«Инновационные практики реализации ФГОС ДО» Образовательный проект на тему: «У природы нет плохой погоды».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Завьялова Елена Анатольевна

Настоящее время  – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам приводят к тяжелым экологическим последствиям, к изменению климата. Благодаря современным исследованиям человечество получило возможность заранее узнавать, что ждать от погоды в ближайшие дни. Наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность на метеорологической станции в дошкольном учреждении позволяет поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе, следить за изменениями в погоде, развивать детскую любознательность, пытливость ума, активность, инициативу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_s_prilozheniyami.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников   Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Инновационные практики реализации ФГОС ДО» 

Образовательный проект на тему: «У природы нет плохой погоды».

Авторы проекта: Завьялова Елена Анатольевна - воспитатель,

Санкт- Петербург

2019

Информационная карта проекта

Проект создан с учетом реализуемой в ГБДОУ детском саду № 13 Петродворцового района СПб парциальной программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».                                                                       

Название проекта: «У природы нет плохой погоды»

Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы Михайлова П.М., Завьялова Е,А., старший воспитатель Липченко И.И.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долговременный сентябрь - август

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Введение: 

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал Лев Семёнович Выготский.

Актуальность проекта: 

Настоящее время  – время ухудшения экологической ситуации во всем мире, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Отчуждение от природы, эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам приводят к тяжелым экологическим последствиям, к изменению климата. Благодаря современным исследованиям человечество получило возможность заранее узнавать, что ждать от погоды в ближайшие дни. Наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность на метеорологической станции в дошкольном учреждении позволяет поддерживать интерес детей к наблюдениям в природе, следить за изменениями в погоде, развивать детскую любознательность, пытливость ума, активность, инициативу.  

Новизна:

Организация метеостанции на территории детского сада с целью создания необходимых условий для организации практических наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов

Проблема:

Воспитанники подготовительной к школе группы не имеют возможности в полной мере пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды (градусник, барометр, осадкомер, ветряной рукав, флюгер), не всегда могут установить взаимосвязь между погодными и природными явлениями.

Гипотеза исследования: 

Работа на метеостанции  даст детям возможность сравнить результаты наблюдения с народными приметами, дети научатся пользоваться элементарными приборами для определения погоды, фиксировать результаты наблюдений в дневнике погоды, у

воспитанников сформируются основы экологической грамотности.

Объект исследования: погодные и природные явления, народные приметы

Цель проекта: Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через использование метеоприборов и народных примет, как средства определения погоды.                                    

Задачи  проекта:

  • Создавать условия для организации опытно-исследовательской деятельности детей на метеоплощадке;
  • Познакомить детей с профессией метеоролога через организацию сюжетно-ролевой игры;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека;
  • Научить детей пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды (градусник, осадкомер, ветряной рукав, флюгер), обобщать и фиксировать данные, полученные на метеорологической станции в дневниках наблюдений;
  • Познакомить с народными приметами, как средством определения погоды;
  • Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать экологическую культуру.

6. Методы работы над проектом:

  • практическая деятельность;
  • наблюдение;
  • сопоставление;
  • сравнительный анализ и обобщение данных;
  • игровая деятельность

Планируемые результаты, практическая значимость:                                                                                                 Работа детей на метеостанции позволит понять, как связаны природные явления и погода. Дети научатся пользоваться элементарными метеоприборами для определения погоды, сопоставить народные приметы и погодные условия;  Собранный материал может быть использован в повседневной жизни, а приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Продукты реализации проекта:

  • Организация тематического центра в группе «Гидрометцентр»;
  • Организация и оснащение метеостанции на территории детского сада;
  • Изготовление лэпбука «Моя метеостанция», сумки-переноски «Юный натуралист»;

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный.

- Изучить и проанализировать методическую литературу, интернет-публикаций по данному направлению;

- Провести анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных данных;

- Определить цели и задачи;

-  Создать условия для реализации проекта (организовать на территории детского сада метеоплощадку);

-  Разработать тематический план работы на метеостанции по сезонам (наблюдения на метеостанции и приметы).                                                                                                                                                

- Разработать дневник наблюдений;

- Изготовить игровые пособия и тематический центр в группе «Гидрометцентр»;                                                                                                                -  Познакомить родителей группы с проектом.

