ПРОЕКТ Город ПРОФЕССИЙ/ Средняя группа.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Дмитриева Любовь Александровна

   ПРОЕКТ  "Город ПРОФЕССИЙ"

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная

направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Город профессий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii.docx292.61 КБ
Файл znakomstvo_s_professiey_dvornika.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Рябинушка»

ПРОЕКТ

Город ПРОФЕССИЙ

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/137e/0009c3f5-e3bea8cd/1/img20.jpg

Сколько профессий и все хороши:

Каждый способен найти для души

Составили воспитатели: Л.А. Дмитриева

М.А. Махова

г.о.г. Кулебаки

Паспорт проекта

Вид

Долгосрочный

Тип

Социально – значимый,  творческий, познавательный, информационный.

Срок реализации

01.09.2020 – 30.03.2021 г.

Возрастная категория

4 - 5 лет

Участники

Воспитанники, коллектив педагогов ДОУ, родители

Продукт

Макет «Кидбург - город где живут дети»,

Макет «Детский сад»,  

лэпбук «Город «Профессий»,  

фотоальбом «Профессии родителей».

Пояснительная записка

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. радио-нлп-фокусы-языка-как-2Oo_uhL3QaB-rmVnBZRTlIJ.1400x823.jpg

В. А. Сухомлинский

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Город профессий».

Цель проекта:

  • Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы, а также вовлечение родителей в проектную деятельность группы.

Задачи:

  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
  • Обогащение РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение РППС.

Форма реализации программы:

  • сюжетно - ролевые, дидактические игры
  • тематические занятия
  • игры - викторины о профессиях
  • просмотр интерактивных экскурсий
  • проектная деятельность
  • прогулки
  • индивидуальная работа
  • ознакомление с художественной литературой
  • конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный этап (организационный)

II этап – Основной этап

III этап – Заключительный этап

Подготовительный этап (организационный) 

  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  • Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.
  • Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
  • Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.

Основной этап реализации проекта

Реализация тематического плана через онлайн посещение социальных структур.

Организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.

Привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий, по изготовлению альбома «Профессии родителей».

Планирование мероприятий с детьми

Тема

Цели

Форма проведения

Сроки

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям

Выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка.

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, книг.

Сентябрь

«Профессии

сотрудников детского сада»

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Беседа
«Кто работает в детском саду» (Приложение 1),
экскурсия по детскому саду, презентация

«Профессии в детском саду»

моделирование

макета

«Детский сад»

Основные понятия: воспитатель, медсестра, прачка, повар, дворник, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям.

Сентябрь

«Врач» «Медицинская сестра»

Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

ООД «Знакомимся с профессией врача»

(Приложение 2)

ООД «Знакомимся с профессией медсестры»

(Приложение 3)

онлайн экскурсия в больницу

(Приложение 4),

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.

Октябрь

«Фармацевт»

Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.  Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседа, онлайн экскурсия в аптеку.

(Приложение 4)

Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Ноябрь

«Дворник»

Познакомить с профессиональной деятельностью дворника.

Беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина

«Полицейский»

Познакомить детей с профессией полицейского.

Рассказать о роли полиции в жизни людей.

Познакомить детей с различными службами полиции.

Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.

ООД «Полицейский»

(Приложение 5)

Беседа.

Основные понятия:

постовой, участковый, следователь, инспектор, жезл, преступник, хулиган.

«Ветеринар»

Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача;

- воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь.

ООД «Ветеринар»

(Приложение 6), беседа, онлайн экскурсия в ветеринарную клинику.

 (Приложение 4)

Основные понятия:

Ветеринар, ветеринарная клиника, смотровой кабинет

лаборатория,

кабинет УЗИ, рентген-кабинете,

операционная,

стационар.

Декабрь

«Почтальон»

«Оператор связи»

Знакомить детей с почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы.

Беседа, онлайн экскурсия почтового отделения.

(Приложение 4)

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

Декабрь

«Строитель»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам.

Онлайн экскурсия «Мир строительных профессий»

(Приложение 4)

Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень

Декабрь

«Пожарный»

Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного

 Беседа «Пожарный»

(приложение 7)

виртуальная экскурсия в пожарную часть.

(Приложение 4)

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.

Январь

Февраль

«Швея»

Формировать представления о данной профессии, о важности и значимости их труда.

ООД "Путешествие на швейную фабрику"

(Приложение 8)

Презентация «Швейная фабрика»

(Приложение 9)

Основные понятия:

материал, швейная машина, выкройка, художник – модельер, ателье, фасон, мода

«Профессия - военный»

Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

-расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

-знакомить с разными родами войск.

Беседа «Профессия военный»

(Приложение 10)

Видео презентация «Военные профессии»

(Приложение 4)

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,

героизм, патриотизм.

Участие в муниципальном конкурсе рисунков

«Моя будущая профессия»

Содействие в профессиональной ориентации детей, популяризация профессий.

(Приложение 11)

Февраль

«Парикмахер»

«Косметолог»

Знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог

ООД «Профессия -  парикмахер»

(приложение 12),

сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.

