Проект «Домашнее подворье»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Смертина Татьяна Леовна

Проект направлен: на развитие нравственных качеств у детей средней группы в условиях организации совместной деятельности; на формирование представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, заинтересованного и бережного отношения к ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_peredeldannyy.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Домашнее подворье»

Актуальность.

В соответствии со ст. 64.1 ФЗ « Об образовании» в РФ « Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста».

Одна из задач ФГОС ДО – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств (п. 2.6 ФГОС ДО).

Действительно, именно в дошкольном возрасте появляются предпосылки к рефлексивному мышлению как способности ребёнка анализировать свои поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других детей.

Задача педагога – вовремя увидеть эти особенности с целью обеспечения полноценного развития личности каждого ребёнка.

В ходе наблюдений педагогов, данным психолога (1.02 – 9.02.21  )  проведена диагностика по развитию морально – этических качеств у воспитанников группы. Итогом которой была выявлена и обозначена проблема: у 11 воспитанников группы (50%)  недостаточно сформированы и проявляются такие морально -  нравственные качества, как эмпатия, толерантность, коллективизм.

Представился случай, однажды утром  девочка Кристина во время утреннего приёма занесла в группу большую коллекцию мягких игрушек домашних животных. Заметив, как дети откликаются на эти игрушки, проводят совместные игры с ними, было решено составить программу действий на формирование нравственных качеств.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеют большое значение в дошкольный период в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме -  важный фактор воспитания.

Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, побуждают  к сопереживанию, воспитывают готовность помогать делом. Учитывая данные факторы развития бережного отношения к домашним животным, психологами было выявлено, что дети, проживающие в городах, практически в недостаточной степени владеют обобщающим понятием – домашние животные. Не имеют возможности наблюдать, ухаживать за ними. В летнее время дети бывают у своих бабушек и дедушек в сельской местности, где, конечно, знакомятся с домашними животными. Но такое знакомство происходит не у всех, да и те, кто видел животных – не всегда могут обобщить свои представления.

С целью формирования нравственных качеств у детей в средней группе, был разработан  образовательно -  воспитательный проект »Домашнее подворье».

Проект «Домашнее подворье»

Вид проекта: образовательно-воспитательный.

Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: бессрочный.

           Проект направлен: на развитие нравственных качеств у детей средней группы в условиях организации совместной деятельности; на формирование представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, заинтересованного и бережного отношения к ним.  

         Цель: Формирование морально-нравственных качеств, гуманного отношения у детей средней группы.  

Задачи:

  • Воспитание детской инициативности и самостоятельности посредством совместной деятельности; бережного, гуманного отношения ко всему живому.
  • Побуждать детей к разнообразной совместной деятельности, согласованию действий и оказанию взаимопомощи,  совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
  • Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о домашних животных: их внешнем виде, особенностях поведения, пользе, приносимой человеку, потребностях для их роста и развития.

Ожидаемые результаты: использование проектного метода поможет способствовать:

  • Формированию понимания детьми, кто такие домашние животные, как нужно ухаживать за ними.
  • Развитию эмоциональной отзывчивости, изобретательности, инициативной активности, навыков взаимодействия между детьми.
  • Привитию детям нравственных чувств, бережного отношения к домашним животным, возникновение желание у детей заботится о домашнем питомце.
  • Дальнейшему развитию доброжелательных партнёрских отношений между родителями, детьми и педагогами.

Для решения поставленных задач  было использовано:

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Наблюдение за животными, контактное общение с ними в разной обстановке.
  3. Игровая, продуктивная деятельность.
  4. Чтение художественной литературы, просмотр видео материалов.
  5. Совместное изготовление и подборка материала по теме «Домашние животные».

План-схема реализации проекта «Домашнее подворье»

Этапы проекта/ задачи

Формы работы с детьми.

Формы работы с родителями.

Подготовительный

Цель: создание проблемной ситуации, мотивации на активное участие в проекте.

Образовательная задача: формирование представлений детей о домашних животных, развитие  словарного запаса.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к домашним животным, эмоциональный отклик.

 Постановка проблемной ситуации «Домашние животные, кто они такие?»

Применение метода «Модели трёх вопросов»(Что мы знаем о домашних животных? Что мы хотим узнать? Где мы можем это узнать?).

 Совместное

изготовление   макета « Домашнее подворье».

Наблюдение за животными в разной обстановке: дома, на улице, на домашнем подворье (чем  питаются, повадки, как человек ухаживает за животными) Просмотр видеороликов «На ферме».  

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о животных.

Беседы – обсуждения «Зачем нужно ухаживать за домашними животными».

Знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха.

Обыгрывание макета «Домашнее подворье».

Совместное изготовление макета «Подворье»

Информирование о проведении проекта.

Участие в наблюдении вместе с детьми за  животными, сбор наглядного материала по теме «Домашние животные».

Деятельностный

Цель: формирование  инициативности и самостоятельности через совместные виды деятельности.

Образовательная задача:  развитие творческих и исследовательских способностей;

формирование коммуникативных навыков.

