Конспект занятия по познавательному развитию "В мире стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Торопченкова Ксения Викторовна

 

Дети получают письмо от королевы стеклянной страны и отправляются в путешествие по стеклянной стране, знакомятся с ее жителями (предметами из стекла), узнают об их свойствах, а также о происхождении стекла, о том кто и как делает стеклянные предметы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_mire_stekla.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

во средней группе на тему «В мире стекла»

Воспитатель: Торопченкова К.В.

Санкт-Петербург

2021


 Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»

Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Формировать представления о свойствах стекла, об изделиях, сделанных из стекла

2) Способствовать развитию логического мышления

Образовательная область «Речевое развитие»:
1)
Расширять словарный запас

Образовательная область «Физическое развитие»:
1) Обеспечивать условия для удовлетворения потребности в движении

2) Развивать мелкую моторику рук

Методы и приемы:
- практические:
- наглядные:
- словесные:

Материалы и оборудование:
небольшие стеклянные бутылочки от духов, стакан, елочная игрушка, стеклянный стакан, вода окрашенная в любой цвет, кружка, тарелка, шарики цветные, палочка для проверки звонкости стекла, запись музыки - игра на бокалах.

Предварительная работа:

Логика образовательной деятельности:

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Пришло письмо от королевы стеклянной страны, которая хочет познакомить детей с жителями стеклянной страны

Воспитатель: Ребята, королева стеклянной страны хочет познакомить вас с жителями стеклянной страны, но для этого вам нужно выполнить ее задание. Вы хотите познакомиться?

Дети: да

Вызвать интерес у детей, формировать эмоциональный положительный настрой

2

Воспитатель: Тогда слушайте задание очень внимательно:

Дидактическая игра “Что из чего сделано”

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием. Поэтому королева точно разрешит нам посетить стеклянную страну.

Вы готовы? Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: “Крибле-крабле брысь в стране Стекляндии окажись!”

Вопитатель: Вот мы с вами и оказались в стране стеклянных предметов. А теперь познакомимся с ее жителями. (На столе накрытые салфеткой расположены стеклянные предметы: лампочка. Ваза. Стакан. Градусник. Бутылка. Флакончик из под духов. Воспитатель вместе с детьми снимают салфетку)

Воспитатель: Знакомы ли вам, ребята, эти предметы? Давайте назовем их.

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал — стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный?

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. А хотите узнать, как и из чего появилось стекло?

Дети закрывают глаза, поворачиваются и произносят волшебные слова вслед за воспитателем.

Дети называют предметы на столе.

Дети: его создал человек

Дети: да

Вызвать у детей интерес, мотивировать на активное участие

Активизировать в речи названия предметов из стекла. Обогащать словарный запас.

Формировать представление. Что стекло – рукотворный материал.

Воспитывать любознательность

3.

Воспитатель: Однажды в давние времена купцы-моряки причалили к чужому берегу и вышли на сушу.  Решили купцы остановиться здесь на ночлег и развели костёр из сухих веток, сложив очаг из кусков извести прямо на песке. А утром случилось чудо. Под слоем золы они обнаружили прозрачную стекловидную массу. Со временем люди заметили, что при нагревании эта масса становится тягучей как мёд, а её капли, застывая, превращаются в шарики, похожие на бусины.

Благодаря наблюдательности купцов мастера вскоре научились варить стекло. В глиняный горшок они насыпали песок, золу, соду и варили эту смесь на огне, пока не получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Пока стеклянная масса не остыла, стекловары разрезали её сгибали и скручивали. Позже они научились изготавливать из стекла и полые изделия самых разнообразных форм.

Мастер брал длинную трубку, подцеплял её концом немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь. Пока горячий пузырь не остыл, его надо было срезать с трубки. Таким способом мастера-стеклодувы делали вазы и бокалы, бутылки и колбы.

Повторите, как называли мастера, умеющего выдувать из горячего стекла различные сосуды. (Стеклодув)  Попробуйте и вы превратиться в стеклодувов. Пройдите к столам, надуйте мыльные пузыри. Делайте это осторожно, представьте, что вы работаете с раскалённым стеклом.

Дети подходят к столу, на котором стоят ёмкости с мыльным раствором и лежат трубочки для коктейля, выдувают мыльные пузыри.

Воспитатель: Ребята посмотрите на стаканчик? Что в нем?  А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице?

Воспитатель: Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

Воспитатель: Стекло бывает бесцветное, но бывает и цветное стекло.

Стеклянные предметы, ребята. Могут быть из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, оконные стекла. Стекла в автомобилях, иллюминаторы, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду.

Воспитатель: Ребята давайте возьмем стеклянные предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

Воспитатель: А сейчас давайте немного разомнемся:

А сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Воспитатель берет стеклянный предмет и случайно чуть не роняет его.

Воспитатель: ребята. А что бы случилось, если я уронила бы его?

Воспитатель: Совершенно верно, поэтому со стеклянными предметами нужно обращаться очень осторожно.

Воспитатель: А раз стекло так легко разбить. Значит оно какое?

Если стекло разобьется, как оно может нам навредить?

Воспитатель: а вот у жителей стеклянной страны как раз приключилась беда: упала и разбилась стеклянная ваза. Поможем им собрать ее из осколков?

Дети выполняют задание “Собери вазу”

Воспитатель: ребята. А можем ли мы налить в стеклянную посуду воду? Она не разольется?

А теперь попробуем налить воду в бумажные стаканчики.

Посмотрите, что происходит?

Воспитатель: А еще королева стеклянной страны прислала нам в подарок песню, давайте ее послушаем.

Понравилось?

Как вы думаете, на каком инструменте играют эту музыку?

Ребята, оказывается стекло может звучать

(воспитатель достает хрустальный бокал и играет на нем палочкой, дает детям попробовать поиграть самим)

Воспитатель: Ребята. сегодня мы с вами познакомились с жителями стеклянной страны, но пришло время нам возвращаться обратно в детский сад.

Закроем глаза, повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова: “Крибле-крабле-брысь, в детском саду окажись!”

Ребята, с жителями какой страны мы с вами сегодня познакомились? Из чего все они сделаны? А из чего делают стекло?

Как называется мастер, который выдувает предметы из стекла?

Дети: шарик

Дети: небо, дома, солнце

Дети: потому, что стекло прозрачное

Дети: стекло в машине, аквариум. Градусник, лампочка

Дети: Холодное, гладкое. скользкое

Дети выполняют упражнения

Дети: Он бы разбился

Дети: хрупкое

Дети: мы можем порезаться

Дети: да

Дети: вода протекает

Ответы детей

Дети повторяют волшебные слова.

Дети: стеклянной.

Дети: стеклодув

Обогащать представления детей о происхождении и составе стекла, о том, как стекло делают и как изготавливают предметы из него.

Формировать представление. Что стекло - прозрачное

Расширять представления о многообразии стеклянных предметов

Удовлетворять потребность детей в движении

Формировать представление о хрупкости стекла и предметов из него сделанных

Закреплять знание детей о том, что осколки стекла острые и ими можно порезаться

Формировать представление о свойстве стекла – водонепроницаемость

Формировать представление детей о том, что стекло может издавать звуки, на стеклянных предметах можно играть.

Рефлексия, получение обратной связи от детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию песком на стекле " Новогодняя елочка"

Конспект занятия по рисованию песком на стекле " Новогодняя елочка"...

Конспект занятия по рисованию песком на стекле "Снеговик и его друзья"

Конспект занятия по рисованию песком на стекле "Снеговик и его друзья"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Мир стекла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....