Познавательно - исследовательский проект "Вода и песок"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кононова Юлия Владимировна

В данном проекте объектом изучения стали свойства воды и песка.

Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная. Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.? Параллельно знакомили детей с русским фольклором и народной культурой, а именно со старинным предметом быта под название колодец.

Какой песок бывает? Сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект краткосрочный29.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Брусничка»

Познавательно-исследовательский

мини-проект « Вода и песок»

во 2 младшей группе №2

«Смешарики»

 

Провела:

воспитатель Кононова Ю.В.        

Магистральный 2021г

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей, а также использования песка в совместных и самостоятельных играх.

Требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с водой и песком:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стали свойства воды и песка.

Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная. Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.? Параллельно знакомили детей с русским фольклором и народной культурой, а именно со старинным предметом быта под название колодец.

Какой песок бывает? Сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Цель: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Задачи:

укреплять физическое и психическое здоровье малышей;

обеспечивать эмоциональное благополучие;

расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия способствовать успешной адаптации в коллективе;

развивать психические процессы детей, познавательные способности;

развивать мелкую моторику;

расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок реализации:    с 11 по 14 мая

Участники проекта: воспитатель, - воспитанники второй младшей группы, родители.  

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.


Этапы реализации проекта

1- этап - подготовительный, включает в себя: 

Изучение методической литературы.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Формулирование задач и целей проекта.

Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).

Разработка конспектов образовательной деятельности.

                     2-этап-основной, включает в себя:

Разработка правил при работе с песочным столом

Проведение игр с песком, водой.

 Проведение игровых занятий.

 Пополнение предметно - развивающей среды группы;

 Опытно – экспериментальная деятельность

Изготовление «Волшебных бутылочек»

                     3-этап – итоговый, включает в себя:

 Развлечение с применением игр с водой и песком

 Фотовыставка в уголок для родителей. Презентация проекта.


План проекта

       Дни недели

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

1

2

3

Понедельник

Дистанционно, консультация для родителей «Игры с песком и водой»

Предложить родителям поиграть с детьми в игры с песком и водой.  

Вторник

Беседа «Для чего нужна вода?»;

Опытно-исследовательская. деятельность «Разноцветная вода».

Игровая ситуация «Наберем водички из колодца»

А. Барто «Девочка –чумазая»,

Планируемая прогулка «Песочная страна»

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»

игры с песком: «Сухой – мокрый»

    Принести пустые прозрачные пластиковые бутылки для создания «Волшебных бутылочек»

Среда

Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе», Рассматривание картин с изображением песка, пустыни.

Проведение игр с песком на песочном столе в совместной и самостоятельной деятельности

Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…»

Игры с песком «Угадай предмет»

Предложить нарисовать цветные мыльные пузыри.

Четверг

Игры- поручения «Польем цветы», «Напоим куклу водой из колодца и др.

Ситуация обыгрывания «Испечем для мишки куличики», «Сделаем для мышки норки»

Игровая ситуация «Водичка, водичка…» Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

Рисование песком

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек»

Пятница

Развлечение с применением игр с водой и песком

Цель: уточнить знание детей о свойствах воды: имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают; прозрачная, имеет свойство закрашивания; пополнить знание детей о свойствах песка: сухой – сыплется; сырой – лепится. Рисование

««Дождик по земле босиком прошёл…» 

«Закопал – откопал»


  Введение в проблему, беседа «Для чего нужна вода»

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле..

Материалы и оборудование: глобус, картины с изображением природы пустыни, севера, подводного мира.

Воспитатель.

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?

Ответы детей, их обсуждение и обобщение.

Далее воспитатель показывает детям глобус, объясняет, как на глобусе обозначается вода: реки, озера, моря и т. д. Обращает внимание детей на то, как много воды на нашей планете.

Воспитатель. Вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей. Из воды состоят океаны, моря, реки, ручьи и болота. Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Рассмотреть изображения Арктики, Антарктики и горных вершин.

Воспитатель. В природе вода находится в постоянном круговороте. Водяной пар поднимается от земли вверх и возвращается в виде дождя.

Но на Земле есть местности, где нет воды. Такие местности называются «пустыни», живых существ и растений там очень мало. Рассмотреть картину с изображением пустыни.

Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.

Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.

Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.

Прочитать детям стихотворение:

Родник иссяк, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря=зря-зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы- нет, нет, нет!

В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна вода?

Как мы можем экономить воду?

Как мы можем охранять воду от загрязнения?

 

                                       

Развлечение с применением игр с водой и песком.

Цель: уточнить знание детей о свойствах воды: имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают; прозрачная, имеет свойство закрашивания; пополнить знание детей о свойствах песка: сухой – сыплется; сырой – лепится.

Задачи:

1. Закреплять знание детей о разных свойствах воды и песка;

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.

Оборудование: гелиевый шарик, два тазика с водой (теплой и холодной, игрушки легкие и тяжелые (железный самолет, бумажный самолет), гуашь и кисти (для закрашивания воды), кувшин с теплой водой, формочки для песка, ситечки, лопатки, обручи, бумажные лужи, зонты.