 Воспитательные задачи:

Воспитание осознанного правильного отношение к представителям животного мира, заинтересованного бережного отношения к ним.

 Посещение

контактного кафе  «Котокафе».

Творческий рассказ из собственного опыта  о своём домашнем питомце.

Составление рассказов по картинам.

Отгадывание загадок, заучивание

 потешек и стихотворений.

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность «Сказка о животных».

Дидактическая игра «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Кто как кричит», «Чей голосок»

Моделирование проблемно – игровых  ситуаций «Что произойдет, если домашнее животное выпустить в дикую природу?». »Если я нашёл собаку». «Как можно играть с кошкой».

Динамические паузы,

пальчиковая гимнастика  «Полетели» и др. Режиссерские игры детей.

Подготовка к совместной выставке «Мой любимец»,

(сбор и изготовление  фотографий для оформления альбома)

Рекомендации родителям по семейному просмотру телепередач, чтению художественной литературы о животных.

Подготовка с ребёнком рассказа о домашнем питомце.

Совместное посещение «Котокафе».

Изготовление ширмы – передвижки «Если дома завёлся зверёк»

Завершающий

Цель: обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных. Образовательные задачи: Углубить

обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных.

Воспитательные задачи:

воспитывать чувство сопереживания ко всему живому, чувство долга по отношению к  тем, кого мы приручили.

Игровая деятельность    

Ролевые игры:

 «Ветеринар», «Зооклиника»,

«Пастух и овцы», «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Весёлые козлята».

Выставка книг «Животные в сказках».

Изготовление атрибутов к сюжетным играм.

Продуктивная деятельность:

конструирование «Ферма»,

коллективное панно» Домашние животные».

лепка и рисование »Весёлая ферма».

Режиссёрские игры.

Составление альбома «Мой любимец».

Экскурсия на ферму «Коза – дереза».

Мероприятие «На ферме»

Участие в выставке «Мой любимец».

Совместное изготовление атрибутов к ролевым играм.

Совместная экскурсия на ферму «Коза – дереза».

Презентация проекта всем участникам.

Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.

Этапы реализации проекта:

Целью первого этапа проекта является мотивация на активную совместную деятельность детей через создание проблемной ситуации, эмоциональный отклик. Воспитанница  Кристина во время утреннего приёма детей занесла в группу свою коллекцию игрушек домашних животных, тем самым педагог создал проблемную ситуацию, к которой дети активно подключились. Смотивировав детей на активную деятельность, получив эмоциональный отклик, был применен метод «Модели трёх вопросов» (Что мы знаем о домашних животных?, Что хотим узнать? Где мы можем это узнать?).

Педагог в ходе бесед выявляет представления детей о домашних животных, проводит индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи. Ребята наблюдают за домашними животными в разной обстановке, рассматривают энциклопедии, иллюстрации, видеоролики о животных. Совместно с родителями изготавливают макет «Домашнее подворье», который с удовольствием применяют для режиссёрских игр.            

На втором  этапе была поставлена  цель: формирование инициативности и самостоятельности через совместные виды деятельности.

На данном этапе проекта педагог организует совместную деятельность, где ребята имеют самостоятельный выбор. Дети составляют творческие рассказы из собственного опыта о своем питомце, о своей посильной помощи в ухаживании за домашними животными на подворьях у своих бабушек. Показывают театрализованные представления, в которых сами становятся сочинителями своих сказок о животных. Обыгрываются проблемно – игровые ситуации про животных, в которых проявляется смекалка и находчивость. Ребята совместно с семьями посещают «Котокафе», делятся своими впечатлениями.

Цель  третьего этапа: Обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных.  На данном этапе  проекта дети играют в ролевые игры, изготавливают для них атрибуты. Устраивают выставки книг о животных, занимаются продуктивной деятельностью, оформляют выставки своих работ. Создают альбом «Мой любимец», который постоянно пополняется.

В выходной майский солнечный день организуется совместный выезд  на ферму «Коза – дереза», после которой ребята делятся впечатлениями еще долгое время. Воспитатель проводит мероприятие в рамках проекта  «На ферме», на котором через постановку проблемной ситуации ребята обыгрывают полученные  представления о домашних животных.  Педагог презентует проект всем участникам образовательного процесса.

Результаты проекта: из наблюдений за речевым общением детей, инициативными действиями, на основании бесед с родителями, воспитатель делает выводы: у ребят в большей мере стала проявляться эмоциональная отзывчивость, развиваются морально-нравственные качества, такие как: заботливость, взаимопомощь, сопереживание, ответственность, трудолюбие, исполнительность, доброта. У детей возникло желание заботиться о домашнем питомце, и по возможности завели его у себя дома.

 Риски и их устранение.

Были сложности в организации выезда детских семей на экскурсию на ферму и в «Котокафе». Не все родители откликнулись на это предложение в силу своей занятости. Совместно с родителями было принято решение объявить дату, более приемлемую для большинства. Совместное посещение «Котокафе» посчитали не разумным из-за небольшой вместимости помещения. Выход был найден. Несколько семей воспитанников посетило «Котокафе в своё удобное время. Ребята поделились своими впечатлениями и фото, которые пополнили наш альбом.

