Конспект НОД Хлебобулочные изделия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Булгакова Елизавета Александровна

Конспект НОД Хлебобулочные изделия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_hlebobulochnye_izdeliya.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

 Хлебобулочные изделия

Булгакова Елизавета Александровна, воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад № 33 «Радуга»

Возраст детей / направленность группы

Дети 5-6 лет/ старшая группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Непосредственно образовательная деятельность

Приоритетные образовательные области

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель

Формирование у детей обобщающего понятия «хлебобулочные изделия», расширение представлений о их разнообразии, обогащение  словарного запаса и связной речи

Программные задачи

 Образовательные:

- формировать обобщающее понятие «хлебобулочные изделия»; расширить представление об их многообразии, видах, систематизировать знания о свойствах;

- формировать умения в  составлении  описательных рассказов по картинкам;

- активизировать словарь различными частями речи (существительные, прилагательные);

- согласовывать существительные с числительными;

- совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, единственного и множественного числа;

-формировать умение заучивать и проговаривать текст пальчиковой гимнастики, выполнять движения со словами;употреблять в речи предложно-падежных конструкций;

 - закрепить навыки лепки из соленого теста

  Развивающие:

- развивать связную речь,

- развивать познавательные психические процессы: мышление, память, внимание, воображение;

- умения устанавливать  причинно-следственные связи, выделять существенные признаки и словесно их выражать;

 - развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, группах, коллективно, умение договариваться, доброжелательность, бережное отношение к хлебобулочным изделиям

Основные понятия                       (новые слова)

 Продукты питания, хлебобулочные изделия, тестопластика

Виды  детской деятельности

- игровая (дидактические игры и упражнения);

- коммуникативная (беседа,речевые игры, взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения игровых заданий,  ситуативный разговор,подбор прилагательных);

- познавательная (собирание пазлов с изображением хлебобулочных изделий, ознакомление с видами собранных изделий);

- изобразительная (лепка хлебобулочных изделий из соленого теста);

- двигательная (физкультминутка)

Ресурсы

Технические средства: телевизор, магнитная доска, диск с подборкой видеосюжетов мультфильмов «Карлсон вернулся», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Машенька и Медведь», где изображены хлебобулочные изделия, диск с видеообращением детей;

Наглядно-демонстрационный материал: картинки с изображением хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, творога, пазлы хлебобулочных изделий, тематическая слайдовая презентация

Раздаточный материал для лепки: доски для лепки, стеки, соленое тесто, салфетки

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность, работа в группах, парах

Ожидаемые результаты

Ребенок:

- сформировано понятие о хлебобулочных изделиях, их многообразии;

- умеет согласовывать существительные с числительными;

- образует уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- составляет описательные рассказы по картинкам с подбором прилагательных;

- безошибочно согласовывает различные части речи, правильно употребляет падежные окончания;

- выполняет пальчиковую гимнастику, соотносит движения ссловесным сопровождением;

- самостоятельно  лепит  из соленого теста бублики, плюшки, крендели, булки и др. изделия;

- умеет выделять причинно-следственные связи, существенные признаки предметов, словесно их обозначать;

- четко и понятно для окружающих формулирует свои высказывания;

- доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, умеет работать в команде, в паре

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Время

I. Организацион-ный этап

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна, я воспитатель детского сада №33 «Радуга». Я узнала, что у вас в группе живут дружные и любознательные дети и решила сегодня придти к вам в гости. Я очень бы хотела с вами подружиться. А вы со мной? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Теперь мы с вами друзья!

 - В гости принято ходить с подарками, вот и у меня есть небольшой сюрприз для вас, который вам передали дети из моей группы. Давайте посмотрим вместе, что там?

(Предлагает пройти детям к монитору, включает диск)

Дети подходят к  воспитателю, здороваются с ним, ведут беседу, берутся за руки, становятся в круг, дарят друг другу улыбки.

