ООД "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Раскрытие причинно-следственных связей в предметах и явлениях природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_pss.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

 ДЕТСКИЙ САД №100

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: «Круговорот воды в природе»

  Создание условий для развития любознательности  причинно-следственных связей

Возрастная группа 5-7 лет     

Количество детей на занятии: 18 человек

Цель: Совершенствовать речь как средство общения.  Создание условий для развития любознательности через  причинно-следственных связей

Задачи:                                                                                                                        Развивающие: Упражнять детей в составлении рассказов, используя ранее усвоенный материал, личный опыт, руководствуясь планом и образцом рассказа взрослого. Формировать навык активного использования в речи прилагательных.

Образовательные: Учить детей отвечать на вопросы предложением. Расширять и активизировать словарь. Расширять представление о многообразии рек. Уточнить и расширить представления о реках и их составляющих. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, отвечать фразой, подбирать определения к заданному слову. Совершенствовать грамматический строй речи и навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Воспитательные: Воспитывать у детей гордость за место своего рождения и свою маленькую Родину. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Коррекционные: Расширять словарный запас на основе формирования представлений об окружающем мире.                                                                                    Совершенствовать грамматический строй речи и навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекция слухо-зрительной-двигательной координации;

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением. Развитие общей  и тонкой моторики.                                                           Оборудование: Мультимедийная установка с презентацией занятия по теме «14 марта Международный день рек». Бумажное панно (лист ватмана) для рыбок - оригами, фигурки рыбок - оригами,  подготовленные на предыдущих занятиях с воспитателями, клеевые карандаши, салфетки.

Ход занятия                                                                                                                    1. Организационный момент.                                                                                 Дети входят в зал под музыку.

Демонстрируется слайд 1

Логопед:  Здравствуйте ребята!   Сегодня у нас необычный день. День встреч и знакомств. И начнём мы его с приветствия гостей. Здравствуйте!!                                                                 Логопед: А теперь, приглашаю Вас  пройти и занять места.        

Дети проходят за логопедом и под музыку садятся на стульчики.

Демонстрируется слайд 2 «Планета Земля»                                                                        Логопед: Если на карту земли посмотреть, земли на земле всего одна треть.      Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться «Вода».????Ребята, предположите, почему наша планета называется Земля?                         Дети: Потому что мы живём на Земле. Наши дома не под водой.                           Логопед: Вот ВОДА и будет в центре нашего внимания. Загрузиите свои компьютеры и соберите информацию о воде.                                                        Движения под музыку                                                                                                                                                                                                                                           Кроссворд  «Капля»                                                                                                        Демонстрируется слайд «Кроссворд»                                                                           Разноцветными клоками, вата по небу плывёт                                                                   Если в кучу соберётся, то на землю дождик льёт                                           Демонстрируется слайд  «Облако»                                                                        Логопед: Какое состояние воды представляет собой облако.                                             Дети: Газ. Водяной пар. Газообразное.                                                                          Логопед:    Загадка: Снеба падают крупинки, это маленькие льдинки, и вообще никто не рад, потому что это.....   (град)                                                                                                      Демонстрируется слайд «Град»                                                                                  Логопед: Какое состояние воды представляет собой град?                                                                        Логопед: Речка всё текла, текла, да к обрыву приплыла,                                    начался из капель град: это просто........ (водопад)                                                     Логопед: Какое состояние воды представляет собой река?   В каком состоянии может быть вода в реке? (туман над рекой, в сильные зиние морозы...)                                                                                 Логопед: Дождь прошёл, вот водоём, утки плещутся две в нём. Красота! Да, морее уже!  О чего ж большая ….... лужа!                                                                     Дети: Лужа.                                                                                                         Демонстрируется слайд «Лужа»                                                                                Логопед: Пусто там — один песок, тени нет — лишь солнцепёк                                        Не растут: горох и дыня, Пусто там — ведь там …... (пустыня).                                  Логопед: Друзья мои, я хочу с Вами поделиться: Только вода может переходить из одного состояния в другое. Подведите итог, назовите в каком состоянии можем встретить воду на земле?   

