Досуг "Встреча весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

Основная часть:

Хозяйка – Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости!  Давно вас поджидаем, праздник не начинаем. Каждому найдется и словечко и местечко!

 В народе бытовал красочный  праздник встречи весны – «Веснянка». Приходу весны радовались все от мала до велика. Складывались приветственные песни в её честь.  Радовались теплу, солнышку, ждали прилета перелетных птиц. И пекли специальное праздничное печенье, если помните, мы тоже пекли его в прошлом году на такой праздник, «Жаворонушки». А теперь у нас другое праздничное печенье – «Тетерки» Кто догадается, на что похожи названия этого печенья? Правильно, на название птиц – жаворонков и тетерок, тетеревов. А почему они такие коричневые? Это потому, что пекли их из ржаной муки. Вот на них какие красивые закрученные узоры А еще тетерок вешали на ветки деревьев, как и жаворонушек, приманить и угостить птиц. И конечно же, угощались сами и угощали родных и друзей. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету. А еще

с помощью такого печенья закликали весну:

Весна-красна,

приди ясна!

Нам зима надоела,

весь наш хлеб поела.

Ребенок 1 (Маша) Вот и открыли замки жаворонушки да тетеры,

И отпустили на волю Весну Красную!

Идёт красавица Весна

Отворяйте ворота.

Первый март пришел

Белый снег сошёл

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

   Уж ты, пташечка, ты залётная!

                Ты слетай на сине море,

                Ты возьми ключи весенние,

                 Замкни Зиму, отомкни Лето!

Жаворонки, перепёлушки!

                   Да тетерочки!

                  Прилетите к нам!

                  Зиму холодную унесите!

                   Весну ясную, Весну Красную принесите!

Веселились стар и млад! Поиграем в народную игру «Как у бабушки Маланьи».

(Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.все идут по кругу и поют:

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей,-вот с такими ушами, вот с такими глазами,вот с такой головой,вот с такой бородой

(слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.)Ничего не ели на нее глядели делали вот так! Присаживаются на корточки. Руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. )

Русская народная игра "Тетёра"

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново

 

О праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада». Слушайте, как в этот день веселились дети в деревнях: Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.

 В тесноте – не в обиде. 
Сяду рядышком на лавку, 
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый – погляжу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_vstrecha_vesny_21.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №9

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Дата проведения: _15.03.2021______________

Сценарий досуга для детей подготовительной  группы

«Встреча весны» («Веснянка»)

Разработала: Пивоварова Т.В.

Введение

Актуальность рассматриваемой темы: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться  в национальных  традициях. Воспитательный потенциал народных традиций    актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.

Используемые технологии:

игровые технологии;

технология театрализации;                                                                                технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;                                                                                                             ЭОР.

Цель: познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного праздника, с народными играми.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о народных традициях нашего края.  Познакомить детей с русской традицией встречи весны, с традициями выпекания праздничного печенья «Тетерки», «Жаворонушки».

 Развивающие: Развивать связную речь детей. Развивать наблюдательность и интерес детей, логическое мышление, воображение. творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре,  расширить знания о фольклорном творчестве (заклички, скороговорки, загадки)

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родине.

Материал: элементы народных костюмов для детей, магнитофон, печенье «тетерки».

Основная часть:

Хозяйка – Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости!  Давно вас поджидаем, праздник не начинаем. Каждому найдется и словечко и местечко!

 В народе бытовал красочный  праздник встречи весны – «Веснянка». Приходу весны радовались все от мала до велика. Складывались приветственные песни в её честь.  Радовались теплу, солнышку, ждали прилета перелетных птиц. И пекли специальное праздничное печенье, если помните, мы тоже пекли его в прошлом году на такой праздник, «Жаворонушки». А теперь у нас другое праздничное печенье – «Тетерки» Кто догадается, на что похожи названия этого печенья? Правильно, на название птиц – жаворонков и тетерок, тетеревов. А почему они такие коричневые? Это потому, что пекли их из ржаной муки. Вот на них какие красивые закрученные узоры А еще тетерок вешали на ветки деревьев, как и жаворонушек, приманить и угостить птиц. И конечно же, угощались сами и угощали родных и друзей. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету. А еще

с помощью такого печенья закликали весну:

Весна-красна,

приди ясна!

Нам зима надоела,

весь наш хлеб поела.