- дети заинтересованы происходящим событием

- создание положительного психоэмоционального состояния,

 - установлен дружеский контакт, настрой на предстоящую деятельность

1,5 мин

II.Мотивационно-ориентировочный этап

Технология активного слушания: учебный диалог: диалог-проблема

Подготовка к

деятельности.

Постановка цели и задач деятельности.

 - Дети из моей группы записали вам видеообращение, внимательно прослушайте  его, и мы узнаем, что нам надо с вами сегодня выполнить.

(включает диск, на экране появляется видеобращение, где дети просят просмотреть отрывки из мульфильмов«Карлсон вернулся», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Машенька и Медведь», где изображены хлебобулочные изделия, и сделать выводы,  о чем сегодня пойдет речь, проходит обсуждение просмотренных фрагментов.В случае затруднения, воспитатель задает наводящие вопросы, подводит детей к тому, что изображены продукты из муки)

Дети прослушивают видеообращение, а затем присаживаются на стулья и просматривают на видеопрезентации фрагменты  мультипликационных фильмов.

Обсуждают увиденное, ищут ответ, что общего во всех сюжетах.

- проявляют заинтересованность,

 - мотивированы на дальнейшую деятельность;

 - умеют делать выводы и умозаключения, выделять общее в различных сюжетных линиях;

 - сформировано мышление, память, воображение;

 - умеют делать выводы и умозаключения, словесно их обозначать;

- у детей сформировано желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

4 мин

III. Поисковый этап

- Итак, что же объединяет все эти мультфильмы?  Молодцы, отгадали правильно. Продукты, изготовленные из муки. (Просит перечислить те, которые встретились в мультфильмах).

 - А как можно назвать одним словом все продукты, изготовленные из муки? Кто мне может подсказать?

(в случае затруднения детей педагог  подводит детей к называнию обобщающего понятия«хлебобулочные изделия»)

 - А вот узнать немного больше об этих вкусных и замечательных продуктах мы сможем, если позанимаемся  в «Школе юного знатока». Раздел «Хлебобулочные изделия».

- А кто же такой знаток? Вы согласны стать юными знатоками?

 - Ну, раз вы согласны, так давайте начнем нашу работу, обратите внимание на слайд, где размещен план (просматривают задания плана)

Дети   приходят  к выводу, что во всех мультфильмах изображены продукты, изготовленные из муки,  называют изображенные хлебобулочные изделия (ватрушки, пирожки, колобок).

Дети  дают свои варианты ответов. Закрепляют словесно обобщающее понятие «хлебобулочные изделия»

- развита речь, умеют называть  мучные продукты (ватрушки, пирожки, колобок);

 -  называют обобщающее понятие «хлебобулочные изделия»;

 - формируются мыслительные процессы;

- формируется память в процессе запоминания заданий;

 - ориентированы на дальнейшую деятельность по предложенному плану

3 мин

IV. Практический этап

Технология активного слушания учебный диалог: диалог-взаимопонимание

1). Просмотр информации в сети Интернет

2) Малоподвиж-ная игра «Кто больше назовет»

Физкультминутка

3) Игра «Веселое название»

4) Игра «Посчи-тай. Скажи»

5) Игровое упражнение «Назови начинку»

 - Итак, наше первое задание, обратите внимание на картинку. Ребята, где в современном мире мы можем с легкостью найти ответы на все интересующие нас вопросы?

Обратимся к интернету. К нам на помощь пришла страничка из википедии, накоторая расскажет нам какие изделия называются хлебобулочными, но сначала я бы хотела, чтобы вы мне сказали. Как вы думаете?

- Ребята, изделия, получаемые путём выпекания теста, (состоящего как минимум из муки, воды и соли), разрыхлённого дрожжами или закваской, называют хлебобулочными. (Просит повторить информацию одного из детей)

 - Одно задание выполнено.А поэтому, пора нам заглянуть во второй пункт нашего плана.  Задание «Кто больше назовёт».  Для этого нам понадобится мяч. Я буду бросать его по кругу, а вы будете называть, какие вы знаете еще продукты, изготовленные из муки. (Передает мяч по кругу, дети называют)Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете?