Ход мероприятия
Выходим на прогулку (Если погода плохая, проводим развлечение в спортивном зале)

(на участке плачет капелька гелиевый шарик голубого цвета с нарисованным личиком; импровизирует плач спрятанный ребенок или аудиозапись с плач)

- Ребята послушайте, кто-то плачет.

(идем на плач, приходим на участок, а там плачет капелька)

- Ребята, кто это? (ответы детей)

- Капелька, а почему ты плачешь?

Капелька: Подул сильный ветер и меня унесло. И я теперь не могу найти свою водичку, свой домик. (плачет)

- Ребята давайте поможем найти капельки ее домик.

(идут по тропинке с капелькой)

- Ясным радостным деньком

- Водичку с вами мы найдем

- Дружно, весело шагайте

- От меня не отставайте

- Будем ноги поднимать,

- чтобы им работу дать (шагают за ведущим)

- А сейчас прыжки по кочкам, очень тихо на носочках.

- Если с кочки упадёте, То утонете в болоте.

(из обруча в обруч)

- Впереди видна гора, в той горе видна нора,

- Чтобы дальше нам пройти, надо по туннелю проползти.

(ползание)

- По дорожке мы пройдём и к водичке попадём.

(заходим на веранду, стоят тазики с водой теплой и холодной; рядом лежат игрушки легкие и тяжелые)

- Ребята смотрите водичка. Может это капельки водичка?

- Давайте потрогаем водичку ручками. Какая она? (теплая, холодная)

Рассуждения детей, о том, что водичка бывает теплой, холодной, прозрачной.

- Поиграем в игру «Тонут-плавают» (легкие предметы плавают (бумажный самолет, тяжелые тонут (железный самолет)

- Ребята давайте научим капельку играть в прятки. И спрячем с вами игрушки в воде.

Капелька: Спрятать игрушки в воде? Как? Вода же прозрачная и в ней все видно.

- Давайте научим капельку играть в прятки с игрушками. (дети закрашивают воду красками)

Капелька: конечно водичка хорошая, теплая, цветная; но это не мой домик.

(звучит музыка «Шум дождя»)

- Ребята слышите шум… Что это?

- Давайте поиграем в игру «Грустно – весело»

(воспитатель выходит с детьми под зонтиками на улицу гулять)

-Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Будет капать до утра.

(звучит музыка сильного дождя, дети оставляют зонты и прыгают «через лужи»)

_Под дождем промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Видно, нам домой пора.

(дети спокойно ходят под зонтами, звучит музыка спокойного дождя)

- Ну, что капелька дождик тоже не твоя водичка.

Капелька: дождь это не мой домик, давайте мы еще поищем?

(подходим к песочнице; предварительно часть песка полить водой, а вторую часть оставить сухой)

- Ой, а что это произошло с песком(ответы детей)

- Ребята давайте покажем нашей капельки, как мы умеем играть с мокрым и сухим песком«Сыплем, лепим»

Ребята, скажите, пожалуйста, где сухой песочек? А где сырой? Чем он отличается? Молодцы!

- Посмотри капелька, какие у нас есть красивые формочки, ситечки, совочки.

Давайте попробуем насыпать сухой песочек в ситечко. Что не получается? Почему? Просыпается песок! Через сито можно только просеивать песок. Песок сухой, сыпучий!

Ребята, как вы думаете, можно влажный песочек просеять через сито? Нет? Почему? (он не сыпучий, не сухой, он влажный)

А что можно делать с влажным песком(постройки)

Правильно. А давайте покажем капельки, как мы умеем набирать песочек в формочки и утрамбовывать его. А еще какие у нас получаются фигуры из песка.

(Звучит музыка «Шум водопада»)

- А что это шумит.

Пойдемте, посмотрим.

Так это же водопад.

Капелька – это наверно твой домик.

(идем к водопаду, сделанному из пластиковых бутылок, возле водопада звучит музыка «Шум водопада»)

Капелька: Спасибо вам ребята большое, пребольшое. Этот водопад и есть мой домик. А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить и дать вам чистой водички умыться, чтобы вы росли крепкими и здоровенькими ребятишками.

До свидания ребята (капелька улетает к небу, а ребята умываются теплой водичкой и приговаривают потешку)

                           

- Водичка, водичка,

Умой мое личико:

Чтоб глазки блестели

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Для реализации проекта были проведены следующие игры - опыты: «Окрашивание воды», «Песочный домик»,  «Следы на мокром песке», «Тонет, не тонет»

 Результатом проекта «Вода и песок»  явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах воды и песка.

Итоговым мероприятием проекта было проведение развлечения с применением игр с водой и песком, в которой дети закрепили знания о свойствах воды и песка.  


Опыт № 1 Игра-эксперимент «Мыльные перчатки!»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаток»

Активизация словаря(мыльница, мыло, мыльная)

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Улечка,

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

 Опыт № 2 Игра-эксперимент «Поймай пузыри!»

Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход проведения:

Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.

 «Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот – какие посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!

Опыт № 3 «Игра с пеной» 

Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь  из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе  пальчиком  сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить  сугробы снега и белые облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок" (1 младшая группа)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Во время прогулок дети часто задают вопрос «Почему не получаются постройки из песка?». Мы, как воспитатели, решили не просто ответить на вопрос детей, а дать им возможность найти ответ опы...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"в 1 младшей группе...