Профориентация у детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Сухарева Вера Николаевна

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста (отчет о проделанной работе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте».

                                                                                            А.С. Макаренко

Профориентация – неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок знакомится с атрибутами разных профессий.

В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.  Дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда.

Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.

От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

В связи с этим с детьми проводилась определенная работа в этом направлении. Разработан перспективно-тематический план по профориентационной работе с детьми, дополнительная программа по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий»

Большое внимание мы уделяем построению предметно-пространственной развивающей среды. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.

В своей работе мы используем методы и приемы: наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Был реализован проект «Профессии наших родителей».

Стараемся, чтобы материал проходил через все образовательные области. Большое внимание уделяем материалам по профессиям.

Речевое развитие:

Занятие: «Составление рассказов на тему «Труд людей осенью»

Занятие: Беседа «Что нам осень подарила?»  

Занятие: Развитие речи. Придумывание сказки на тему «Волшебная иголочка».

Занятие: Составление рассказа на тему «Если был бы я художником».

Театрализованное представление «Заяц – портной», «Айболит».

Агитбригада «Военные».

Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий, сюжетных картинок о профессиях.

Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям.

Знакомство с литературными произведениями:  

Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы».          

С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»

Б. Житков «Что я видел?»  

В. Маяковский «Кем быть?

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Е. Пермяк «Пропавшие нитки»

Энциклопедия для детей «Хочу все знать

Пальчиковые игры: «Строители», «Маляры», «Кузнец», «Почта», «Пекарь», «Повар», «Напёрсток», «Художник», «Капитан»

Познавательное развитие:

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. «Как рождается хлеб».

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Опасный лед.

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наряды куклы Тани.

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наши защитники.

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Путешествие в прошлое пылесоса.

Занятие: Ознакомление с окружающим миром.

В гостях у художника.

Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Профессия артист.

Конструирование «Машина для своего груза»  

Конструирование «Наш микрорайон».

Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения.

Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Петрушка осваивает профессии», «Мастерская по ремонту», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай по результату профессию».

Одной из форм работы с детьми являются экскурсии, для знакомства дошкольников с миром профессий.

Мы сотрудничаем с детской библиотекой. Работники библиотеки охотно рассказывают о своей работе, подбирают для детей нужную литературу, готовят презентации и выступления о разных профессиях. Даже мы взрослые открываем для себя что-то новое о мире профессий.

Сотрудники детской художественной, музыкальной школы, центра детского творчества тоже всегда откликаются на наши просьбы. Пожарная часть –любимое место для экскурсии наших мальчишек.

Взаимодействие с социумом помогает сделать профориентационную работу содержательней, интересней, приблизить к реальным условиям.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Автотранспортное предприятие», «Военная база».

Художественно-эстетическое развитие:

Занятие: Рисование. «Солдат на посту»

Занятие: Рисование. «Наша армия»

Занятие: Рисование. «Космонавт»

Занятие: Рисование. «Ракета в космосе»

Конкурс рисунков «Кем быть?»

Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Безусловно, работа по ранней профориентации невозможна без участия родителей. Родители помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оказали помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для сюжетно – ролевых игр, в музыкальной подборке по теме проекта (песни о представителях разных профессий).

Родители с удовольствием приходят на встречи с детьми, рассказывают о своей профессии, показывают результаты своего труда, участвовали в подготовке к конкурсу стихов о профессиях, к викторине, оформили стенгазету «Все профессии важны». Оформили альбом «Профессии моих родителей»

Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина – Москва: «Педагогическое Общество России», 2000. – 128с. – Текст: непосредственный.

2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова. – Москва: Издательство: Сфера, 2006. – 144с. – Текст: непосредственный.

3. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. – Текст: непосредственный.

4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. А. И. / Учите, играя Максаков –Москва: Просвещение, 1983. - с.144с. – Текст: непосредственный.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – Текст: непосредственный.

6. Савина, И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Савина. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2. – с. 4-13. – Текст: непосредственный.

7. Печерская А. Н. Хрестоматия для детского сада. Старшая группа. ФГОС ДО / А. Н. Печерская – Москва: Издательство: Русское слово, 2016. – 328с. – Текст: непосредственный.

8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А.  Шорыгина Москва: Гном, 2013. – 96 с. – Текст: непосредственный.

9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»

laquo;Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»В методической разработке &la...

Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста

Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...

Презентация "Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста"

Способствовать эффективному развитию у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности....