ЭТНОКУЛЬТУРА
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данный материалл всегда востребован при изучении традиций своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokultura.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения по образовательной программе Тропинки.
Воспитатель: Поликарпова И.Б.
МАДОУ «Детский сад№75»
Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения по образовательной программе Тропинки.
Этнокультурный компонент в воспитании позволяет педагогам сделать воспитательный процесс более продуктивным и эффективным, способствует улучшению освоения материала. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом имеют высокий уровень развития в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Педагоги знакомят детей с историей родного края, народными промыслами, с произведениями изобразительного и музыкального искусства. Благодаря этнокультурного компонента у детей воспитывается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания, чувство любви и привязанности к родному краю,стране.
Программа «Тропинки» является проектом вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования. Проект является более широким понятием по мнению разработчиков «Тропинок»,чем программа.
«Тропинки»- современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А Ильина, М.М.Бахтина,Л.С. Выготского и др.
1.Цели программы «Тропинки»
в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению; первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольной организации.
2.Задачи:
- инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры разной направленности), познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.;
- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;
- развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
- создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми (людьми разных национальностей) и самоотношения: расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
- формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающе-образоватаельной;
- развитие у ребенка начал будущего умения учиться.
3.Особенности содержания программы.
Творческое воображение – центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Как показывают исследования разработчиков программы (В.Т. Кудрявцев и др.), следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально-исполнительской деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое. Способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действительности, но и в умении смотреть на мир (включая самого себя и в первую очередь – самого себя) «глазами другого человека», шире – всего человеческого рода, а не просто с «частных» точек зрения отдельных людей (Э.В. Ильенков). Это и дает возможность видеть мир по-настоящему целостно, интегрально – «видеть целое раньше частей». Уже используя в игре палочку вместо лошадки, ребенок должен не просто изобразить езду, а вжиться в образ другого человека – наездника, и так до бесконечности. Поэтому игровая ситуация никогда не сводится к взаимодействию субъекта с объектом. По своей сути, это – диалог, как минимум, двух субъектов, один из которых реален, а другой – виртуален. Следовательно, воображение – это ещё и способность сконцентрировать виртуальную силу другого (других) в одном-единственном действии, при решении однойединственной задачи. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя «со стороны» что и как надо делать, не погрязнут в собственных страхах при освоении новых действий и т.п. Ведь их соавторами и советчиками будет все человечество, пусть они об этом и не догадываются. Дети с развитым воображением жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего – к самим себе. Воображение избавляет детей (да и взрослых) от самого страшного – внутреннего одиночества. Человеку «с воображением» интересен не только окружающий мир, но и другие люди, а главное: он сам.
Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.
Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.
Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.
Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.
Игра – главный источник развития воображения - ничему не учит. Она создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения (и любой деятельности).
Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир - еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей. В программе отражены стратегические и тактические ориентиры развивающей образовательной работы с детьми, дана характеристика её содержательных блоков.
В структуру программы входят более детализированные программнометодические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками»:
1) Социально-коммуникативное развитие: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
2) Познавательное развитие: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир культуры», «Тропинка в мир математики»;
3) Речевое развитие: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
4) Художественно-эстетическое развитие: «Тропинка в мир художественной литературы»(где дети знакомяться с произведениями разных национальностей населяющих нашу страну), «Тропинка в мир музыки»( дети знакомятся с музыкальными произведениями не только своей страны ,но и слушают и разучивают народные игры песни ,фольклор других национальностей, что позволяет педагогу расширить круг знаний по этнокультуре) , «Тропинка в мир изобразительного искусства»(дети выполняют различные орнаменты, знакомяться с художниками своей страны, учатся различать колорит и наполняемость рисунка);
5) Физическое развитие: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью»(знакомство с народными играми, с подвижными играми, всевозможные развлечения и т.д.).
К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам-«тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др.
6 В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка. По отношению к ним программа «Тропинки» выступает своеобразной «программой программ», позволяя педагогу представить себе систему развивающей,педагогической в целом. Вместе они образуют единый программно-методический комплект. Программа предназначена для внедрения в различные организации, реализующие программы дошкольного образования. Модули её могут использоваться в образовательном процессе этих организаций, а том числе в группах кратковременного пребывания. Программа «Тропинки» имеет базисный характер.
4.Принципы программы.
Целостность образовательного процесса в русле нашего образовательного проекта обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем его направлениям (социально-коммуникативное, познавательное развитие и др.) Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. Ведущий ориентир при решении специфических задач развития творческого потенциала ребенка внутри каждого направления образовательного процесса задают основные составляющие этого потенциала. К их числу принадлежат: реализм воображения, «умение видеть целое раньше частей», надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (творческая инициативность), мысленно-практическое экспериментирование7 . Остановимся на них подробнее. Реализм воображения - способность к образно-смысловому постижению общих принципов строения и развития вещей – таких, как они есть на самом деле или могут быть. Рассматривая выше примеры детского словотворчества и инверсионных действий, мы могли убедиться, что они обеспечивают ориентацию ребенка в реальном порядке вещей и закономерностях, которые определяют этот порядок. Благодаря им картина мира предстает перед ребенком во всем богатстве своих смысловых полей, «тайных измерений», которые и являются своеобразными «воротами» в «нормальную», в том числе – обыденную, реальность. Необычное, незнакомое, подчас парадоксальное для него – ключ к познанию, практическому освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.
Описание и содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Каждое направление содержит подразделы – «тропинки», которые обеспечивают реализацию целей и задач образовательных областей через различные вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Содержание работы по возрастным группам представлено в программнометодических пособиях по проекту «Тропинки»:
- Тропинка в мир людей;
- Тропинка в мир труда;
-Тропинка в мир свойств и качеств предметов;
Деление на разделы: «Играем», «Думаем» «Знакомимся»;
-Тропинка в окружающий мир;
- Тропинка в мир математики;
-Тропинка в мир правильной речи;
-Тропинка к грамоте;
-тропинка в мир художественной литературы;-
-тропинка в мир музыки;
-тропинка в мир изобразительного искусства;
- тропинка в мир культуры;
-тропинка в мир движений;
-тропинка к здоровью;
В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, представленные в пяти направлениях образовательного процесса:
•«Развитие культуры общения»,
•«Развитие культуры познания»,
•«Развитие культуры речи»,
•«Развитие художественно-эстетической культуры»,
•«Развитие культуры движений и оздоровительная работа».
Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.
У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.
Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.
Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:
- Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
- Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
- Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
- Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
- Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
- Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
- Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
- Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.
Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.
По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.
Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультура, как основа развития современного дошкольника
Рассматривается опыт работы со старшими дошкольниками по воспитанию этнокультуры в условиях ДОУ....
Воспитание интереса к этнокультуре у дошкольников.
Перспективное планирование на год....
Тема: Педагогические условия приобщения детей 6-7 лет к русской этнокультуре на основе народных праздников
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, - не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
Этнокультура в нравственно-патриотическом воспитании.
Мордовский край представляет собой территорию, населенную различными этносами....
Особенности формирования этнокультуры дошкольников в процессе знакомства с защитниками Отечества.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции....
Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном творчестве дошкольников.
Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном торчестве дошкольников....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.
На протяжении многих лет в нашем марийском национальном детском саду идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет соз...