Тематическая прогулка-наблюдение "Разноцветная осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Наталья Валерьевна

Продолжать знакомить детей о явлении осени - листопада. (осень поздняя, ранняя)

· Закреплять знания о видах деревьев и их строении, как сезонные изменения влияют на деревья и их листву.

· Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, творческое воображение.

· Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_progulka_raznotsvetnaya_osen.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разноцветная осень»

(Старший возраст)

Вид прогулки -

Предполагаемый результат:  эмоциональный отклик на красоту осени;

Предварительная работа: - наблюдение во время прогулок за изменениями в природе.

- заучивание песен об осени;- рассматривание иллюстраций картин известных художников, изображавших осень:  И.И. Левитан «Золотая осень»;

Участники дети, воспитатель.

Материалы:  атрибуты для игр.(корзинка),  ирга «1,2,3 листочек собери» (на картинках листочки в разрезе). (Картинки и стихи.)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года.  

               

  • Продолжать знакомить детей о явлении осени - листопада. (осень поздняя, ранняя)
  • Закреплять знания о видах деревьев и их строении, как сезонные изменения влияют на деревья и их листву.
  • Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление,  творческое воображение.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход:

- Дети, какое время года сейчас? Правильно, молодцы! (осень)

- А какая осень ранняя или поздняя? (ранняя)

- Чем отличается ранняя осень от поздней?

- Какие месяцы ранней, а какие поздней?

- Посмотрите вокруг, и назовите, какие деревья нас окружают?

- Почему вокруг нас деревья имеют разный окрас листьев? (зеленые, желтые, красные)

- Как называют  осеннее явление, когда падают листья? Правильно ЛИСТОПАД.

- Деревья,  имеющие зеленый цвет листьев еще полноценно питаются и  растут. А деревья и кустарники, которые имеют яркие оттенки они уже готовятся к поздней осени.

- Давайте подойдем к дереву, как оно называется?

 Клен. Давайте рассмотрим его, потрогаем ствол, какой он?  Ветви, листья, какие они?  Какой формы листья,  

- В России растет очень много видов клёнаКлён любит свет и тепло. Весной, когда деревья оживают после зимнего сна, клён зацветает. Пчелы слетаются  к клёнам за душистым, сладким нектаром. Клен – один из лучших медоносов. Кленовые листья большие, их форма изумляет: красивая, резная, пятиконечная. (см. картинки соцветие, семена).

- К концу лета созревают кленовые семена. Эти плоды называют крылатками. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко, падая на землю, оно быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева. (покажите, как они летят).

 -Посмотрите на дерево, на какие части можно разделить дерево, какую роль они выполняют?

- Корни (питание, они держат все дерево от падения)

- Ствол (по стволу двигаются питательные вещества)

- Ветки (растут листья)

- Листья ( украшают деревья и  отвечают за производство питательных веществ для дерева).

- А сейчас мы поиграем! Хотите?

Подвижная игра

 «1, 2, 3, листочек собери!» (разрезанные пополам листочки клена разных цветов красные, желтые, оранжевые, надо найти пару) По команде 1,2,3 листочек собери дети бегут к рассыпанным листочкам и находят себе пару).

- А теперь давайте соберем самые красивые кленовые листья, которые опали на землю,  они нам понадобятся  и отправимся дальше к следующему дереву.

Приметы.

 - Дети, а вы знаете что такое приметы? (это явление случай, который является предвестником)

 - Итак, первая примета:

 «Листья меняют свой цвет постепенно, значит быть теплой зиме».

 «Если листья слетели с деревьев быстро, быть суровой зиме»

 «Если на дубе выросло много желудей, значит зима будет холодной».

  Послушайте Загадки:

 «Русская красавица стоит на поляне, в зеленом кафтане и в белом сарафане.» (Береза)

  Береза.

- Как называется это дерево? (береза).