Март

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Игровая программа

КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»

(Приложение 13)

Март

Диагностика

«Представления о труде взрослых»

Изучения уровня информированности детей о труде взрослых.

Диагностика по методике

Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

(приложение 14)

Март

План по взаимодействию с семьями воспитанников

Проявление интереса родителей к работе педагогов с детьми по данному проекту.

Включение в процесс сбора информации, наглядного материала.

Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников.

Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома «Профессии родителей».

Консультации для родителей

Цель

Форма проведения:

Сроки

«Профориентация детей в дошкольном образовании»

Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей

Консультации

(Приложение 15)

       Сентябрь

Собрать фотоальбом «Профессии родителей»

Привлечение родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома

Презентация альбома с фотографиями, где и кем работают их родители.

(приложение 16)

Октябрь

«Игра в профессии жизни ребенка»

Познакомить родителей с играми (сюжетно - ролевыми, дидактическими)

Родительское собрание

В онлайн группе

Ноябрь

«Все работы

хороши – выбирай на вкус»

Привлечь родителей к совместному творчеству

Тематическая выставка

Декабрь

«Знакомим детей с профессиями»

Вызвать интерес у родителей по ознакомлению детей с профессиями.

Консультация

(Приложение 17)

Январь

Участие в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина»

Привлечь родителей к совместному творчеству

Тематическая выставка рисунков и поделок.

(Приложение 18)

Февраль

Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями

Вовлечь родителей к совместной работе

Консультация. Изготовление буклетов.

(Приложение 19)

Февраль

Орудие труда. Профессии.

Консультация

(Приложение 20)

Март

Подготовить материал к отчету о проделанной работе

Апрель

Работа с педагогами ДОУ

Создание РППС. (Приложение 21)

Изготовление дидактического и раздаточного материала.

Разработка серии картотек для детей группы:

Картотека сюжетно - ролевых игр (Приложение 22)

Картотека дидактических игр (Приложение 23)

Профессии. Детские развивающий журнал. (Приложение 24)

Детям о профессиях. Беседы. (Приложение 25)

Загадки о профессиях (Приложение 26)

Картотека речевых игр (Приложение 27)

Профессии детского сада (Приложение 28)

Стихи детям о профессиях (Приложение 29)

В течение реализации проекта

Обмен опытом в профессиональных педагогических интернет-сообществах 

Участие в системе методической работы 

Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете

Деловая игра

«Наука это мы»

(Приложение 30)

февраль

Конкурс для педагогов ДО    

Разработка авторских интерактивных  компьютерных   игры «Знакомство с профессией» (Приложение 31)

Февраль - март

Деловая игра «Калейдоскоп профессий» (Приложение 32)

Март

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

  • Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости.
  • Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых, познавательная активность, интерес к профессиям взрослых.
  • Расширение и обогащение словарного запаса детей.
  • Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно – ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий.
  • Обогащение предметно-пространственной развивающей среды (создание уголка профессии).
  • Взаимодействие детского сада с социальными партнерами.
  • Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
  • Узнавать и называть профессии и место работы родителей.
  • Владеть обобщающим понятием «профессия».
  • Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Выставка фотографий о профессиях родителей группы;
  • Консультация по запросу родителей.

Для педагогов:

  • Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
  • Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
  • Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Заключительный этап

Изготовление макета «Кидбург - город где живут дети», «Детский сад»;

Создание лэпбука «Город «Профессий»;

Составление фотоальбома «Профессии родителей»;

Подведение итогов и анализ результатов проекта.

Подведение итогов

Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»

Результат проекта

«Город профессий» - реализовал все поставленные задачи, показал свою эффективность для детей.

Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного.

Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. 
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда)

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет детей врасплох.

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,
  2. М. А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 368
  3. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев". 2016. – С. 52
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Р н/Д, 2016. - С.506
  5. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л.В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С. 128
  6. Пасечников, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие/ Т.В. Пасечников. – Самара: Изд-во ЦПО, 2018. – С. 45



Предварительный просмотр:

Знакомство с профессией дворника

Цель: формировать знания о профессиях людей - вызывать интерес к труду дворника.hello_html_5109254c.jpg

Задачи:

  • расширять знания детей о профессии – дворник, его обязанностях и орудиях труда.
  • Обогащать словарь воспитанников за счёт слов, обозначающих названий профессий, орудий труда.
  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы. 

         развивать трудовые навыки воспитанников.

Материал: инструменты и орудия труда  дворника: метла, грабли, лопата.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», беседа о профессиях, наблюдение из окна за работой дворника и чистотой территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Профессии". Средняя группа

Домашнее задание на тему "Профессии" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и зага...

Конспект НОД на тему "Профессии" средняя группа

Конспект НОД на тему "Профессии" средняя группа...

конспект занятия по познавательному развитию "мужские и женские профессии" (средняя группа)

Уточнить  представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с профессиями ( средняя группа)

quot;ПРОФЕССИЯ ПОВАР"[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16425820","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Конспект образовательной ситуации "В мире профессий". Средняя группа

Образовательная область: речевое развитие.Цель:Формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы Задачи:Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку...