Проследить, ветры дуют тихо – к хорошей погоде, а бурей проносятся – быть дождливому сентябрю. |
Приложение 2
Методика организации исследовательской деятельности
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Вид познавательно-исследовательской деятельности | Примеры реализации в подготовительной группе |
Поисково-исследовательская | Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. |
Познавательно-практическая | Выполнение комплекса практических действий для исследования свойств, качественных изменений объекта. |
Приложение 3
Подборка примет на тему: «Животные и растения – природные синоптики»
Приметы «Животные - синоптики» | ||
1 | Паук неподвижно сидит посредине паутины - к непогоде; прячется в угол - перед дождем. | |
2 | Жуки прячутся в норы - вскоре будет дождь. | |
3 | Мошки лезут в лицо - ожидай дождя. | |
4 | В муравейнике открыты ходы и видно оживленное движение муравьев - к хорошей погоде. | |
5 | Муравьи прячутся в муравейнике - вскоре будет сильный дождь. | |
6 | - Собака роет землю - быть дождю, катается по земле - к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, - ожидай холод, лежит вытянувшись - к теплу | |
7 | Перед хорошей погодой мухи оживленно жужжат. Если приближается ненастье, мухи сидят тихо | |
8 | Ласточки, стрижи летают высоко, к хорошей погоде, а низко к дождю. | |
9 | Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - мало снега будут Осенью птицы летят высоко - зима будет теплая. | |
10 | Воробушки купаются в пыльных лужах - к дождю | |
11 | Кошка мордочку прячет - на холод Кошка моется и лижет лапку - к ветру. | |
12 | Утром кричат синицы - к морозу | |
13 | Птицы сидят на верхушках деревьев - к непогоде. | |
14 | Вороны расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра | |
15 | Кружащиеся в воздухе вороны и галки предчувствуют снег | |
16 | Ласточки прилетели - скоро гром загремит. | |
17 | Ласточки летают высоко - к ветру. | |
18 | Встретить в марте дятла - к поздней весне. | |
19 | Если прилетели дрозды, значит стоит бояться морозов. | |
20 | Много синиц у дома - к холодной весне | |
21 | - Если грачи и жаворонки прилетели рано, значит, весна будет теплой, а урожай богатым. - Если прилетевшие из теплых краев птицы очень упитанные, значит, весна будет холодной и продолжительной | |
22 | Если летом хорошо слышится пение кукушки — стоит ждать хорошую погоду, которая продержится довольно долго. | |
Приметы «Растения - синоптики» | ||
1 | Лес шумит к непогоде | |
2 | Если береза и клен весной выделяют сок - к потеплению. | |
3 | Сильно запахла сирень - к дождю. | |
4 | Если ветви ели или сосны опускаются вниз - к дождю. | |
5 | Если цветки розы или шиповника днем не раскрывают своих бутонов - к дождю. | |
6 | Если цветки шиповника, и розы закрываются - к дождю. | |
7 | Большой урожай рябины - к большим морозам зимой | |
8 | Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы | |
9 | Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме | |
10 | Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая | |
11 | Фиалка перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая | |
12 | С утра одуванчик не раскрывается - близится гроза. Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух - к ясной, хорошей погоде. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены | |
13 | Клевер луговой: его трехлопастные листики перед ненастьем складываются, а задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются. | |
14 | Примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях. Влажными становятся листья черемухи, ивы. | |
15 | Когда цветет черемуха - будет холод. | |
16 | Летом на деревьях появились желтые листья - осень будет ранняя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ
1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема: «У природы нет плохой погоды»
Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе....
Проект на тему «У природы нет плохой погоды»
Проект на тему «У природы нет плохой погоды»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «У природы нет плохой погоды».
Цель: Обобщить представление детей по теме «Весна». Закрепить представление детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательная: расширять представление ...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром Тема: "У природы нет плохой погоды"
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миромТема: "У природы нет плохой погоды"...
методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего
АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднегоо дошкольного возраста по развитию речи, на тему: «У природы нет плохой погоды»
Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образова...