- Как вы узнали, что это береза? (ствол белый)

  Существует более ста видов берёз. Самым распространённым видом является берёза повислая или бородавчатая. Высота таких берёз составляет 30-45 метров. Белый цвет коры формируется благодаря бетунину – смолистое вещество, которое защищает дерево от паразитов и неблагоприятных внешних факторов, в том числе и от сильных морозов. Благодаря этому берёзы приспособлены к суровому климату и растут даже за Полярным кругом. Бетулин делает кору берёзы непроницаемой не только для жары, холода и дождя, но и для кислорода. Поэтому неслучайно на коре берёзы есть черные штрихи и пятна. Их называют чечевичками, они служат для газообмена. Благодаря чечевичкам, дерево дышит и получает свою порцию кислорода. Средняя продолжительность жизни берёзы – 100 лет.

 - Дети, послушайте загадку:  «Летом цветет, зимой греет, настает весна, потечет слеза».

    Почему потечет слеза, кто знает? (ответы)

 - Правильно, березовый сок. (картинка)

Лечебными свойствами обладает и берёзовый сок, его собирают с апреля до распускания почек. Для сбора сока выбирают только взрослые деревья. Одно дерево в среднем даёт около 2-3 литров сока в сутки. Берёзовый сок богат витаминами. 

Под берёзами любят расти сыроежки, грузди, волнушки, белые грибы и подберёзовики. Есть грибы, которые предпочитают селиться и вовсе на стволах берёз. Это вешенки, опята и чага. (см. картинки)

Народные умельцы очень любят  бересту за мягкость, гибкость, прочность и долговечность. Из верхнего слоя берёзовой коры на Руси плели корзинки, туеса, кузовки, лукошки, лапти, солонки, шкатулки, блюда. Изделия из бересты необыкновенно красивы. (см.картинки) 

Листья березы, посмотрите какие они, какой формы? (треугольной) Какую пользу приносят листья в природе? (корм для насекомых, удобрение для деревьев, укрывной материал для холодной зимы для животных и деревьев). Давайте соберем листики, они нам понадобятся. Все листья положим в корзину и кленовые и березовые.

- А теперь, подойдем к березке и обнимем ее по очереди. Какая она не обыкновенная.

- Про березу написано много стихов, кто знает?

 Стихотворение А. Прокофьев «Березка». (см. картинка со стихотворением).

Игра «Золотые ворота»

С помощью считалочки выбрать 2-4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «воротики».

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки друг другу на плечи) и проходят в ворота.

Игроки – ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим Вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые ворота. Игра заканчивается, когда всех игроков поймают

- Дети у нас свами  много красивых листьев, сейчас мы окажемся на полянке под названием  «Мастерская природы». 

- Здесь я вам покажу как из наших красивых  листьев создать ДАНМАЛЫ. Что это такое? Кто знает? Это круг  из листьев, но не просто круг с рисунком, а ритмичное выкладывание с центра круга. Таким образом Данмала переводится, как “дающий гирлянды из цветов”.

- Сейчас посмотрите на картинки, на которых изображены Данмалы уже составленные из цветов, ракушек, листьев. Их множество и они разнообразны. Для того что бы начать составлять ее, надо успокоится, давайте закроем глаза сделаем вдох и спокойный выдох. Когда ты создаешь Данмалу, ты становишься спокойнее.

- Сейчас, я рассыплю наши листики на землю, а вы  вставайте парами, набирайте листья   и начинаем создавать свою Данмалу. Она должна получится очень красивой.

-Какая красота у нас получилась! Молодцы! Эту Данмалу можно повторить в группе из природного материала в нашем уголке природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование. Тема "Осень в гости к нам пришла"

Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интерграции. ...

Конспект тематического музыкального занятия «Осень разноцветная» (подготовительная группа)

Тема: «Осень разноцветная».Программное содержание: обобщить знания детей о признаках осени; развитие творческой активности (через музыкально-ритмическую деятельность в импровизации); развитие умения в...

Комплексно- тематический план прогулки "Осень"

Конспект прогулки в теплый осенний день....

Конспект осеннего тематического праздника «Здравствуй, Осень золотая!»

Конспект осеннего тематического праздника«Здравствуй, Осень золотая!»Программное содержание:Задачи: Приобщать детей к праздничным мероприятиям – утренникам, содействовать созданию об...

Календарно-тематическое планирование Тема: «Осень. Осеннее настроение» Осень – это хорошо или плохо?

Тема недели «Осень. Осеннее настроение» Осень – это хорошо или плохо?...

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....