НОД в старшей группе по ознакомлению с природой на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

НОД в старшей группе по ознакомлению с природой на тему "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в старшей группе по ознакомлению с природой на тему «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах. Закреплять знания о повадках птиц, а также почему нужно помогать пернатым в холодное время года и чем можно покормить птичек. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). Развивать познавательный интерес к миру природы и эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование: Плакаты «Зимующие и перелётные птицы», Динамическая модель дерева, 3 кормушки, карточки к игре «Чем можно покормить птиц», Пособие – «Солнышко», «Снежинка», картинки птиц для дидактической игры «Зимующие и перелётные птицы».

Форма работы: групповая.

Методы работы: словесные, наглядные.

                                     Ход занятия

Ребята, сегодня мы будем говорить о птицах. Назовите птиц, которые улетают в тёплые края… Как их можно назвать одним словом? (Перелётные)А почему они улетают? Давайте по плакату назовём перелётных птиц. А как называются птицы, которые не улетают в жаркие страны? (Зимующие). По плакату дети называют зимующих птиц. Воспитатель сообщает о повадках этих птиц, а также интересные факты о зимующих птицах.(Клёст-это единственная птица, которая выводит своих птенцов в лютый мороз…и почему у неё такой клюв. Грухаря так назвали за его плохой слух и др.)

 А ещё ребята подготовили небольшие рассказы о зимующих птицах.

Но сначала догадайтесь о какой птичке будет идти речь- отгадайте загадку и доскажите словечко: Любит семечки и сало,

                                     Во дворе с утра летала

                                     Это  маленькая птичка.

                                      Отгадайте, кто?......................(синичка)

(Ребёнок показывает птичку на плакате и рассказывает о ней)

Примерный рассказ

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Воспитатель Он растрёпанный, драчливый.

Непоседливый, крикливый.

На асфальте, под окошком,

Хлеба собирает крошки.

Искупается в пыли

Или в луже на мели.

Отгадайте поскорей,

Эта птичка …

Дети: Воробей

(Рассказ ребёнка об этой птичке) Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка ...

Дети: Дятел.

(Ребёнок показывает птичку на плакате, а затем рассказывает о ней) Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет.

Дети: Голубь.

(Ребёнок находит эту птичку на плакате, а затем рассказывает о ней) Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Зимующие и перелётные птицы»

На столе разложены картинки с птицами (Давайте их сначала назовём).Зимующих птиц нужно положить к снежинке(в стороне стол со снежинкой). А перелётных на солнышко, ведь там, где они сейчас находятся- настоящее лето.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ягодами рябины, бузины, калины, семенами с цветов, трав, шишек, плодов диких яблок, груш и др. )

Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать? В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц, потому-что  из-за глубокого снега найти корм им значительно труднеее. А за нашу заботу птицы будут благодарны  и очистят наши сады весной от вредителей (тли, гусениц которые вредят деревьям) Дети, а вы знаете чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Игра «Подкормим пернатых друзей»

Разрезные картинки «Собери перелётную птицу»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете многих зимующих птиц- назовите их! А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями  приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Тема занятия: «Парашютист»

Цель занятия:

- формировать представления детей о родах войск (летчики, танкисты, десантники, моряки); воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины;

-воспитывать патриотические чувства к родине;

-обогащать словарный запас детей по данной теме;

-развивать навыки аппликации.

клей ПВА.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скоро вся страна будет отмечать очень важный праздник – День Защитника Отечества. А кто такие защитники отечества?

(Ответы детей)

В: Правильно, это воины. Солдаты, они защищают свой народ, свою землю от врагов; охраняют мир. Свободу и счастье на нашей земле. Это наша армия, которая не раз защищала свой народ от врагов.

Об армии любимой

Знает стар и млад

И ей, непобедимой,

Сегодня каждый рад.

Есть в армии солдаты,

Танкисты, моряки,

Все сильные ребята,

Им не страшны враги!

Стоят ракеты где-то,

И на замке граница.

И так чудесно это,

Что нам спокойно спится!

Воспитатель: Давайте посмотрим на эти картинки. (Картинки с различными родами войск). Кого вы здесь видите?

(Ответы детей)

Правильно, это различные рода войск нашей армии. А нужны они для того, чтобы защищать свою родину и на море, и на суше, и в воздухе. Давайте познакомимся с ними поближе:

1. Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска на границе. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашей родины. В пограничных отрядах есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идет по следу.

2. Военно-морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки. Командиры корабля – капитаны в ответе за весь корабль.

3. Военно – воздушные войска. Кто из вас знает, кто такие десантники? Это войска предназначенные для высадки с воздуха, из самолета. Солдаты этих войск не должны бояться высоты, умеют прыгать с парашютом и должны быстро действовать в сложной ситуации.

4. Сухопутные войска. В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. А также в военных войсках есть связисты, минёры, военные строители.

Дидактическая игра: «Кто где служит»

- Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на границе? Кто служит на танке? Кто служит на границе? Кто летает на вертолете? Кто служит в ракетных войсках? Кто служит на подводных лодках? И т. д.

(Ответы детей)

- Молодцы ребята, а каким нужно быть, чтобы защищать нашу родину? (Ответы детей) .

Правильно, сильными, смелыми, отважными. Русские воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью и выдержкой. Об этом хорошо говорится в пословицах:

- Смелый боец в бою молодец.

- Где смелость, там и победа.

- Жить – Родине служить.

- Если армия сильна, непобедима и страна.

Физкультурная минутка:

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли — раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе —

Положение рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение —

Руки к плечам — круговые движенья.

Вперед-вперед, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы —

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперед наклонись,

Затем два раза назад — не ленись!

Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.

На ноги свои обрати ты внимание.

Делай глубокие приседания!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх — скачите дружно!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Воспитатель: Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Ответы детей). Правильно. Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей)

Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, выносливыми, а ещё ловкими и меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.

Солдаты занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике, учатся стрелять, чтобы быть меткими во время боя. Бегают по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.

Они тренируются, чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.

Молодцы ребята.

Для защитников нашей Родины, для ваших пап и дедушек, я предлагаю вам изготовить в подарок ……………………………………………………………………………….

.

Итог занятия: давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник?

- Кому посвящен этот праздник?

- Что нужно делать, чтобы стать похожими на них?

(Ответы детей)

Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Скоро наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию, как их дедушки и папы, и станут настоящими защитниками Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой.

Конспект НОД в средней группе"Знакомство с царицей Природой" (блок познание)...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия) по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация.Цели.Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних ме...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».

Конспект занятия в старшей  группе  по ознакомлению с  природой  «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...