-  Создать условия для совместной познавательно-исследовательской  деятельности родителей и детей

2 этап – основной, практический

- знакомство с профессией метеоролога, демонстрация презентации;

- открытие «Гидрометцентра» в группе;

- внесение в развивающую предметно-пространственную среду лэпбука «Моя метеостанция», пособия «Сумка метеоролога»;

- знакомство с элементарными приборами для определения погоды;

- организация сюжетно-ролевой игры «Метеорологи»;

- проведение практических занятий на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений в дневнике погоды;

- сравнение результатов наблюдения с народными приметами

3 этап - заключительный

Обработка полученных результатов.

Содержание проекта

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе, о погодных явлениях

Нашим коллективом было принято решение организовать на территории детского сада метеорологическую площадку, где дети смогут не только вести наблюдения за погодой, но и заниматься экспериментальной деятельностью. С ее созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для наблюдения за погодой были использованы традиционные приборы (термометр, ветряной рукав, барометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ловец облаков).

Основными методами работы выступили наблюдения, практическая деятельность

Формы организации работы с детьми: НОД; сюжетно-ролевая игра; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз. Дети вместе с воспитателями проводят сравнение народных примет с состоянием погоды, определяемое по приборам.

Таким образом, работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • наблюдать за небом и облачностью,
  • дать относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава,
  • определять стороны света и направление ветра с помощью флюгера,
  • измерять количество осадков с помощью дождемера,
  • определять температуру воздуха с помощью термометра,
  • с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды,
  • сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

С наступлением тепла  на метеоплощадку высажены растения-синоптики:

анютины глазки, одуванчики, календула  - перед дождем закрывают свои цветки; герань наоборот вытягивается и распрямляет стебли;

лилии, гиацинты, флоксы - перед дождем усиленно пахнут;

если на широких листьях канн утром выступают прозрачные капельки воды, днем обязательно пойдет дождь.

Весь накопленный опыт работы на метеоплощадке дети переносят в игровую и повседневную деятельность.

Примерный план работы над проектом

Сроки проведения

Название мероприятия

Форма проведения

сентябрь

знакомство с профессией метеоролога;

ведение экологических тетрадей «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич

демонстрация презентации,

работа в тетрадях

октябрь

открытие «Гидрометцентра» в группе

беседа,

 игровая деятельность

ноябрь

изготовление и внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособия «Лэпбук»

совместная деятельность, дидактические игры, экспериментирование, загадки, беседы

декабрь

Знакомство с работой приборов для определения погоды

(термометр, барометр, флюгер, осадкомер)

фиксирование данных наблюдений за погодой

Практическая деятельность, экспериментирование

январь

знакомство с работой приборов для определения погоды

(ветряной рукав, флюгер )

практическая деятельность, экспериментирование

февраль

организация сюжетно-ролевой игры «Метеорологи»

совместная игровая деятельность

март

изготовление пособия

«Сумка метеоролога»

совместная деятельность, загадки, пословицы, приметы

апрель

проведение практических занятий на метеоплощадке, знакомство с прибором

«Ловец облаков»

практическая деятельность, наблюдения,    экспериментирование, беседа «на что похожи облака», творческая деятельность

май

проведение практических занятий на метеоплощадке

практическая деятельность, наблюдения,   экспериментирование,

игра «по станциям»

июнь, июль, август

знакомство с солнечными часами, насекомые и цветы – природные синоптики, сравнение народных примет с данными, полученными в ходе наблюдений на метеостанции

практическая деятельность, наблюдения,  экспериментирование,

Библиография:

  1. О.А. Воронкевич парциальная программа «Добро пожаловать в экологию», СПб, «Детство-пресс», 2018г.;
  2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Москва, «Мозаика-синтез», 2019г.;
  3. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», Москва, ТЦ «Сфера», 2009;

Интернет-ресурсы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/piedaghoghichieskii-soviet-chieloviek-i-priroda-nieotdielimy;
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-proekta-meteostancija-v-detskom-sadu.html;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/08/11/proekt-meteostantsiya-v-detskom-sadu

Приложение 1

Примерный календарь примет наблюдений

Время года

Месяц

Приметы

осень

сентябрь

Гром в сентябре предвещает теплую осень.                                                       Если первый день бабьего лета ясный, то бабье лето будет теплым и солнечным. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме                        

октябрь

В октябре гром — зима бесснежная.
8 октября – научить отличать детей сухую землю от мокрой и отметить, что если первый снег упал на мокрую землю  – останется, на сухую  – скоро сойдет. Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели.                                                 Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студеной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.

