Формирование представлений о строительных профессиях у старших дошкольников посредством игр
статья по окружающему миру (старшая группа)

Рочева Екатерина Васильевна

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о строительных профессиях у старших дошкольников посредством игр

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Е.Т. Шаламова , что цель  детей с профессиями  - формирование знаний о  процессе, положительного  к труду, уважению к -труженику и продуктам  труда [4]. Эти  отражены в Федеральном  образовательном стандарте  образования: ребенок  быть осведомлен с  взрослых, проявлять  и внимание к профессиям;  участие в совместном  с взрослыми и детьми [3].

 - это естественная  ребенка форма , которая позволяет  интересной работу  творческом уровне.  мнению В.П Кондрашова  в играх закрепляются  дошкольниками знания о , корректируются сведения о  деятельности и взаимосвязи  [2].

Т.А. Шорыгина считает,  на всем  дошкольного детства  игры и труда . С одной стороны,  необходимость в определенных  предметах диктует  трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры». В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца [5].

Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

Особое внимание ознакомлению с профессиями уделяется старшим дошкольникам. М.Р. Габдрахманова указывает на существующие возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения [1].

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Дети 5-6 лет должны:

- называть следующие профессии строительной отрасли: строитель, столяр, плотник, электрик, сварщик, маляр, крановщик, архитектор, каменщик, штукатур, монтажник, плиточник;

- различать строительные профессии по существенным признакам;

- называть профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- моделировать в игре отношения между людьми разных профессий;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.

Для развития у детей представлений о строительных профессиях используются следующие виды игр:

1. Дидактические игры, в процессе которых у детей формируются элементарные представления о профессиональных обязанностях, необходимых инструментах, элементах спецодежды представителей соответствующей профессии. Также дидактические игры помогают осознать общественную значимость труда взрослого. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Представим несколько дидактических игр, направленных на формирование у детей представлений о строительных профессиях:

1) «Кому что нужно?»

 Задачи:

 - учить соотносить орудия труда с профессиями людей;

- называть соответствующие профессии, предметы, их назначение;

- развивать целенаправленное внимание, ориентировку в пространстве, речь;

- формировать культуру общения.

Игровая задача: оборудовать свою профессиональную деятельность.

Оборудование: тематические картинки «Профессии», картинки с изображением орудий труда.

На столе у воспитателя разложены картинки- орудия труда представителей разных профессий. Вызванный ребенок выбирает предмет или картинку, а остальные называют, кому они нужны для работы, что ими можно делать. Ребенок кладет предмет или картинку к изображению человека соответствующей профессии (например, для маляра - валик и кисть, для электрика - отвертка и кусачки);

2) «Чтобы было, если не было профессии?»

Задачи:

- подвести детей к пониманию значимости и необходимости труда людей различных профессий;

- развивать связную речь.

Ход: детям предлагаются карточки с изображением представителей строительных профессий, и задаётся вопрос: «Чтобы было, если не было этой профессии? »

 Фантазирование детей на тему: «Чтоб было, если не было профессии... электрика?»

-Если бы не было профессии электрика, то в наших домах не было электричества. В квартирах по вечерам было бы темно. И мы не могли бы смотреть телевизор, готовить еду, заниматься на компьютере, рисовать. И на улицах города тоже было бы темно, было страшно выходить из дома. Потому, что некому было протянуть провода, вкрутить лампочки в фонари. И даже не было бы электростанции, которая нам давала электроэнергию;

3) «Угадай профессию по описанию».

Цель: уточнять представления детей о строительных профессиях.

Задачи:

- упражнять в умении узнавать профессию по отличительным признакам;

- развивать логическое мышление, связную речь.

Ход: ведущий описывает представителя какой-либо профессии, остальные называют данную профессию, или показывают соответствующую карточку. Человек этой профессии привозит строительные материалы на стройку (водитель).Этот мастер возводит стены дома из кирпича (каменщик). Этот человек красит стены нового дома краской (маляр). Этот мастер прокладывает в строящемся доме трубы, устанавливает раковины, ванны, батареи (сантехник);

4) «Собери набор строителя». Перед детьми на столе лежат разнообразные предметы. Им необходимо выбрать инструменты строителя, а также куклу, одетую в соответствующую одежду.

2. Подвижные игры, в ходе которых детьми осуществляется имитация трудовых действий, операций.

