Знакомство с художественной литературой в средней группе Тема: «Литературный калейдоскоп»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Цели:

- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев из уже известных им сказок;

- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- развивать чувство рифмы;

- расширять кругозор и словарный запас детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать любовь к чтению.

Задачи:

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с художественной литературой в средней группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цели:

- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев из уже известных им сказок;

- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- развивать чувство рифмы;

- расширять кругозор и словарный запас детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать любовь к чтению.

Задачи:

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Оборудование: Книги, иллюстрации, видео «Литературный калейдоскоп».

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Приветствие: Здравствуйте ладошки

Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки

Топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки

Плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте зубки

Щелк, щелк, щелк.

Здравствуйте губки

Чмок, чмок, чмок.

Здравствуй мой носик

Бип, бип, бип.

Здравствуйте дети!

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло В. Шаинский

Воспитатель: Ребята а вы любите сказки ? А играть в сказку? А для этого нам надо добраться в Страну Сказок.

Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за Тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

Вы хотите отправиться в Страну Сказок? Как же нам добраться в эту Страну Сказок?(ответы детей)

Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.

(Воспитатель разворачивает карту, а то не карта, а пустой лист)

Что это?! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, кто это так пошутил.

Живёт в длинноногой избушке
Одна хулиганка-старушка,
У нее костяная нога,
А зовут ее …(Яга)

 Как же нам быть, что делать?

Что же нам делать ? Как нам быть?

II.Основной этап занятия.

Видео «Литературный калейдоскоп».

https://www.youtube.com/watch?v=IbE3pK9vEGM&t=277s

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

По дорожке покатился.

Был я весел, был я смел

И в пути я песню пел.

Воспитатель: Кто же это? (Дети. Колобок)

Из какой сказки? (Русская народная сказка Колобок)

Воспитатель: Колобок с нами приключилась беда. Помоги нам добраться в Страну Сказок. Ты же нам поможешь? Тогда вперед!

Пусть он укажет нам путь

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Сидит зайчик на пенечке

Воспитатель: Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет. (Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы — ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель. Дети кто это? (зайчик)

Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? (Дети. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»)-верно.

Зайчик хочет узнать, как хорошо мы знаем сказку «Заюшкина избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке, которые лежат на столе. Расставьте героев по порядку.

-Кто первый пришел на помощь к зайке?

- Кто второй?

-Давайте сосчитаем сколько героев сказки (5)

Зайчик давай с нами.

Воспитатель. Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

На пенечке сидит медведь

Медведь: Путь не близкий, дальний путь

Я хочу отдохнуть.

На пенечек присесть

И пирожок съесть.

Воспитатель: Дети это кто? (Медведь) Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? (Дети. Это русская народная сказка «Маша и медведь»).

Ребята наш медведь хочет узнать о том, хорошо ли вы знаете сказку? Он принес в своем коробе картинки к сказкам, но они перепутаны. Давайте картинки расставим по порядку и расскажем сказку. (Рассказ детей по картинкам) Молодцы! Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить. Медведь не грусти, идем с нами.

Воспитатель: Мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Чей-то домик на пути.

Стоит возле дома козленочек

Угадайте, чей:

Козленок: Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(Дети. Козлята.)

Воспитатель. Верно. А из какой сказки? (Русская народная сказка Волк и семеро козлят)

Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла —

Молочка принесла;(Под музыку)

Воспитатель. Козленочек принес нам игру давайте поиграем с ним, порадуем его.

Физминутка:

Как у наших у козлят(наклоны)

Звонкие ладошки (хлопают)

Как у наших у козлят (наклоны)

Озорные ножки (топают)

Шли козлята по дорожке(шагают)

Увидали ручеек (руку ко лбу)

Чтоб не намочить ножки

Нужно прыгать.

Прыг да скок (прыгают)

Теперь можно отдыхать

Сочной травки пощипать(присели).

Воспитатель: Отдохнули, наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Лиса: Петушка, братца украла я

Тащу за горы, несу за леса.

Кот за пропажей бежит,

догоняет меня!

Кто же это? (Дети. лиса)

Воспитатель. В какую сказку привел нас колобок? (Дети. «Кот, петух и лиса»)

Лиса принесла нам игру «Игра с мячом»

Воспитатель. В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на героев сказок. Из какой сказки? Кто лишний? Кого не хватает?

Дидактическая игра "Сказочные предметы"
Детям предлагается отгадать названия сказочных предметов из различных сказок.
1. На чем летает Баба-Яга? (На метле в ступе)
2. Чем машут волшебники, произнося заклинания? (Волшебной палочкой)
3. Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (Ковер-самолет)
4. Если она лежит на столе, еда появляется сама (Скатерть-самобранка)
5. Обувь, помогающая двигаться очень быстро (Сапоги-скороходы)
6. Она все может сделать невидимым (Шапка-невидимка)
Воспитатель.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- Дети, я вам сейчас загадывала много загадок, а вы сами знаете какие-нибудь загадки?
Дети загадывают друг другу
загадки.
- Зимой и летом одним цветом (Елка)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
- Зимой белый, летом серый (Заяц)
- Висит груша, нельзя скушать (Лампочка)
- Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней - щетинка (Свинья)
- Мягкие лапки, в лапках царапки,
Часто умывается, а с водой не знается (Кот)
-По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица (Белка)
и т.д.
Воспитатель.
Молодцы, Дети! Сколько вы, оказывается, знаете загадок.
Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Детям предлагается вставить в стихах пропущенные слова в рифму.
Стала девочка котенка спать укладывать:
-Вот тебе под спинку
Мягкую ... перинку,
Сверху на перинку
Чистую ... простынку
Вот тебе под ушки
Белые ... подушки
("Усатый-полосатый" С.Маршак)
Мама спит, она устала...
Ну и я играть ... не стала,
Я волчка не завожу
Я уселась и ... сижу
("Посидим в тишине" Е. Благинина)
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчик ... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не ... попал
("Где мой пальчик" Н.Саконская)
Падал снег на порог
Кот лепил себе ... пирог,
А пока лепил и ... пек,
Ручейком пирог ... утек
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался ... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко ... топал!
("Мяч" С.Маршак)

Воспитатель.
-Ребята, вы оказались замечательными поэтами и сказочниками и отлично справились со всеми заданиями викторины. 

Давайте вместе вернемся в детский сад, и поиграем в сказку. (Ответы детей)

Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал.

Как же вернуться?(волшебные слова)

Раз-два-три-четыре-пять,  

Вместе мы в кругу опять

Со сказкой мы прощаемся- 

В детский сад возвращаемся.

III.Рефлексия.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы!

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей)

На этом наше занятие закончено.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (...

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (...

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина»

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе  Тема: «Литературная викторина»...

Конспект по художественной литературе в средней группе Тема: сказка Л.Н. Толстого « 3 медведя»

Цель: Учить интонационно, воспроизводить слова текста с помощью схемы – мнемотаблицы.Прививать любовь к устному народному творчеству....

Технологическая карта по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Тема: «К. Чуковский «Федорино горе»

Технологическая карта по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: "К. Чукосвкий: "Федорино горе"...

Знакомство с художественной литературой в средней группе Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цели:- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев из уже известных им сказок;- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;- продолжать учить отгадывать загадки;- развивать чувство рифмы...