ноябрь

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые.                                                  2

9 ноября  – Если ветры веют буйные  – быть вьюгам-метелям до 19 декабря. Ноябрь — ворота зимы.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.                                                                    У зайца шерсть побелела - зима близко

зима

декабрь

Первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый  – быть влажному лету, а сухой и легкий  – быть и лету сухим.

Декабрь снежный и холодный  – будет и год плодородный.

Если в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть.

Теплый декабрь  – к затяжной зиме и поздней холодной весне.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля  – это к урожаю.

январь

Если в январе висит много длинных сосулек  – урожай будет хороший.. Проследить, что если в Крещенье метель  – и на Пасху метель.

На Крещенье снег хлопьями  – к урожаю, ясный день  – к неурожаю.

Проследить есть ли в январе частые снегопады и метели. Если есть, то июль будет дождливым. Отметить в дневнике наблюдений был ли холодным январь. Если был, то июль будет сухой и жаркий, а грибов не будет до осени.

Если рано в январе начинает стучать дятел  – к ранней весне.

зима

февраль

Рассказать детям, что если висят длинные сосульки в конце февраля  – это к долгой весне.

Родителям можно предложить обратить внимание дошкольника на то, что, если посмотреть 1 февраля на небо и увидеть на нем много звезд, то зима будет долгой. Коли 1 февраля погода ясная  – весна будет ранней.

Отметить в дневнике наблюдений, что теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна. Посмотреть на прогулке, прилипает ли снег к деревьям. Если прилипает  – к теплу.

весна

март

Рассказать детям, что какой будет март, такая и весна будет.

Если услышат гром ранней весной  – будет холодно.

Показать трясогузку на картинке. Объяснить, что если она прилетит в марте, то через 12 дней река разольется. Отметить это в дневнике наблюдений.

14 марта  – На Евдокию погоже  – все лето пригоже. Объяснить чем этот день необычен. Занести в дневник наблюдений. 22 марта  – День «40 святых». Объяснить детям, почему так назвали этот день. На Руси выпекали из теста весенних птичек  – жаворонков, скворцов, куликов. В представлении славян птицы на крыльях приносили весну. Если день теплый  – будет 40 теплых дней, а холодный  – 40 холодных. Отметить это в дневнике наблюдений.

апрель

Рассказать, что если синее небо в апреле  – к теплу и дождю. А звездные ночи в конце апреля  – к урожаю. Отметить рисунком в дневнике наблюдений.

18 апреля  – день  Федула-ветренника. Объяснить, чем знаменит этот день. Если день солнечный  – ждите хорошего лета, если пасмурный  – ненастье и плохое лето.

24 апреля  – Если воды не потекли, то весна поздняя и лето будет плохим.

май

Рассказать, что если май холодный  – год хлеборобный.

Дождь в мае  – жди урожая. Обратить внимание на прогулке 4 мая на черемуху.

Если черёмуха зацвела, то будет тёплое лето.                                                                13 мая  – этот день отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер  – то, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. Отметить в дневнике наблюдений это число и нарисовать соответствующий теме рисунок. 25 мая  – день Епифана. Примечали: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Отметить в дневнике.                                                                    26 мая  – Лукерья Комарщица. Появились комары. Будет потепление в ночную пору. Наши предки с этого дня начинали сбор лекарственных трав. Сделать заметку в дневнике наблюдений.

лето

июнь

Сделать заметку в дневнике наблюдений: 10 июня  – если день был погожий и тихий, это предвещало хороший урожай.

Отметить в дневнике наблюдения этот важный день: 22 июня  – конец весне  – почин лету. Самый длинный день, самая короткая ночь. В реке спад воды.

25 июня  – поворот: солнце на зиму, а лето  – на жару.

июль

Сходить с детьми в парк на экскурсию и посмотреть много ли там ягод. Обилие ягод предвещает холодную зиму.

Дать детям задание, посмотреть утром на траву. Если трава сухая  – к ночи ожидай дождя.

13 июля в лесу на экскурсии послушать кукует ли кукушка,   если кукушка продолжает куковать  – лето будет хорошее и долгое.

15 июля  – появляются на деревьях желтые листья  – к ранней осени и зиме. Отметить это в дневнике наблюдения и сделать рисунок.

