Этнокультура в нравственно-патриотическом воспитании.
статья (старшая группа) на тему

Юзефяк Юлия Рашитовна

Мордовский край представляет собой территорию, населенную различными этносами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokultura_v_nravstvenno-patrioticheskom_vospitanii.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовский край представляет собой территорию, населенную различными этносами. Это исконно проживающие здесь русские, мордва (эрзя и мокша), татары и другие народы. Многовековое соседство финно-угорской, славянской и тюркской культур проявилось в уникальном сплаве обычаев и традиций, которые наложили свой отпечаток на развитие мордовского края. Поэтому возрождение, сохранение и развитие культуры, изучения национальных языков, и передачи молодым поколениям обычаев, обрядов и традиций, укрепления межнациональных отношений народов, живущих на мордовской земле, требуют соответствующего отражения в содержании дошкольного образования, т.е. образование призвано быть национальным по содержанию и по характеру

      В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Для приобщения  детей к истокам народной культуры,   можно выделить следующие направления работы:

- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;

- давать детям общее представление о республике Мордовия;

-знакомить с мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

- приобщать  детей к истокам мордовской праздничной и традиционной культуре.

Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (народных подвижных игр, устно-поэтического и музыкального фольклора, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) - в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания.

Знакомство с национальными мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности  детей

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.  

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, волей и стремлением

к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий (Например, экетэпэкетэчукетэмэ, эбэльфэбэльдоманэ. и т. д.) . Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора-старшее поколение пользовалось тайным счетом вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают пользоваться им в считалках.таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовные богатства и физическое совершенство. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает

знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения устно-поэтического творчества отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, приобщая к труду и красоте, честности и мудрости.

Особое значение в формировании этнокультурных традиций у до- школьников является проведение народных праздников: «Осенние посиделки», «Зимние святки», «Рождественские колядки» и другие.   

В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

         Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;

-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.