Дети: Три состояния воды: жидкое, твёрдое, в виде пара, водяной пар, газообразное.                                                                                                                   Логопед: Какое ключевое слово у нас получилось?                                                                            Дети: Капля.                                                                                                    Демонстрируется слайд  «Капля»                                                                              Логопед: Что такое КАПЛЯ?                                                                                                 Дети: Маленькое количество воды.                                                                                     Демонстрируется слайд  «Капелька»                                                                            Логопед:  Представьте себя капелькой воды. Где я могу Вас встретить в природе.  Дети:  Я упала на травинку, и травинка напилась чистой воды. Я упала на бутон цветка и цветок раскрылся. Я упала на нос зайца и заяц умылся. Я упала на шляпку гриба и грибок подрос. Я упала на лист дерева и засверкала на солнышке всеми цветами радуги. Я в организме детей. ( АКТИВИЗАЦИЯ РУК)                        Я живу в кулере.                                                                                                      Упражнение на развитие длительного выдоха: «Песнь реки»               Демонстрируется слайд  «Свойства воды»                                                                   Логопед: Массаж биологически активных точек «Ледоход»                                     Дети: Вода это жидкость, прозрачная, бесцветная, вода не имеет запаха. У воды нет вкуса. Вода принимает форму сосуда, в который её налили. Вода  растекается, замерзает и испаряется .Вода растворяет краску. Смывает грязь Вода существует в каждом организме. .                                                         Демонстрируется слайд «Радуга»                                                                                      Дети:

Здравствуй, радуга, дуга,                             разноцветный мостик

Дети выполнение поклана                                                                                широко разводим руки

Здравствуй, радуга, дуга,                                  принимай нас в гости.

Дети выполнение поклона                                                                                четыре шага по кругу.

Мы по радуге бегом пробежимся босиком

Дети бегут по кругу друг за другом на носочках.

Через радугу дугу перепрыгнем на бегу.

А. Береснев

Встают лицом в круг и делают прыжки..

Логопед: Ребята сейчас мы набрались энергии для поиска интересных ответов. Мы с вами, ребята, знаем много о воде, поделитесь своими знаниями. Предлагаю Вам самим сочинить сказку.

СЛАЙД 3

Жила на небе мама Тучка и были у неё дочки и сыночки – маленькие капельки. И вот однажды захотели капельки отправиться на землю, познакомиться с травой, деревьями, животными…

СЛАЙД 4

… и пролились капельки на землю дождем. На земле они были очень радостные и веселые. Они прыгали, кто где хочет, и поливали цветы, деревья, траву. Но стало капелькам скучно скакать по одной и тогда…

СЛАЙД 5

… объединились они в ручей. Ручей бежал по поляне, весело журча, а вместе с ним друг за другом текли наши капельки. Затем…

СЛАЙД 6

… ручей попал в прохладную и быструю реку. А капельки все так же весело текли вместе, пока не встретились они…

СЛАЙД 7

… в большом море. И там капельки обрадовались еще больше, стали плясать и водить хоровод. Но вскоре маленькие капельки заскучали по маме Тучке и задумались, как же им вернуться на небо. И тут…

СЛАЙД 8

… выглянуло Солнце и сказало капелькам, что поможет им. Солнце стало греть, и маленькие СЛАЙД 8

… выглянуло Солнце и сказало капелькам, что поможет им. Солнце стало греть, и маленькие капельки, протянув свои ручки к солнышку, начали испаряться и вернулись на небо к маме Тучке.

Воспитатель:

-Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое, она путешествует.

-Что произошло с нашей водой в блюдце?

- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась. Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей).

- Высоко, вверху, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, белые, пушистые, маленькие облака, как губка, запасают в себе воду, впитывают, растут, темнеют, темнеют, становятся тучей. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может, и они падают вниз, проливаются дождём… Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей).

- Правильно, из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю, бегут ручейками, речками… И всё это называется круговорот воды в природе (Дети хором повторяют название явления).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой.(Взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх  к  своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне, я по вам  соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки, расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе?(ответы детей).

Воспитатель:

-А если б капельки не путешествовали, а оставались бы на месте, что бы было? Даже страшно представить! Не было бы ни дождика, ни снега, ни даже тучек, да и нас с вами тоже не было!

Дети: Вода вокруг нас, без неё всё живое погибнет! Вода большая путешественница.  Капельки в природе никогда не стоят на месте. А постоянно движется.  Вода впитывается в песок и землю. Земля и песок фильтруют воду. Подземные воды находят выход и выходят на поверхность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...