21 июля  – Начало самой сильной жары

август

Рассказать, что августовские росы  – к хорошей погоде.

Объяснить детям, что 7 августа  – Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.

Занести в дневник наблюдений, что если 17 августа  – погода будет хорошая, то и ноябрь будет хорошим.

26 августа  – день Тихона. Объяснить, почему так назван этот день. Проследить, ветры дуют тихо  – к хорошей погоде, а бурей проносятся  – быть дождливому сентябрю.

                    Приложение 2

Методика организации исследовательской деятельности

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в подготовительной группе

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов.
Реализуется в эвристических беседах («Почему исчезают лужи?», «Кто шумит в трубе?», «Почему звёзды не видны днём?»), наблюдениях (за природными и общественными явлениями и объектами).

Познавательно-практическая

Выполнение комплекса практических действий для исследования свойств, качественных изменений объекта.
Реализуется в проведении опытов и экспериментов.

                    Приложение 3

Подборка примет на тему: «Животные и растения – природные синоптики»

Приметы «Животные - синоптики»

1

Паук неподвижно сидит посредине паутины - к непогоде; прячется в угол - перед дождем.

2

Жуки прячутся в норы - вскоре будет дождь.

3

Мошки лезут в лицо - ожидай дождя.

4

В муравейнике открыты ходы и видно оживленное движение муравьев - к хорошей погоде.

5

Муравьи прячутся в муравейнике - вскоре будет сильный дождь.

6

- Собака  роет землю - быть дождю, катается по земле - к ненастью,                                                      лежит, свернувшись в клубок, - ожидай холод,  лежит вытянувшись - к теплу

7

Перед хорошей погодой мухи оживленно жужжат.        

Если приближается ненастье, мухи сидят тихо        

8

Ласточки, стрижи летают высоко, к хорошей погоде, а низко к дождю.

9

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - мало снега будут 

 Осенью птицы летят высоко - зима будет теплая.   

10

Воробушки купаются в пыльных лужах - к дождю

11

Кошка мордочку прячет - на холод        

Кошка моется и лижет лапку - к ветру.
Кошка клубком - к морозу.
Кошка лежит брюшком вверх - к теплу.

12

Утром кричат синицы - к морозу  

13

Птицы сидят на верхушках деревьев - к непогоде.
Ворона кричит - к метели.

14

Вороны расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра

15

Кружащиеся в воздухе вороны и галки предчувствуют снег

16

Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

17

Ласточки летают высоко - к ветру.

18

Встретить в марте дятла - к поздней весне.

19

Если прилетели дрозды, значит стоит бояться морозов.

20

Много синиц у дома - к холодной весне

21

- Если грачи и жаворонки прилетели рано, значит, весна будет теплой, а урожай богатым.

- Если прилетевшие из теплых краев птицы очень упитанные, значит, весна будет холодной и продолжительной

22

Если летом хорошо слышится пение кукушки — стоит ждать хорошую погоду, которая продержится довольно долго.

Приметы «Растения - синоптики»

1

Лес шумит к непогоде

2

Если береза и клен весной выделяют сок  - к потеплению.

3

Сильно запахла  сирень - к дождю.

4

 Если ветви ели или сосны опускаются вниз - к дождю.

5

 Если цветки розы или шиповника днем не раскрывают своих бутонов - к дождю.

6

Если цветки шиповника, и розы закрываются - к дождю.

7

Большой урожай рябины - к большим морозам зимой    

8

Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы 

9

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме        

10

Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая  

11

Фиалка перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая

12

 С утра одуванчик не раскрывается - близится гроза.

Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух - к ясной, хорошей погоде. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены

13

 Клевер луговой: его трехлопастные листики перед ненастьем складываются, а задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

14

Примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях.                                                            Влажными становятся листья  черемухи, ивы.

15

Когда цветет черемуха - будет холод.

16

Летом на деревьях появились желтые листья - осень будет ранняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ

1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Тема: «У природы нет плохой погоды»

Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе....

Проект на тему «У природы нет плохой погоды»

Проект на тему «У природы нет плохой погоды»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «У природы нет плохой погоды».

Цель: Обобщить представление детей по теме «Весна». Закрепить представление детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательная: расширять представление ...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром Тема: "У природы нет плохой погоды"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миромТема: "У природы нет плохой погоды"...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднегоо дошкольного возраста по развитию речи, на тему: «У природы нет плохой погоды»

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образова...