- Дети, на самом деле, хлебобулочных изделий великое множество (хлеб, ватрушка, батон,  плюшка, рогалики, печенье, рулет, пряники, калач, пирог, торт, баранки, бублики, лепёшка, крендель, лаваш, пышка, каравай, круассан, кекс, кулич и тд.)

- Молодцы, ребята, вы выполнили второй пункт плана. А сейчас немного разомнемся. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.  

Ой, ладошки-ладошки. Мы печем оладушки (хлопки ладошками).

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно (имитируют помешивание по кругу).

Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол (присели).

Тесто убежало, начинай сначала (лёгкий бег на месте).

 -  Самое время, ребята, заглянуть нам следующий пункт плана. А здесь нас ждёт интересная игра, которая называется «Веселое название».

- Посмотрите на картинку. Что это за изделие? Эторогалик. Как вы думаете, почему люди так назвали эту булочку? Правильно, потому что она похожа по форме на рог.

- А вот еще одна булочка, кто мне скажет, как она называется? Этоплюшка.Откуда пришло это название? Ее название произошло от слова «плющить». Вспомните, как вы расплющиваете шарик пластилина в лепешку. Эта булочка плоская как будто ее расплющили. Вот и называют плюшкой.

- Ребята, а что это за булочки, я даже не знаю…. Когда я шла к вам в детский сад, подул сильный ветер и пазлы перемешались. Давайте мы с вами разделимся на 2 группы, соберем пазлы и узнаем, что же это за булочки.

- А теперь посмотрите на эту картинку, что за булочка здесь изображена? Это плетенка.

- А почему она так называется? Плетенку переплетают, когда готовят.

- Вы уже догадались, как ее плетут? Можно плести как косичку, можно закручивать концы по-другому.

- А это что за булочка? Правильно это ватрушка.Какой формы ватрушка?  Верно, она всегда круглая. Вы катались зимой на ватрушке с горки? Или видели, как катаются другие? Чем похожи ватрушка для катания с горок, и ватрушка – булочка? Правильно, они обе круглые и у них в серединке дырочка.

- Молодцы ребята,  следующее задание«Посчитай. Скажи».(индивидуальная работа.Игровое упражнение направлено на формирование словарного запаса за счет подбора прилагательных, согласование существительного с числительным, умения образовывать формы уменьшительно-ласкательные формы существительных. Ребенок выбирает и называет цифру, под которой находится задание. Педагог читает задание)

1) «Посчитай ватрушки до 7»

2) «Укрась слово «хлеб» прилагательными»

3) «Назови ласково»

4) «Один-много»

- Молодцы ребята, выотлично справились и с этим заданием. В последнем пункте плана вам предстоит выполнить задание парами. Найдите себе пару. Один из вас возьмет картинку с изображением, назовет, что на ней изображено. А второй ребенок скажет, какую начинку мы положим в пирожок. Например: Клубника.  Начинка в пирожке значит клубничная.(раздает детям конверты с заданием, один ребенок ориентируясь на картинку, называет существительным название начинки, второй ребенок отвечает прилагательным, какая это начинка)

- Пирожок, в который положили начинку из абрикоса, яблок, сливы, клубники, груши, тыквы, персика, творога, картофеля, капусты)

 Дети с опорой на картинку из плана приходят к выводу, что в этом помогает интернет.

Один из детей повторяет за воспитателем определение, что такое хлебобулочные изделия.

Дети  становятся в круг, воспитатель бросает мяч по кругу, дети называют продукты, изготовленные из муки

Дети выполняют физкультминутку, повторяют слова и движения согласно тексту.

Дети, ориентируясь на название хлебобулочного изделия, и основные внешние признаки дают свои версии ответов «Почету так называется» (плетенка, рогалик, плюшка, ватрушка)

Закрепляют в речи название продукта.

Работа в группах. Дети собирают пазлы с изображением плетёнки и ватрушки.

Индивидуальная работа детей.

1) «Посчитать ватрушки от 1 до 7» (1 ватрушка, 2 ватрушки, 3 ватрушки и т.д.);

2) «Хлеб какой?» -  Душистый, круглый, серый, , теплый, ароматный, вкусный, сытный, хрустящий, ржаной, мягкий и др.