Мероприятие в рамках проектной деятельности  «На ферме».

Цель: Формирование представлений детей о домашних животных, их детенышей.

Задачи: Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о домашних животных: их внешнем виде, особенностях поведения, пользе, приносимой человеку, потребностях для их роста и развития.

Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативную активность, воображение, умение входить в игровую ситуацию, навыки взаимодействия между детьми.

Привитие  детям нравственных  чувств, бережного гуманного отношения к домашним животным, возникновения у детей желания заботится о домашнем питомце.

Оборудование: Макет скотного двора; игрушки домашних животных и их детенышей.

                                          Ход игровой деятельности:

       Сюрпризный момент.

Во время утреннего приёма педагог заносит в группу «странную» коробку, привлекает внимание детей.

        Воспитатель: Ребята, сегодня утром, прибираясь в стареньких шкафах, я обнаружила странный предмет. Что же это может быть? Чей он? Откуда он у нас появился? (версии детей)  Какая  - то большая коробка, а в ней много интересных домиков. Но почему-то все домики пустые, а их дверцы не заперты.(версии детей)  - Ой ребята посмотрите, я кого то вижу, кто то там прячется? Это же маленький щенок и он, по – моему, очень напуган и плачет, что же могло случиться? (версии детей) А может быть он плачет, потому что его мамы нет рядом. Ребята, а вы никого здесь больше не видите?

(Дети обнаруживают, что в домиках ещё есть много детёнышей животных.)

Предположения, куда же делись животные, их мамы.

Воспитатель:  А может наши животные убежали в лес? Смогут ли они там выжить? Я очень за них боюсь, их может подстерегать опасность, не пополи бы они в беду (версии детей).

 - Как же нам помочь детёнышам вернуть своих родителей (версии детей).

 - А может быть нам всем отправиться в лес? А на чём же мы туда можем отправиться?

 - Ребята, посмотрите, к нам идёт лошадка, и она что - то хочет сказать.

(Роль лошадки берёт воспитатель, лошадка ей что то шепчет на ухо).

 - Ребята, лошадка говорит, что знает, как добраться до леса, и предлагает нам поехать туда на ней (Дети садятся на стулья, лошадка-воспитатель их везёт).

Дети с лошадкой добираются до места, раздается запись голосов животных, дети идут их искать. (В зависимости от ситуации, можно повторить правила поведения в лесу).

Дети выходят из «леса» с найденными животными, возвращаются к домикам.

          Лошадка (Воспитатель):  Я - лошадка  и живу в конюшне, моего детёныша зовут жеребёнок, за мной ухаживает конюх. Он кормит меня, поит чистой водой, потом запрягает в тележку, и мы едем на поле за сеном. (Лошадка находит своего детёныша и забирает его с собой  в домик. (Дети находят своих детёнышей животных, разбирают их по домикам.)

          Воспитатель:  Ребята, мне снова лошадка шепчет на ушко, что когда она перевозила нас на тележке, повредила себе копытце. Что же нам теперь делать, как помочь лошадке? (версии детей). Ребята, а может кто-то из вас знает, как называется врач, который лечит животных? Может уже кто-то вызывал такого врача для своих животных?

Обыгрывание ситуации «Вызов – врача ветеринара». (Врач осматривает лошадку и остальных животных, лечит их.)

          Воспитатель:   Ребята, мы сегодня целый день спасали и лечили наших животных,  и животные, наверное, проголодались?

         Лошадка: Я очень устала и проголодалась, хочу поесть своего любимого и вкусного сена и овса. А своего детёныша я накормлю молочком.

(Дети кормят своих животных, или животные в роли детей выбирают себе корм сами.)

          Воспитатель:   Ребята,  теперь наши животные сыты и хотят поиграть. (Если дети вступают в игру самостоятельно, педагог выходит из игры, в обратной ситуации, включается в игру на равных.

Рефлексия. Педагог после сна предлагает детям продолжить игру. (Все животные рассказывают о себе, о пользе, которую приносят людям.)

Воспитатель:  Я лошадка очень сильная, помогаю людям перевозить тяжелые грузы и т.д.

Вывод: Все домашние животные важны, и каждый из них приносит огромную пользу для людей, а человек о них заботится.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея «Домашнее подворье».

В данном материале раскрыт паспорт мини-музея "Домашнее подворье" в группе раннего возраста....

Игровой макет из бросового материала для детского сада своими руками"Домашнее подворье".

Здесь вы найдете информацию о том, как из обычного бросового материала можно легко и быстро создать замечательный игровой макет....

Проект "Домашнее подворье"

Актуальный проект для 2 младшей группы....

Проект "Кубанское подворье"

Педагогический проект "Кубанское подворье"...

Проект "Домашнее подворье"

Проект "Домашнее подворье"...

Методическая разработка проект «Русское подворье»

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру и быт наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранилис...

7. Объект Экологической тропы «Домашнее подворье»

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщат...