Экологический проект в средней группе «Огород на подоконнике»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Алеся Александровна Землянова

Актуальность проблемы:

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут или покажут взрослые. Но, как известно, самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам".

Каждую весну дома на подоконнике у мам или бабушек появляется рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее и сильнее.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_podokonnike.docx639.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №407

дошкольное отделение

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Экологический проект в средней группе

«Огород на подоконнике»

Составители:

воспитатели высшей категории

Васильева Анастасия Александровна

Землянова Алеся Александровна

Санкт-Петербург

2021 год


 Введение

Актуальность проблемы:

Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут или покажут взрослые. Но, как известно, самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам".

Каждую весну дома на подоконнике у мам или бабушек появляется рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее и сильнее.

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому перспективной целью проекта является развитие познавательного интереса. Актуальной целью является: получение детьми необходимых знаний о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность и развивать экологические ценности природы, у нас появилась идея создать чудо-огород, как у бабушек и мам. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. А начался наш огород с посадки рассады на подоконнике, и помогали нам в этом наши родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Обучающие:

 - расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, базилик, овес, микрозелень);

- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивающие:

- развивать познавательные и творческие способности.

- продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

- получить положительные эмоции от полученных результатов.

Тип проекта – познавательно-игровой, творческий.

По количеству участников – групповой.

По длительности –долгосрочный (апрель, май). 

Участники проекта – воспитатели средней группы, родители и воспитанники средней группы.

Методы:

- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.

- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.

- практическийпосадка семян лука, полив, рыхление почвы.

- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Предполагаемый результат:

  1. Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
  2. Дети смогут сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
  3. Дети опытным путем получат знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, поливают.
  4. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  5. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений и получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
  6. Дети научаться вести наблюдения.
  7. Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
  8. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы проекта:

Первый этап- подготовительный  

  1. Определение цели и задач проекта.
  2. Сбор информационного материала (литература, наглядный материал, муляжи овощей, семена для посадки);
  3. Подбор сюжетных игр, предметных картинок, художественной литературы, художественного слова, физкультминуток, подвижных игр, песен.
  4. Создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»
  5. Изучение методической литературы для реализации проекта.
  6. Подбор информационного материала (консультаций, рекомендаций) для родителей по теме

Второй этап -  познавательно - творческий  

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

-  рассматривание и сравнение семян (огурец, кабачок, горох, фасоль, бобы);

- посадка: лук севок, укроп, базилик, овес, микрозелень;

- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы; отбор хороших семян от плохих; посадка; установка на светлое место; полив; рыхление; оформление огорода на окне; наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; знакомство с моделью строения растения;

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи, отгадывание загадок.

Третий этап – заключительный  

Итоговая беседа.

Создание «Дневника наблюдений» за ростом растений.

Итоговое занятие по конструированию на тему «Пугало огородное»

Содержание деятельности.

Область

Наименование деятельности

Социально – коммуникативное развитие. 

Дидактические игры: «Кто скорее соберет», «Что сажают в огороде?», «Собери урожай», «Один-много», «Вершки - корешки», «Найди по описанию», «С какой ветки детки», «Угадай-ка».

Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Готовим обед», «На огороде»

Художественная литература:

  • Русские народные сказки: «Мужик и медведь», «Пых», «Репка».
  • Юлиан Тувим «Овощи», Джанни Родари «Чиполлино».
  • Чтение стихотворений: «Огород бабы Феклы», Н. Семенова «Спор овощей», И. Токмакова «Купите лук»
  • Отгадывание загадок

Познавательно – исследовательская деятельность. 

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях - вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Беседы: «Какие бывают овощи», «Наши растения», «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».

 Беседа - наблюдение: «Мир комнатных растений» -расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: учить размышлять, делать выводы.)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание лука», «Замачивание гороха и бобов», «Посадка микрозелени», «Посадка лука», «Посадка овса» - расширять представление детей об условиях, необходимых для проростания и развития растения (влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.)

Опыт – наблюдение за ростом лука - показать детям, как растения пускают корни, зеленые ростки.

 Наблюдения:

«Растут ли наши растения» - наблюдение за всходами лука, микрозелени, овса - продолжить формировать представления у детей об изменениях в росте и развитии растений.

Художественно – эстетическое развитие. 

Рисование «Дневник наблюдений»

Самостоятельная деятельность (раскрашивание раскрасок, работа с трафаретами, лепка)

Хороводные игры «Кабачок», «Огород»

Физическое развитие. 

Подвижная игра «Баба сеяла горох», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Вершки-корешки»

Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла», «Капуста», «Компот», «Пальчики в саду»

Работа с родителями. 

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (материальное оснащение: контейнеры для рассады, семена, земля)

Беседа с родителями «Огород на подоконнике», «Для чего нужен «огород на окне»? 

Памятка для родителей «Лук от всех недуг»; 

 

Фотоотчет

C:\Users\User\Downloads\MyCollages.jpgРассматривание семян, посадка и ухаживание за растениями

Приготовление овощного салата «Винегрет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднетворческий проект в средней группе " Огород на подоконнике"

Среднесрочный творческий проект    «Огород на подоконнике»    ...

Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике".

Актуальность проблемы:Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес ...

Экологический проект в старшей группе «Огород на подоконнике»

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их ро...

Экологический проект в младшей группе "Огород на подоконнике"

Презентация  экологического проекта в младшей группе "огород на подоконнике"....

Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике".

Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике"....

Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике"

Экологический проект в средней группе "Огород на подоконнике"...