3) «Назови ласково» - каравай – каравайчик, булочка, сухарь – сухарик; баранки  - бараночки, пряник- пряничек, калач-калачик.

4) «Один-много». Один пряник-много пряников; однаватрушка -много ватрушек; один торт –много тортоводинхлеб -много хлеба, один калач –много калачей, один сухарь-много сухарей.

Работа парами. Закрепление знания фруктов, овощей, продуктов питания с опорой на картинку.

1-й ребенок, ориентируясь на картинку, называет название начинки существительное, 2-й название начинки прилагательное

 - абрикос - абрикосовая;

 - яблоко - яблочное;

 - тыква-тыквенная;

 - слива – сливовая;

- груша – грушовая;

- персик – персиковая;

- картофель- картофельная;

 - капуста – капустная;

- творог –творожная

- развитие познавательного интереса и проявления активности  

- развивается мышление, внимание, память;

 - сформировано понятие «хлебобулочные изделия»;

 - сформированная связная речь, умения отвечать на вопросы

- пополнен словарь словами-продуктами из муки;

- формируется внимание,   исполнительская  дисциплина, умение слушать, анализировать,  правильно отвечать на вопросы;

- согласование речи и движения, умеют проговаривать текст;

 - развивается мелкая моторика рук;

- умеют анализировать предмет, опираясь на его существенные признаки, делать выводы и умозаключения;

 - развивается воображение;

 - развивается связная речь, умения давать развернутые ответы

- умеют подбирать прилагательные;

 - пополняется словарь; - сформировано умение согласовывать существительные с  числительными;

- умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

 - формируется лексико-грамматический строй;

- активизация речевой функции;

- дети умеют выражать свои мысли понятно для окружающих;

- дети правильно согласовывают существительные с прилагательными;

- развивается  умение работать парами, договариваться;

- умеют устанавливать

причинно-следственные связи

13,5 мин

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Технология актив-ногослушания: слушание,

учебный диалог:   диалог-рефлексия

 - Ребята, вы успешно выполнили все задания плана, который приготовила для нас «Школа юного знатока».  Надеюсь, все, что вы сегодня узнали, вам пригодится в дальнейшем.

(Работа с соленым тестом.Если время позволяет, работают на НОД, если нет, воспитатель предлагает выполнить это задание в другой режимный момент)

 - Мои дети передали вам еще один небольшой подарок, соленое тесто. Из него можно лепить различные фигурки. Это работа называется тестопластика(закрепляет название). Предлагаю вам вылепить из него различные хлебобулочные изделия для вашей игры в магазин.Давайте распределим, кто, что будет лепить.Но для начала немного разомнем наши пальчики.

 - Я присоединюсь к вам можно? Я хочу слепить  плетенку. А пока мы с вами работаем, давайте немного поговорим.

-Давайте вспомним наш вопрос, который задали нам дети? Смогли ли мы на него ответить?Что мы для этого делали?

-Где вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили? Кому вы расскажете об этом?

-Что вы узнали нового? Что было познавательным и интересным?

Я была очень рада с вами познакомиться. Мне тоже сегодня было с вами интересно. Вы меня тоже многому научили. Дружно работать, надеюсь, что мы с вами подружимся надолго. Спасибо.

Дети закрепляют название «тестопластика»

Обсуждают и делают выбор, кто и что будет лепить. Осуществляют лепку хлебобулочных изделий для игры «Магазин», закрепляют приемы лепки, названия хлебобулочных изделий.

Подводят итоги. Рассказывают, какие задания выполнялись, какие новые названия хлебобулочных изделий они сегодня для себя узнали, стараясь отвечать полными, развернутыми ответами

- сформированы приемы лепки (раскатывание, сплющивание и др.);

- могут анализировать свою  деятельность;

- называет результаты работы и способы их достижения;

 - могут рассказать, где и как они могут применить свои знания;

 - сформированы навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками

3 мин