Представим несколько подвижных игр, направленных на формирование у детей представлений о строительных профессиях:

1) эстафета «Грузовики». Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз на стройку. На голову каждого положен небольшой мешочек с песком. Кто, не уронив груз, придет к финишу первым – побеждает;

2) «Маляр и краски». Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «красками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр «не услышал названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Я пришел за краской. Разрешите взять? » — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?» Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, какой цвет назовет «маляр». Названная «краска» должна вскочить с лавки и успеть добежать до противоположного конца комнаты или площадки, где можно будет укрыться за специально начерченной линией. «Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убегающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова;

3) «Архитекторы». Детей делят на две команды. Каждому ребенку дается картинка на магнитной основе, изображающая часть дома (крыша, окно, дверь и т.д.). Детям необходимо по очереди подбегать к доске и прицеплять картинку. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет дом.

3. Режиссерские игры. В таких играх ребенок сам не является действующим лицом, но он создает атрибуты из конструктора, оформляет декорации, создает движущиеся персонажи для своей игры. Одновременно являясь режиссером и кукольником, сценаристом и декоратором, конструктором и дизайнером, дошкольник знакомится с профессиональными обязанностями, необходимыми инструментами, элементах спецодежды представителей соответствующей профессии.

Например,  используя конструктор, как элемент для режиссерских игр, дети придумывают содержание игры (стройка какого-либо здания), определяя ее участников (роли, которые «исполняют» лего - человечки).

Когда ребенок играет один, то все возможные роли выполняет сам. Но наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает больший эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. При этом, кроме развития представлений о профессии, воспитывается инициатива, творчество, тренируется воображение и фантазия, происходит формирование черт коллективизма и товарищества у дошкольников.

4. Сюжетно- ролевые игры, в процессе которых ребёнок учится принимать на себя роль другого и воспринимать себя как объект чужих ожиданий. Как никакая другая деятельность, сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование - практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка.

1) «Мы - строители».

Задачи:

- учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу;

- обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей;

- познакомить детей с правилами техники безопасности на строительной площадке;

- развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве.

Роли: заказчик, архитектор, прораб, строители разных специальностей, водители.

Игровые действия: к архитектору приходит заказчик с просьбой построить новый дом. Архитектор рисует план нового здания (предложить готовые планы несложных построек). Архитектор передает план прорабу. Прораб дает задания строителям, водителям;

2) «Построим гостиницу».

Игровые действия: выбор объекта строительства, выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта.

Игровой материал: строительный материал, грузовые машины, конструкторы, карточки обозначения (строительный шлем, цветок, автомобиль, мебель, кирпичи). Проект гостиничного комплекса, деревья, спецодежда, каски.

Игровые роли: архитектор, ландшафтный дизайнер, прораб, строители, шофер.

Воспитатель: «Давайте попробуем определить, кто, чем будет заниматься на нашей стройке? Если дети будут затрудняться при распределении ролей, значит, педагог предлагает детям свою помощь. Подойдите и возьмите каждый карточку (картинки лежат перевернутые, с изображением – автомобиля, строительный шлем, цветок, мебель, кирпичи). Кто выбрал иллюстрацию автомобиля – значит он шофер. Кто выбрал изображение шлема - значит, он прораб. Цветок – значит, он ландшафтный дизайнер. Кирпичи – значит, он строитель. Воспитатель: Ну, вот все роли распределены, приступаем к строительству. Дети выполняют игровые действия. Шофер привозит на стройку строительный материал. Рабочие грузят и выгружают из машины детали конструктора. Опираясь на эскиз здания, строители строят гостиницу из строительных материалов. Ландшафтные дизайнеры оформляют клумбы. Прораб руководит стройкой, следит за качеством выполненных работ».

Окончание игры. Педагог: «Ребята, какую большую и красивую гостиницу вы построили! Как вы думаете, она понравится гостям нашего города? »

Оценка игры. Педагог: «Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу».

Таким образом, игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. Знакомство детей с профессиями взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.


Список литературы

  1. Габдрахманова, М.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых / М.Р. Габдрахманова, Ф.В. Хазратова // Концепт.– 2015.– Т. 26.– С. 61–65.
  2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В.П. Кондрашов.- Балашов: Николаев, 2004.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета.– 2013.– 25 ноября.
  4. Шаламова, Е.Т. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е.Т. Шаламова.- Детство- Пресс, 2012.- 207с.
  5. Шорыгина, Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина.- М.: ГНОМ и Д, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...

Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности

      В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описыв...

Консультация для педагогов На тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия»

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КУБИКА БЛУМА»

Я задалась вопросом: как же помочь маленькому ребенку развить интерес к миру природы и как сделать это интересно и познавательно? Ища ответ на вопрос, я открыла для себя один из приемов технологии кри...

Презентация "Формирование представлений о профессиях у старших дошкольников посредством тематических бизибордов"

Бизиборды (англ. busy board) – развивающая доска, стенд или модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку обычно трога...