Ребенок 1 (Маша) Вот и открыли замки жаворонушки да тетеры,

И отпустили на волю Весну Красную!

Идёт красавица Весна

Отворяйте ворота.

Первый март пришел

Белый снег сошёл

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

   Уж ты, пташечка, ты залётная!

                Ты слетай на сине море,

                Ты возьми ключи весенние,

                 Замкни Зиму, отомкни Лето!

Жаворонки, перепёлушки!

                   Да тетерочки!

                  Прилетите к нам!

                  Зиму холодную унесите!

                   Весну ясную, Весну Красную принесите!

Веселились стар и млад! Поиграем в народную игру «Как у бабушки Маланьи».

(Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.все идут по кругу и поют:

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей,-вот с такими ушами, вот с такими глазами,вот с такой головой,вот с такой бородой

(слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.)Ничего не ели на нее глядели делали вот так! Присаживаются на корточки. Руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. )

Русская народная игра "Тетёра"

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново

О праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада». Слушайте, как в этот день веселились дети в деревнях: Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.

 В тесноте – не в обиде. 
Сяду рядышком на лавку, 
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый – погляжу!

Загадки про птиц :

1. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей) — Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).

 Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...
(Cовы)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)

Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)

У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.
(Петух)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

из мертвого живого (курица-наседка)

Загадки про птиц, Вы отгадали. Молодцы.

 Выходи, честной народ,
Не пыли дорожка!
Выходите в дружный круг
Поиграть немножко!

Народная игра: «Родничок».( Дети становятся друг за другом по одну сторону

«ручья»(голубая лента, обхватывают друг друга руками за пояс

(паровозиком) и поют:

1. Разлился родничок, золотой рожок.

У-ух.! (все вместе перепрыгивая на противоположную

сторону ручья не бросая рук.

2. Разлился ключевой, белый снеговой!

У-ух! (так же обратно)

3. По лесам по болотам по гнилым колодам.

У-ух! (так же обратно.)

Народная игра «Плетень»

(Дети становятся в 2 шеренкги, заплетая руки наискось. Шеренги идут другтк другу, со словами: «Тень, тннь, потетень, закрутился наш плетень, , встретившись, топают на месте: рады вас мы повстречать, не пора ли нам сплясать?» Разбежавшись, пляшут под народную музыку (плясовая на баяне), когда музыка останавливается – быстро собираются в «плетень», кто быстрее).

А теперь давайте и мы с вами весну закликать.

Весенние заклички 

2 ребенок (Яся): Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

3 ребенок: (Айза)

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.

4 ребенок: (Леша) Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло гнёздышко!

Ведущий: Дальше “бой скороговорок”
Разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.

Конкурс скороговорок (поочередно)

·  Приучить сороку - одна морока. а сорок сорок - сорок морок.

·  Сел сокол на гол ствол.

·  Орел на горе, перо на орле. орел под пером, Гора под орлом.

·  Проворонила ворона вороненка.

·  Перепелка перепелят перепеленовывала.

·  Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю"

. Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

·  Солнце садится, струится водица. Птица синица в водицу глядится.

·  Дятел дуб долбил, да недодолбил.

·  Галка села на палку, палка ударила галку.

·  Перепелка перепелят прятала от ребят.

·  Сидел воробей на сосне, заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

·  Курица волнуется. Не пугайте курицу.

·  Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.

·  Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.

·  Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.

Ведущий: А теперь, господа,
Проходите сюда!
Будем в игры играть,
Чтобы вам показать 
Молодецкую стать!

Забавы-поединки: «Сорви шапку». У каждого на голове «картуз» – кепочка. Двое вошли в круг. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника.

Поединок – «Петушиный бой» или «вырви хвост»: повязываются пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.

А теперь – угощенье, полетели тетерки ! (угощаем детей предварительно выпеченными «тетерками»). Угощайтесь, гости дорогие,
Милости просим, побывать
У нас в следующий раз!

Заключение:

При проведении досуга достигнуты следующие результаты: привлечение детей к совместной творческой деятельности, развитие  у детей интереса к фольклору и народным традициям, гармонизация педагогического процесса с помощью совместного досугового мероприятия,

Мероприятие вызвало положительный эмоциональный настрой, его цели и задачи были достигнуты.                                                                                                                              Использованные источники:

http://rodnichok-polyany.ru/pages/41/

https://urok.1sept.ru/articles/636072

https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/05/03/utrennik-vesnyanka-v-podgotovitelnoy-gruppe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...